Жан Миндубаев
****
Визитная карточка гостя:****
- Борис ?ванович, как известно, родившееся во времена Древнего Рима чисто земледельческое понятие «культура земледелия» очень быстро расширило свои границы. ? ныне мы вполне естественно применяем термин «культура» к самым разным сторонам нашего бытия: культура поведения, культура музыкальная, культура быта, физическая культура, культура общения - и так далее. В клубе "Симбирский глагол" в преддверии культурного форума проводится ряд заседаний, обозначаемых так: "Культура. Ее роль в обществе и государстве". Понятно, что тема многогранная. Сегодня хотелось бы поговорить о том, что есть культура в нашей повседневной жизни. Если проще: существует ли, скажем так, культура бытия, связуется ли она с понятием "высокой культуры?" – На мой взгляд, здесь нет вопроса. Для меня очевидно, что образ жизни, уровень бытовых устремлений и привычек самым непосредственным образом связаны с утверждением и достижениями самых высоких культурных Олимпов. Это как в спорте: если нет массового спорта в стране - то наивно ждать и побед и золотых медалей. Потому я считаю, что забота о культурном развитии – это, прежде всего, утверждение моральных принципов: развитие в человеке стремления быть образованнее, опрятнее во всех смыслах, быть устремленнее к некой существенной и благородной цели. Ну и конечно, общая забота - и народа, и власти - о развитии библиотек, театров, музеев; строительство храмов, обустройство опрятного и не кичливого быта. Естественно, и забота о здоровье. То есть: утверждение культуры в ее естественном понимании - как приобщение людей к просвещению, познанию, чтению, к духовности, к музыке. Пожалуй, я бы так определил сущность культуры. – Вы хотите сказать, что если подрастающие поколения не будут знать, допустим, что такое рояль, скрипка, музыкальная школа, библиотека или детский хор - то напрасно ждать нам новых Шаляпиных или Мацуевых? – ?сключения, конечно, бывают. Подчас с божьей помощью даже редкие дарования являются к нам из мест, вроде бы от культуры далеких. Примеры тому есть. Но общая закономерность такова: чем ближе к общей культуре народ той или иной части планеты - тем более существенны высокие культурные достижения. Эта аксиома часто нами забывается. Отчасти из-за неуважения к носителям культуры, из-за пренебрежения к зачаткам массового культурного прогресса. ?менно поэтому так важно финансово, организационно, морально и материально - и вообще всячески поддерживать детские музыкальные, художественные, спортивные школы, кружки, клубы. ?бо именно там пробуждается в душе человека стремление к прекрасному, чистому, высокому. Как сказал один из мудрецов: "В дитяти начинается пробуждаться человек". – А семья, ее роль? – Семья - первична. От образа жизни семьи, от иерархии ценностей, в ней культивируемых; от духовной устремленности родителей, от принципов, которых они придерживаются и которым следуют в повседневной жизни, зависти во многом - выражусь так - и культурное созревание ребенка. ?бо, как сказал однажды Гоголь, на яблоне могут вырасти золотые яблочки - но груши на березе не растут никогда... – Говоря о культуре повседневной жизни, Вы имеете в виду только ее эстетический, чисто культурологический аспект? ?ли что-то еще? – Понимаете, в моем представлении культурный человек - это не только тот, кто чувствует очарование музыки или живописи, кто ценит волшебство прозы Бунина или Чехова, и так далее. Культурный человек - это личность, которая и в быту, и в общении с другими, и в пристрастиях следует принципам порядочности и честности; соблюдает приличия, уважает и чтит закон, оберегает старость и помогает немощи... Ну и так далее... Как считал Чехов: "В человеке все должно быть прекрасно..." – ?, простите, не чистить зубы, плеваться в общественном транспорте, распивать пиво в подъездах и гадить в подъездах культурный человек не должен? – Да он просто не сможет это делать! Не смо-жет. У него, как говорится, руки на это не поднимутся. ?