Яндекс.Метрика
Качество возводимого в Ульяновской области жилья будет взято под особый контроль
10:0921 августа 2013
качество жильяВ руки специалистов Главрегионнадзора Ульяновской области попал любопытный документ. ?з него следовало, что он являет собой заключение №91-ВЧ/07 от 29 декабря 2012 года о соответствии построенного по улице Рылеева,11 в Ленинском районе Ульяновска многоквартирного дома (МКД) требованиям технических регламентов, норм и правил. Казалось бы, надо только радоваться. Вместо этого в Главрегионнадзоре забили тревогу. Вот что говорится в письме, полученном автором этих строк за подписью руководителя инспекции Николая Батанова: «В ходе проведённой служебной проверки установлено, что извещение о начале строительства в 2012 году в адрес ?нспекции регионального государственного строительного надзора Ульяновской области от застройщика не поступало. Региональный государственный строительный надзор на данном объекте не осуществлялся. Соответственно, заключение на данный объект не выдавалось». Руководство Главрегионнадзора в этой ситуации приняло единственно правильное решение. В прокуратуру региона и Управление МВД по Ульяновской области было направлено обращение о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц за использование заведомо подложного документа. Этот случай, к сожалению, далеко не единственный. С аналогичной ситуацией представители Главрегионнадзора незадолго до этого столкнулись в Димитровграде, где возведён девятиэтажный жилой дом с такими недоделками, которые делают невозможной сдачу объекта в эксплуатацию. При этом застройщики так и не смогли предъявить проверяющим ни единого правоустанавливающего документа, который бы узаконивал строительство. Как отмечалось на недавней коллегии Министерства строительства Ульяновской области, объёмы строительства жилья в регионе постоянно растут. Успехи отрасли в этой части более чем очевидны. ? тем острее встаёт вопрос о качестве возводимого жилья. Заместитель руководителя Главной государственной инспекции регионального надзора Владимир Сапрыгин отмечал, что в советское время были допуски на определённые виды работ, система качества, вплоть до проведения государственных комиссий с выставлением оценок. Всё вместе взятое дисциплинировало застройщиков. Сегодня этого нет. Осталось только одно требование – обеспечить минимальную безопасность возводимого жилья. Но безопасность, это не качество, а иная категория. ?, наоборот, падение качества неотвратимо ведёт за собой падение безопасности. Люди жалуются в различные инстанции, прежде всего, на низкое качество отделки,  неудобство проживания, отсутствие комфорта. Всё это очень важно и необходимо. Но проблемы заложены, прежде всего, в неправильном и некачественном исполнении несущих конструкций. В приведённых нами случаях попробуй теперь, проверь, насколько эти конструкции соответствуют строительным нормам и правилам. Ситуация выглядит тупиковой. Дело в том, что отделочные работы относят к «бытовому» уровню и никто особых претензий по их качеству не заявляет. Кроме, естественно, жильцов.  Опять же, сегодня жильё, за исключением эконом-класса, сдаётся без отделки. Этот факт узаконен. На практике получается, что по безопасности жильё проходит, а вот по качеству остаётся много вопросов. Владимир Сапрыгин видит выход в одном: принимать объекты с включением отделки. Он приводит в пример ситуацию по судебным тяжбам. Собственник жилья сегодня пошёл грамотный. Он активно вмешивается в строительный процесс и при выявлении недостатков никогда не упустит возможности отыграть в свою пользу порой даже очень неплохие суммы. Это хороший стимул, пусть и в виде «кнута», к повышению качества возводимого жилья. Если же кто-то не захочет заниматься этой проблемой, то через тендеры станут приходить другие подрядчики, которые будут строить больше, быстрее, качественнее и дешевле. Жизнь начинает подсказывать, что иных вариантов не остаётся. Пора признать, что у рынка свои законы. С ним полностью солидарен руководитель филиала Некоммерческого партнёрства «СРО «Межрегиональное объединение строителей» Валентин Логачёв: «Нужен анализ качества возводимого жилья. Он не проводится. Законодательно можно и нужно вводить обязательное страхование строительства. Тогда будет и надзор, который сегодня нигде и никем, прежде всего, на федеральном уровне, не прописан». По МКД надзора вполне хватает. Но нет планки, ниже которой не должно опускаться качество жилья. Непонятно и другое: кто должен поднимать качество? Строительный процесс, как известно, разбит на части: от получения разрешения на строительство до ввода объекта в эксплуатацию. Каждый занимается своим делом в одиночку, а в итоге получается разобщённость, когда, по большому счёту, не с кого спросить. Затронул Валентин Логачёв и ещё одну болезненную тему: недостаточность полномочий. Это же абсурд, когда эксперт при выявлении грубых нарушений не имеет права наказывать подрядчика, даже штрафом, запретить или приостановить строительство, обязать что-то устранить и переделать. Если же начинаешь решать некоторые из таких проблем, то нарываешься на такой формализм, преодолеть который просто не под силу. В единоличном порядке у тебя прав нет. А чтобы исключить того или ионного нарушителя из состава СРО, где, скажем, три тысячи членов, надо собрать их вместе на единый форум. Это реально? Станешь проявлять самодеятельность, суд тут же спросит: «А где ваши полномочия?» Нужны законодательные инициативы. В былые времена в строительных организациях были производственные, технические, ревизионные отделы, инспекторы, которые обеспечивали полный контроль над качеством. Сегодня, зачастую, жильё берутся строить по принципу «папа, мама, я – дружная семья». Это когда  застройщики, подрядчики, контролёры представлены в одном лице. Нанимай гастарбайтеров и, что называется, вперёд. Закон не запрещает. Члены коллегии и приглашённые были едины во мнении: на федеральном уровне проблема упорно замалчивается. С другой стороны, никто и ничто не мешает создать систему качества возводимого жилья непосредственно в Ульяновской области, с учётом специфики региона. Причём должна быть сквозная система: от выдачи градостроительного плана, грамотного технического задания, проектирования, строительства, заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию. Пока что на каждом из этих этапов возникает масса проблем, которые, между тем, тесно взаимосвязаны. Регулятором процесса видится правительство Ульяновской области в лице Министерства строительства: иных рычагов воздействия у строителей нет. Можно бесконечно собираться, обсуждать, но результатов не будет. Требуется волевое решение по системной работе в этом направлении.   Виктор Никитин Фото Главрегионнадзора