Яндекс.Метрика
Чей Каспий?
12:2028 января 2013
Рафаил БикмухаметовКлуб «Симбирский глагол». Ведущий Клуба – Жан Миндубаев. Гость Клуба – Рафаил Бикмухаметов. Тема заседания: «Чей Каспий?»   Визитная карточка гостя. Б?КМУХАМЕТОВ Рафаил Ахметович. Родился в 1943 году в Казани. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Много лет проработал в газете «?звестия». Был ее собственным корреспондентом в ряде регионов страны. Затем более 10 лет был специальным корреспондентом информационного агентства «?нтерфакс». Автор нескольких публицистических книг. Член Союза журналистов России.   От ведущего: Каспий – самое близкое к нам море, уникальный водоём. Это огромная кладовая биоресурсов, практически единственный в мире естественный заповедник осетровых рыб. ? в то же время на шельфе сосредоточены богатейшие ресурсы углеводородного сырья. По разным прогнозам запасы нефти тут от 15 до 30 миллиардов тонн. До распада СССР юридический статус Каспийского моря регулировался двусторонними договорами, заключенными между Советским Союзом и ?раном. По российско-иранскому договору, заключенному 26 февраля 1921 года в Москве, обе стороны согласились принимать пограничную линию, определенную двусторонней комиссией в 1881 году, как водную границу между ?раном и Россией. Российско-иранский договор «О торговле, мореходстве и заселении», подписанный в 1935 году, а также договор «О торговле и мореходстве» 1940 года подчеркивают, что Каспий является «Советско-иранским морем». Теперь же на богатства Каспия претендуют пять независимых государств – Россия, Азербайджан, Казахстан, ?ран и Туркменистан.
Вот и возникают естественные вопросы: кому всё это достанется и как по справедливости разделить Каспий?
  Рафаил Бикмухаметов   КАСП?Й НА ПЯТЬ НЕ ДЕЛ?ТСЯ?   Более 20 лет, начиная с 1991 года, пять прикаспийских государств не могут заключить договор о правовом статусе Каспийского моря. С Каспийским морем я познакомился, ещё будучи студентов факультета журналистики. Тогда я прошел конкурс и был принят на должность редактора отдела промышленности газеты «Молодой целинник на студенческой стройке», которая издавалась в летние месяцы для освещения деятельности студенческих отрядов в Казахстане. Так вот в одной из командировок и прилетел в припортовый город Гурьев, который теперь называется Атырау. Случай забросил меня на борт рыболовного сейнера, на котором директор промыслового совхоза вышел в море, чтобы проведать свои суда, ведущие добычу рыбы в прибрежной зоне. Вышли из порта в полный штиль, но уже через пару часов задул ураганный ветер. Поднялась крутая волна и стала безжалостно бить сейнер по «скулам», раскачивать с борта на борт. Когда вошли в район промысла, шторм усилился, и капитану стоило немалых трудов удерживать судно. - Ну как тебе это озеро? - спросил директор после швартовки. - Настоящее море, - ответил я со всем уважением к норовистому Каспию. После я ещё несколько раз встречался с Каспийским морем в разных ситуациях, а несколько лет даже проработал в прикаспийском регионе. Мог ли кто-нибудь предположить тогда, в семидесятые годы, что настанут времена, когда споры о Каспии (море или озеро?) перекочуют из сферы эмоциональной и научной в дипломатическую и экономическую. Такой спор может на первый взгляд показаться чистой схоластикой. Но это далеко не так - ведь речь идёт о вещах вполне осязаемых, конкретных, прежде всего о собственности, национальных интересах.   Когда заложили мину   Обратимся к не столь давней истории. В начале семидесятых годов прошлого столетия на Каспии тогдашним Миннефтепромом СССР в сугубо ведомственных интересах, для удобства разграничения участков геологоразведочных работ, были проведены условные линии между территориями республиканских подразделений союзного министерства. Каспийское море в той части, которая относилась к Советскому Союзу, было разделено соответственно на Российский, Казахстанский, Азербайджанский, Туркменский сектора. ?ранский же сектор определялся границей СССР на суше. Примерно 70 тыс. кв. км территории Каспийского моря доставалось Азербайджану, 80 тыс. кв. км — Туркмении, 60 тыс. кв. км — России, 105 тыс. кв. км — Казахстану, а 55 тыс. кв. км территории оставалось за ?раном. С этим делением был ознакомлен ?