Яндекс.Метрика
Факты к юбилею области. Как по Суре трамвай на воздушной подушке ходил
14:0516 января 2023

От бурлаков и колёсных пароходов, до экспериментального судна «Горьковчанин» и обмеления реки.

19 января 2023 года регион будет отмечать 80-летие со дня основания. Media73 каждый день публикует интересный факт из нашей обширной и увлекательной истории. Все материалы о любимой малой родине ищите по тегу 80 ЛЕТ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. Сегодня на очереди река Сура.

Волга, Волга, мать родная, Волга – русская река… Для сотен тысяч людей, что живут по её берегам, эта водная артерия – главная, настоящее природное чудо откуда-то прямо из глубины сердца. Но для тех, кто обитает подальше от великой реки, основой жизни в прямом и переносном смысле когда-то была не Волга, а Сура.

Она протекает по Ульяновской, Пензенской и Нижегородской областям, по республикам Мордовия, Марий Эл и Чувашия. Длина – 841 км. Её истоки – у села Сурские Вершины в Барышском районе, а впадает река в Волгу у Васильсурска в Нижегородской области. Течёт она не на юг, как старшая сестра, а, в основном, на север, что и стали использовать для торговли, рыболовства и судоходства с началом освоения территории Поволжья в 17 веке. Сура ещё и освобождалась ото льда раньше Волги. Рыбаки, например, выходили на лов ценной сурской стерляди на лодках-плоскодонках. Эту нежную рыбку в живом виде в бочках с водой возили в Санкт-Петербург (популяция сурской стерляди была уничтожена сточными водами Пензенской области в 1960-1970-х годах). Железных дорог тогда в районах Симбирской и Пензенской губерниях не было, и река была главной транспортной магистралью, по которой доставлялись различные грузы, прежде всего, хлеб, в города центральной части России, а потом уже на север страны. Сура использовалось также для сплава леса, которым занимались лашманы. Это бывшие служилые люди, которых Пётр I определил для работ по рубке и доставке корабельного леса для нужд адмиралтейства. Река от верховьев до Пензы была сплавной, а до впадения в Волгу – судоходной.

Ходили тут под парусами и на вёслах. Расстояние от Промзино (Сурское) до Васильсурска преодолевали дней за десять. В наиболее опасных местах Суры (мели, перекаты) на берегах устанавливались специальные столбы, к ним привязывали промасленные канаты, с помощью которых лодки и корабли подтягивались и направлялись по фарватеру. В каждую весеннюю навигацию на Суре работало от 80 до 150 судов. А позже это число достигло пятисот. Когда в Суре вода поднималась, на промзинскую пристань, среди прочих, приходили корабли с Нижегородской ярмарки.

Использовался также и труд бурлаков, которых нанимали, в том числе и из крестьян Симбирской губернии. Интересный факт: одно время труд волжских бурлаков ценился меньше, чем труд бурлаков Суры. Почему? В основном из-за того, что они проводили корабли с хлебом, например, на Рыбинскую хлебную биржу. Учёные подсчитали, что в 1865 году на Суре работало 10 тысяч бурлаков. Славились на реке грузчики из нашего Промзино, которых в те времена называли просто, но звучно «промза».

В селе Барышская Слобода и на промзинской судоверфи строили баржи и беляны. Работы шли осенью, создавались целые артели пильщиков, плотников, кузнецов. Беляна – уникальное, без металлических креплений, несамоходное речное плоскодонное деревянное судно для сплава леса. Название получило из-за того, что его не смолили. Использовались беляны на Волге, Каме, длиной были по 40-80 метров, шириной – до 25. Высота бортов достигала шести метров. На Суре использовали малые беляны – суряки или сурские барки.

В 1870-х годах на Суре появились буксирные пароходы, развитие судоходства, казалось, должно было выйти на новый уровень, но… В 1893 году появилась железная дорога до Казани через Алатырь, и количество грузов, которые перевозили по Суре, стало сокращаться. В годы Великой Отечественной войны, однако, по ней поставляли лес для отапливания госпиталей, детских и школьных учреждений Поволжья.

В 40-50 годах 20 века по Суре пустили колёсные пароходы, потом появились баржи, самоходки и буксиры-толкачи. Во времена СССР тут работал Сурский эксплуатационный участок Волжского объединённого речного пароходства. Он обслуживал Мордовию и Ульяновскую область (пристани в Сурском, Саре и затон Барышской Слободы), Чувашию и Горьковскую область. Груз? Зерно, лес, торф и пассажиры. По маршруту Алатырь – Шумерля – Васильсурск использовались рейсовые теплоходы «Байкал», «Альбатрос» «Пеликан». Работали скоростные теплоходы «Заря», «Луч».

В 1969 году на реке появилась первое в СССР экспериментальное пассажирское судно на воздушной подушке «Горьковчанин» проекта 1435 «Зарница». Годом ранее его собрали на Учебно-экспериментальном заводе института инженеров водного транспорта (ГИИВТ) в Горьком (Нижний Новгород). Теплоход задумали для малых рек, а точнее для перевозки 48 пассажиров на местных линиях. Длина – 22,3 метра, ширина – 4, высота борта была в 1,25 метра, водоизмещение – 14,6 тонны, экипаж – всего два человека. Автономность придумали в восемь часов, скорость достигала 34 км/ч под дизелем в 235 л.с. В 1979 году речной трамвай «Горьковчанин» признали негодным к эксплуатации, так как дюралюминиевый клёпаный корпус износился, деформировался и тёк, заклёпки ослабли из-за коррозии. Через год корабль списали...

Вверх по реке на участке Алатырь – Сурское до середины 70-х годов осуществлялась грузовые перевозки баржами. Работа Сурского эксплуатационного участка ВОРП окончательно прекратилась в 2001 году. Это было связано с обмелением реки по всей протяжённости из-за сокращения водосбора.