
Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Гость Клуба – Пётр Шушков.
Визитная карточка гостя.
Шушков Пётр Алексеевич. Поэт, публицист, литературный критик.
Родился 18.01.1945 г, живёт в Ульяновске. Окончил Ульяновский политехнический институт – радиофак. Печатался в местных газетах «Ульяновский комсомолец», «Авангард», «Суворовский натиск» (Хабаровск), в альманахе «Литературный Ульяновск», в «Антологии русского лиризма» (Москва).
**********************************************
От ведущего.
Пётр Шушков о своей жизни рассказывал так:
Отец мой, Алексей ?льич Шушков, родом из Великого Устюга, Вологодской губернии, матушка – Шушкова (Егорова) Антонина ?вановна из села Луговое, Симбирской губернии. Окончил школу №10 в Калуге, затем Авиационное училище там же и восемь лет провёл на аэродромах. Потом Ульяновский политехнический институт, по специальности радиоинженер, и 20 лет работал в ОКБ Механического завода. Мне нравилось дело и люди, которые меня окружали: на своих, отечественных микросхемах, мы делали технику, превосходящую по точности и огневой мощи как американские, так немецкие и шведские установки. Со своими собратьями по кульману и паяльнику, хлеб мы ели не зря, своими умами и руками крепили могущество и создавали славу своей Родины. Печататься начал рано: в Калуге, в Ульяновске, в Хабаровске, и в Москве, но, в основном, в заводской многотиражке «Авангард». В настоящее время печатаюсь, в основном, в журнале «Литературный Ульяновск».
О литературе. Литература – это средство самопознания народа и его самоутверждения, поэтому русская поэзия – это не забава с рифмами, не самоублажение разнузданной чувственности, а служение: духовная нива, позволяющая человеку обрести достоинство и приумножить славу своего рода. В разбойном обществе, живущем плутовством и поборами, власть есть средство наживы и подавления протеста, а в производительных общинах, живущих своим трудом, под словом «власть» понимается покровительство. ?значально в русской родовой общине слово «власть» значило «заботиться, наращивать, умножать», как сказал В. А. Задерей, вместо принципа «Разделяй и властвуй!» русская культура всегда утверждала принцип «Соединяй и созидай!» ?менно поэтому и возник, основанный на русской культуре природный органический, многовековой трудовой и воинский СОЮЗ племён и народов под названием Россия.
Ну, а теперь вслушайтесь в музыку поэзии Петра Шушкова.
***
Я по лунной дорожке заверну в Гуляй-поле
и с землёй моих предков разговор заведу:
«Здравствуй, Русь лубяная! Здравствуй, вольная воля,
без родимой сторонки я судьбы не найду».
Всё, что любо и мило, сберегла и вскормила
под соломенной кровлей дорогая земля,
здесь в лугах и дубравах и порог, и могила,
здесь и доля, и други, где душа весела.
Здесь не копят доходов и не давятся в злости –
все мы знали достаток от трудов и земли…
А недобрые люди и незваные гости
здесь искали поживу, но погибель нашли.
? мне очень по нраву наша ярость и сила;
нас железо не сломит, не склюёт вороньё.
Потому величава и богата Россия,
так как русская кровь согревает её.
Я по лунной дорожке в Гуляй-поле поеду,
диким мёдом утешусь, в чистой речке напьюсь…
По незримым приметам, по звериному следу,
дух мой ярый отыщет лучезарную Русь.
***
А может быть гонит не пух тополиный,
а тропами души живые метёт...
В зелёном убранстве стоят исполины,
и мелкая травка в подножье растёт.
Высокие мысли и мрачные думы
как верные слуги плетутся за мной,
и если бы по боку ветром не дуло,
я каменной, может, оброс бы стеной.
? тут бы, впоследствии, выросли горы,
и буйную голову скрыли снега...
? люди пришли, и поставили город,
и башни стрелков для отпора врага.
? эта земля называлась бы русской,
поскольку на Дух её плоть наросла.
? жёнам стрелки покупали бы бусы,
и в крепких домах прибывало тепла.
Я думаю, так создаются пейзажи:
равнины и горы, леса и поля,
и движет народы не "купля-продажа",
а сила, дающая рост тополям.
? воля. Когда уже силы иссякли,
а что-то в тебе словно свечка горит.
? слышен с земли запах воска и пакли...
А облако сердца над бездной парит.
* * *
Великие не ищут славы, она приходит как служанка,
когда тебя не огорчают людей жестокие слова.
Когда не смотришь на себя, как на больного иль подранка,
и понимаешь, что Природа, тебя родившая, права.
? понимаешь, что с тобою сподручней меч готовить к бою,
что за спиной твоей теплее, вино пьянее, слаще хлеб.
Что этот жребий, этот час, затем дарован нам судьбою,
чтоб на Земле больной и грешной оставить людям верный след.
? понимаешь, что нельзя ни отойти, ни отвернуться,
с пути начертанного Богом и кровью русскою отцов.
? дети, женщины, зверьё, к твоим ногам с надеждой жмутся,
поскольку явлено им было природы светлое Лицо.
* * *
Казачье заклинание
Здравствуй, здравствуй, Солнышко,
здравствуй ?ва кроткая,
и Заря румяная, здравствуй, Ручеёк,
зачерпну я ковшиком, и испью до донышка,
воду твою чистую, на худой денёк.
Впереди не ясная, шаткая, опасная,
под чужими взглядами, русская тропа,
а мы будем смелыми, со своими стрелами,
и посмотрим, как она – полетит щепа.
По ручью, по солнышку… По перу, по зёрнышку,
соберём мы к полудню молодую Русь, –
и кто там куражится – мало не покажется,
когда в поле выступит Русский наш Союз.
Со своими стягами, со своими гимнами,
со своими стрелами, на лихих конях…
Славься Жизнь привольная у Ручья под ?вами,
пока блещет Солнышко в наших стременах.
***
"Корнет Оболенский, седлайте коня!"
?з казачьей песни
С грозной, ратною Славой нам рано прощаться, –
снова Белая Русь собирает клинки.
Господа офицеры, пора возвращаться
из безвестности в строй, в боевые полки.
? когда мы садимся, друзей поминая,
оправдания трусов не берутся в расчёт:
для прикормленной швали – пенсион и пивная,
а для нас – боль России и ручной пулемёт.
Веселее, гвардейцы, новый день на подходе,
не грозит нам неволя, когда сабли остры.
Басурманские цепи мы порвём на восходе, –
снова ждут нас народы – от Двины до Куры.
? опять мы по землям пойдём вожаками:
укрепляя мосты, сокрушая врагов.
? на спинах шакалов шерсть повиснет клоками –
так как нет в этом мире неоплатных долгов.