ран. Тогда официальный Тегеран не предъявлял никаких претензий. После распада Советского Союза на Каспии произошли фундаментальные геополитические перемены. Число прибрежных государств увеличилось с двух до пяти. Начиная с 1992 года, в двухсторонних и многосторонних встречах велись дискуссии и переговоры, связанные с юридическим статусом Каспийского моря. Они показывают, что к этому вопросу каждое государство имеет свой подход, основывающийся не на международно-правовых нормах, а на национальных интересах. Баку считает, что Каспий должен быть разделен на национальные сектора по принципу срединной линии. Россия предложила положить в основу правового статуса Каспийского моря принцип: делим дно — вода общая. В вопросе о разграничении дна Каспия позиции России, Казахстана и Азербайджана практически совпадают. Туркменистан также согласен с таким делением, правда у него есть претензии к Азербайджану. А вот ?ран  хочет поделить на пять и водную поверхность и ни какие уступки не согласен. Впрочем, не всё гладко и во взаимоотношениях между Азербайджаном и Туркменистаном из-за спорных шельфовых месторождений углеводородного сырья в южной части Каспия.   Месторождения раздора   Споры между двумя странами недавно снова вспыхнули с новой силой. Для Москвы, лоббирующей прокладку по дну Черного моря нового газопровода «Южный поток», по которому газ из Каспийского бассейна должен пойти в Европу под контролем «Газпрома», появился новый повод для оптимизма. Между потенциальными участниками конкурирующего проекта Nabucco – Туркменистаном и Азербайджаном – обострились противоречия на почве раздела углеводородных богатств Каспия. Недавно эти страны обменялись резкими заявлениями, заявив о готовности использовать все средства для отстаивания собственных позиций. «Сложившаяся ситуация сдерживает полномасштабное освоение природных ресурсов туркменского шельфа Каспия, тормозит реализацию крупномасштабных программ по экономическому развитию региона, сохранению экологического благополучия моря и побережья», – заявил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на состоявшемся специальном заседании кабинета министров страны, центральной темой которого стал вопрос взаимодействия с сопредельными по Каспийскому региону странами, в частности Азербайджаном. В ходе заседания замглавы М?Да, председатель госпредприятия по вопросам Каспийского моря при президенте Тойлы Комеков доложил о результатах, проведённых в Баку туркмено-азербайджанских переговоров по вопросам разграничения дна и недр Каспийского моря. Как отмечалось на заседании, несмотря на усилия туркменской стороны, консенсус в этом вопросе до сих пор не достигнут главным образом из-за различия позиций по отношению к принадлежности нефтегазовых месторождений в центральной части Каспия, на спорной между Туркменией и Азербайджаном территории. В этой связи президент поручил вице-премьеру, министру иностранных дел Рашиду Мередову привлечь авторитетных международных экспертов для изучения правомерности претензий Азербайджана на спорные морские месторождения, а затем передать подготовленные документы на рассмотрение Международного арбитражного суда, сообщило туркменское телевидение. По словам Бердымухамедова, поиск и разработка взаимоприемлемых решений в этой области во многом сдерживаются из-за особой позиции Азербайджана, который в одностороннем порядке приступил к разработке спорных месторождений нефти и газа – «Омар» и «Осман», и его претензий относительно принадлежности месторождения «Сердар». «Для Туркмении является неприемлемой подобная практика односторонних действий на Каспийском море, и в первую очередь по разработке тех участков, где отсутствуют договоренности заинтересованных государств», – заявил Бердымухамедов, отметив, что во всех существующих со времен СССР нормативных актах четко определено, что эти месторождения находятся в пределах территории Туркменистана. Бердымухамедов дал поручение сообщить международным компаниям, которые работают на спорных участках, что в случае, если арбитраж примет сторону Ашхабада, то Туркменистан потребует от них возмещения убытков. Реакция Баку на заявления из Ашхабада последовала незамедлительно. В субботу замминистра иностранных дел Халаф Халафов в интервью азербайджанскому телеканалу ANS заявил о том, что Азербайджан намерен отстаивать свои интересы в вопросе разработки нефтяных месторождений в Каспийском море. «Мы готовы защищать интересы Азербайджана всеми доступными средствами, в том числе и дипломатическими, – уточнил Халафов. – Что касается судебных процедур, то в случае, если возникнет такая необходимость, мы готовы рассмотреть и их». Он подчеркнул, что Азербайджан ещё в начале 90-х годов прошлого века, до подписания «контракта века», провел необходимые исследования по вопросам разработки месторождений, включая географические, физические и правовые аспекты. «Мы провели все необходимые исследования для обоснования нашей позиции и прав», – сказал он. Напомню, что так называемый «контракт века», о котором упомянул азербайджанский чиновник, был подписан 20 сентября 1994 года в Баку и предусматривает разработку блока месторождений «Азери-Чираг–Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря. По мнению экспертов, ситуация, которая складывается в регионе в связи с обострившимся спором двух стран, далеко не однозначна. Аналитик ?