бо уже совершил первые шаги к культурному существованию. Он перешел, так сказать, точку возврата. Так я думаю. – Хорошо. Поднимемся на ступеньку выше. Мне лично кажется, что сегодня истинная культура, которая ведет к облагораживанию человеческих душ, к очищению и одухотворению стала немодной. Увы! - ныне, повсеместно произрастает и укрепляется фиглярство "возле культуры"; некая псевдокультура в виде "городов картоний", "треугольных груш" и прочей ерундистики, на осуществление которой шустрым ловкачам выделяются немалые бюджетные средства... Тут вспоминается «суперпроект» одного из такого рода «культуртрегеров» в Перми: красные человечки на крышах, деревянные уродцы на улицах. Которые новый пермский губернатор пообещал все снести, чтобы не уродовали город и не пугали пермяков. ? как противостоять этой «лже-культуре»? – Я думаю, путей много, они разнообразны. Почему бы, скажем, не проводить интеллектуальные конкурсы, чтобы молодые соревновались в знаниях литературы, истории, музыки, театра? Почему не потеснить «попсу» поистине великой музыкой? Почему не возродить в школах хоровое пение? Не устраивать ретро-показ прекрасных кинофильмов? Да, пути к культуре разнообразны – и тут многое зависит от тех, кто эту культуру несет «в массы». То бишь от культуртрегеров, в переводе - носителей культуры, ее проводников и служителей…Но прежде всего человек, начиная путь к культурному совершенствованию, должен начать читать. Не зря же Пушкин подчеркнул: «Чтение – вот лучшее учение». А Максим Горький подтвердил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам...» – ? как ульяновские законодатели помогают гражданам двигаться по этому «пути к культурному совершенствованию», как Вы сказали? – Конечно, помогаем в меру своих возможностей. Принимаем законы, помогающие становлению культуры в регионе. Вот, скажем, закон о господдержке кинематографии. Он делает более доступными для зрителей некоммерческие документальные и художественные фильмы, снимаемые на государственные средства. Принят Закон о поддержке творческих работников в Ульяновской области. Он дает право ветеранам получать ряда льгот. Закон предусматривает присвоение региональных премий в областях изобразительного искусства, архитектуры, литературы, театральной деятельности и журналистики, предоставление творческим работникам в безвозмездное пользование мастерских, находящихся в государственной собственности, и приобретение у авторов художественных и литературных произведений для государственных нужд. ? так далее. – Принят Закон об охране памятников истории и культуры на территории Ульяновской области». В числе первых регионов России создал специальный орган исполнительной власти в данной сфере – комитет Ульяновской области по культурному наследию. – Законодательное собрание уже много лет поддерживает утверждение духовных ценностей, правовой культуры, знаний об истории родного края. Вместе с архивом новейшей истории и областным Советом ветеранов создаем фотолетопись «Ульяновцы: путь к Победе». Собрано уже три тома фотоальбома. – А как Вы, Борис ?ванович, оцениваете культурную ауру сегодняшнего Ульяновска. Я имею в виду и оживление культурно-гастрольно-сценической деятельности, и приезд в регион «звезд» и «полузвезд» разного толка; и многочисленные форумы, фестивали, конгрессы и тому подобное? Что имеем в сухом остатке? – Я полагаю, что модернизация культурной жизни региона, проходящая, конечно же, не без издержек и неудач, объективно нам полезна. Во-первых, она позволяет раздвинуть горизонты, скажем так, обзора; шире взглянуть на культурную жизнь соседей, всей страны и даже заграницы. Во-вторых, она дает возможность увидеть со стороны и нас — ульяновцев. Оценить наши заслуги, увидеть недоделки, дать ценный совет. ?, в-третьих, это самое важное: творческие люди региона получают новые импульсы для творческих достижений. Знаете, провинциализм обладает (наряду со многими весьма положительными достоинствами) способностью закисать, довольствоваться малым, не стремиться ни к «вертикали», ни к «горизонтали». А это начало стагнации. Поэтому я воспринимаю события последнего времени, как... ну, допустим, как освежающий и бодрящий ветер над нашей великой Волгой. Беседу вел Жан Миндубаев.