Яндекс.Метрика
Учитель Лениза Кондрашкина: «Главное – это отклик детей, когда видишь результат своей работы»
16:5106 апреля 2023

Ульяновская область богата педагогическими талантами. Среди них есть как опытные специалисты, которые десятилетиями трудятся на ниве просвещения, оттачивая своё мастерство, так и молодые учителя, довольно быстро проявившие в работе уникальные способности и самоотдачу. Героиня нашего материала учительница истории и обществознания Губернаторского инженерного лицея №102 Лениза Кондрашкина, которая за три года своей педагогический деятельности уже стала победителем профессионального конкурса всероссийского уровня. В интервью она рассказала, как пришла в сферу образования, зачем педагогам конкурсы и почему учитель – «сердце» школьной системы.

- Как вы попали в профессию?

- После 11 класса, получив аттестат с отличием, в качестве дальнейшего места обучения выбор стоял исключительно между ульяновскими университетами. Поступать в другие города желания не было, и я не подавала туда документы. В Ульяновске окончательное решение было принято в пользу педагогического. На это повлияла, во-первых, моя вожатская деятельность. Уже в 10-11 классах летом я подрабатывала в детских оздоровительных лагерях Ульяновской области, и в этот период поняла, что хочу связать свою жизнь с педагогикой. К тому же была наслышана, что в УлГПУ активная студенческая жизнь, а это значит, что можно развиваться ещё и творчески. Ведь до этого я десять лет занималась танцами, поэтому была уверена, что своё место в этой активной студенческой жизни тоже найду. Так и совпали – моя любовь к детям и творчеству. И я оказалась в педагогическом университете на историко-филологическом факультете.

После четвертого курса мне стало скучно и захотелось большего. Как раз в это время в Ульяновске достраивался Губернаторский инженерный лицей №102, мимо которого я много раз проезжала и думала, как здорово бы было там поработать. Летом я подала заявку на трудоустройство и уже в сентябре стала учителем истории и обществознания, а также классным руководителем пятого класса. Так я сразу окунулась в учебную деятельность и деятельность классного руководителя. Теперь я с уверенностью могу сказать, что совмещение учебы и работы, если она по специальности, даже помогает в обучении, потому что теорию уже можно подкрепить практическими знаниями.

- Быть учителем – труд нелегкий. Было ли желание покинуть сферу?

- В Губернаторском инженерном лицее я работаю уже третий год, и за это время желания уйти из профессии не было. Были трудности, потому что с некоторыми ситуациями сталкивалась впервые и не знала, как правильно сказать и поступить, но уйти – нет. Все трудности я перевожу в задачи, которые нужно решить и двигаться дальше.

При этом надо понимать, что сложности могут быть абсолютно в любой профессии. Здесь, наверное, больше зависит от самого человека, как он реагирует на возникающие проблемы. Немаловажную роль играет и поддержка коллег, а также администрации школы.

- Сегодня проводится большое количество профессиональных конкурсов для педагогов. Что они дают учителям?

- Участие в профессиональных конкурсах, прежде всего, развивает личность педагога. Я часто цитирую Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил, что учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. И в этом я убеждалась неоднократно даже на своём примере.

Конкурс «Педагогический дебют» я считаю отправной точкой для молодых специалистов. После победы в региональном этапе я подала заявку на всероссийский. Прошла сначала заочный этап, и осенью 2022 года стала победителем конкурса «Педагогический дебют», который проходил в Москве. И тогда я убедилась ещё раз, когда нужно работать в экстремальных условиях, это развивает. Ты быстрее концентрируешься и обрабатываешь информацию, реагируешь на различные условия и обстоятельства. Это важные навыки для учителя.

Ещё огромный плюс участия в конкурсах – это то, что тебя замечают и стараются помочь развиваться в профессии. Благодаря участию в конкурсе «Педагогический дебют», меня отправили на Всероссийский форум молодых педагогов «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство», который проходил в Гатчине. Мне посчастливилось увидеться с педагогами со всей России, обменяться с ними опытом и перенять у них много эффективных методик и приёмов, которые я использую в своей педагогической деятельности сейчас. Также я побывала на межрегиональном форуме «Таир-2022», который проходил в Республике Марий Эл. Это ещё одно хорошее мероприятие, когда в неформальной обстановке мы с коллегами можем пообщаться и обменяться опытом.

- Какие состязания на вашем счету?

- За три года работы я успела поучаствовать в региональном и всероссийском этапе конкурса «Педагогический дебют». Также я участвовала во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования» и прошла в полуфинал, который состоялся в Саранске. Помимо этого, я участвовала в командных олимпиадах, например в метапредметной олимпиаде «Команда большой страны». В этом учебном году команде нашего лицея посчастливилось победить в регионе и отправиться в Москву на заключительный этап. Также было очень много дистанционных олимпиад для учителей.

- Чем отличается школьная система, в которой вы учились, от той, в которой вы работаете? Как это влияет на методики преподавания предметов?

- Конечно, школьная система, в которой я училась, и та, в которой работаю сейчас .– разные. Общество меняется, меняются поколения и потребности людей. Поэтому нужны новые методы, приёмы и способы. Но главным остаётся то, что учитель – это «сердце» системы. Очень многое зависит от того, будет ли он заинтересован в своём предмете, в хорошем отношении к детям и как будет настроен, готов ли он жертвовать своим временем во благо воспитания будущего поколения.

Новые технологии и методы я, конечно, стараюсь применять, но чаще всего это сначала эксперимент, потому что то, что подойдёт в работе с одним классом, может совершенно не подойти для работы с другим, хотя предмет и тема одинаковые. Необходимо подобрать «ключик» от каждого класса.

Что касается деятельности классного руководителя, то я стараюсь как можно больше проводить с детьми внеурочного времени. Помимо стандартных посещений музеев, кинотеатров, боулинг-центров, тайм-кафе, квестов, мы пытаемся разнообразить досуг. Например, осенью мы с ночёвкой ездили в лагерь, и здесь дети открылись с новой стороны и раскрылись новые таланты. Такие мероприятия помогают лучше узнать ребёнка.

- Наверняка, в учительской профессии есть немало положительных моментов. Для вас они какие?

- Каждый день непохож на предыдущий, каждый раз какие-то новые задачи. И, конечно же, главное – отклик детей, когда ты видишь результат своей работы, что ребёнок развивается и меняется в лучшую сторону. Это мотивирует на дальнейшую работу.