К «Тройка Диалог» Валерий Несторов уверен, что амбициозный европейский проект может серьезно споткнуться из-за растущих азербайджано-туркменских противоречий. «Надежды России с ее «Южным потоком» как конкурента Nabucco как раз и были связаны с нерешенностью вопросов разделения каспийского шельфа, – отмечает эксперт. – Сохранение и обострение противоречий могут как минимум затормозить реализацию проекта строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан. А как максимум – сузить ресурсную базу Nabucco.». При этом договориться двум бывшим советским республикам будет очень непросто. «Нефтяные азербайджанские запасы на шельфе оказались меньше, чем предполагалось еще 10 лет назад, так что Баку будет достаточно жестко бороться, отстаивая свои права на любое перспективное месторождение, – напоминает эксперт. – Лишних ресурсов у Азербайджана в отличие от Туркменистана попросту нет». «С другой стороны, и Ашхабаду будет непросто отступать в этом споре, учитывая жизненно важную потребность в поступлении средств от продажи своих ресурсов, - отмечает эксперт. - Так что без внешнего нажима договориться обеим странам будет очень сложно». При этом аналитики отмечают и положительные моменты. В частности, по Северному Каспию ситуация уже определена, так как России и Казахстану удалось договориться по всем основным вопросам, однако южный регион моря остается предметом спора. Тем не менее, шансы России воспользоваться этой ситуацией эксперты считают невысокими. Теоретически обострение противоречий между Азербайджаном и Туркменистаном может негативно сказаться на сроках реализации европейского проекта Nabucco, поскольку обе страны в нём играют ключевые роли. ? вопросы диверсификации экспортных поставок углеводородов настолько важны как для Баку, так и для Ашхабада, что обе страны в итоге найдут взаимоприемлемое решение.   Растут аппетиты и у ?рана   В ближайшее время планируется провести очередное заседание специальной рабочей группы (СРГ) по разработке конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне замминистров иностранных дел прикаспийских стран продолжит постатейное изучение проекта конвенции, Целью СРГ, созданной в конце 90-х годов по решению глав государств каспийской пятерки является выработка проекта конвенции о правовом статусе Каспия. За эти годы проект конвенции обсуждался многократно, но как говорят сами участники переговоров, документ согласован лишь на 70%. Единства удалось достичь по положениям, касающимся природоохраны, биоресурсов, судоходства, что дает прикаспийским государствам суверенные права на недропользование при сохранении водного пространства в общем пользовании. Что же касается принципиальных вопросов: делимитации секторов моря и безопасности, то они, как правило, решаются на уровне президентов. Так было, когда в 2001 и 2003 годах северную часть Каспия поделили на национальные секторы по методу серединной линии между Россией (19%), Казахстаном (29%) и Азербайджаном (19%). Если бы ?ран и Туркмения согласились с таким принципом разделения, то им отошли бы соответственно 14% и 19% водоема. Если Ашхабад в принципе не против раздела по серединной линии, то ?ран настаивает на равнодолевом разделе, чтобы получить 20% Каспия. Между тем, первоначально ?рану отводилось лишь 11,3% водной акватории Каспия. После долгих переговоров стороны согласились увеличить иранскую долю до 17%, но не более. Следует отметить, что позицию ?рана о разделе водной акватории на 5 равных частей не поддерживает никто. Наиболее активно против такой арифметики выступают Азербайджан и Туркменистан. Причина проста: шельф. За последние 4 года ?ран уже открыл 10 новых месторождений. Так что более приемлемым является предложение России об общей акватории для судоходства и рыболовства и дележе дна. Может быть, каспийская пятерка и нашла бы взаимоприемлемые решения при самостоятельном рассмотрении проблемы, но тут как тут оказались дядя Сэм вместе с ЕС, которым Азербайджан, а в последнее время и Туркменистан открыли настежь двери к своим месторождениям на Каспии. Вот почему все аналитики не просматривают скорого раздела Каспия. Тревожной тенденцией стало и усиления военного флота всех прикаспийских государств...