После временного запрета Центробанк разрешил банкам продавать населению наличную иностранную валюту за рубли, но только ту, что поступила в кассы банков после 9 апреля. Стоит ли спешить воспользоваться услугами обменников, не упадет ли рубль вновь, и что на самом деле скрывается за очередным шагом ЦБ, – рассказали федеральные и ульяновские эксперты. Мнения разделились.
Временный порядок операций с наличной валютой ЦБ вводил в марте. С 9 числа купить ни доллары, ни евро, ни какую-либо другую наличную валюту в банке было нельзя. Ввозить наличные доллары и евро в Россию нельзя и сейчас, но обменять на рубли можно. Стоит ли – рассуждать нужно, по мнению экспертов, в комплексе. Все последние действия ЦБ выглядят аккуратными, последовательными, а ведут в итоге к стабильности и признаками оздоровления российской экономики после первого шока от санкций.
О чем подумать
«Мы хорошо помним, как месяц назад с банковских счетов было оперативно снято порядка 7 триллионов рублей. Уже к 20 числам марта, по словам председателя ЦБ, дефицит ликвидности упал в 2 раза, до 3,5 триллиона рублей. То есть высокая ставка позволила людям, которые забрали деньги, задуматься и вернуть деньги в банки, – отметил профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган. – Банки уже не так настроены привлекать ликвидность. Панику удалось сбить».
Таким образом, мартовское решение ЦБ выглядит эффективным, апрельское – последовательным, а в целом политика регулятора (снижение процентной ставки сразу на 300 базисных пунктов, отмена комиссии за снятие валюты в 12%) дает понять – российская экономика приспосабливается к санкционному давлению довольно быстро, и каждое решение извне парирует четко.
«Все действия в экономике являются рациональными и направлены на достижение экономической сбалансированности, а в коммерческой деятельности – на получение прибыли. Действия Центрального банка России не являются исключением», – отмечает вслед за коллегой доцент Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Эдуард Джагитян.
Вторым моментом, который нельзя не отметить, по мнению федеральных экспертов, является ситуация с инфляцией. Перед тем, как поменять рубли на доллары с целью сохранить средства или получить прибыль, тут тоже стоит разобраться и задуматься.
«Инфляция хоть и превысит по году 20%, но она начала замедляться. Сейчас годовая инфляция находится на уровне 16,7%. В первую неделю известных всем событий цены выросли в среднем на 2,7%. Далее темпы роста цен снижались. За прошлую неделю цены выросли всего на 1%. В этом тоже есть положительная динамика. Рубль относительно стабилен. Но надо понимать, что рубль стабилен не потому, что все стали скупать рубли, а, прежде всего, из-за излишних валютных ограничений. Они оказались очень жёсткие – с одной стороны, но коснулись нерезидентов – с другой», – отмечает Евгений Коган.
Одновременно в Высшей школе экономики высказывают серьезные опасения, что импорт в РФ может обвалиться на 35% (по оценке Всемирного банка – на 35,2%), и даже больше. И это снова угроза российской экономике, в свете которой действия ЦБ опять-таки выглядят оправданными и своевременными.
«В самом начале нового санкционного периода, то есть в конце февраля – начале марта, сценарий санкций представлялся несколько иным, чем тот, который в конечном итоге сложился к концу марта – началу апреля, когда появились какие-то послабления у Центрального банка. На фоне ряда превентивных мер: продажа 80% экспортной выручки государству, запрет на выкуп ценных бумаг, которые были ранее приобретены иностранцами, запрет на снятие со счетов граждан суммы свыше 10 тысяч долларов, запрет на вывоз за рубеж гражданами валюты на сумму свыше 10 тысяч долларов и некоторых других, никто тогда не предполагал, что рядом стран будет наложен фактически тотальный запрет на экспорт в Россию товаров и услуг, а две основные платежные международные системы – Visa и Mastercard – прекратят обслуживание российских держателей их карт за пределами России. Таким образом, объем импорта в Россию резко уменьшился, граждане стали тратить намного меньше денег за границей, то есть, страна в целом, исходя из платежного баланса, стала меньше расходовать иностранной валюты, имеющейся в России. А поскольку иностранная валюта перестала расходоваться при сохраняющемся объеме экспорта из России, то рубль из-за этого стал неуклонно укрепляться», – объясняет колебания курса доцент Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Эдуард Джагитян.
Что касается перспектив, то опять-таки не исключены новые санкции (например, шестой пакет санкций Евросоюза, который в настоящее время уже анонсирован), которые могут затронуть основные статьи российского экспорта. И, соответственно, новые меры ЦБ.
Стоит ли спешить?
Колебания на валютном рынке были всегда, но теперь мир меняется глобально, и тут следует смотреть не столько на временные факторы, сколько на долгосрочные перспективы и предысторию текущий событий. Об этом вслед за федеральными коллегами говорят и ульяновские эксперты рынка. Так, заместитель председателя Ульяновской областной торгово-промышленной палаты Димитрий Кумунджиев считает, что принятое Центробанком решение свидетельствует о том, что в нынешней экономической ситуации в стране нет проблем с валютой, её приток – в первую очередь за счёт экспорта – полностью закрывает потребности импортёров в валюте. Соответственно, образуется избыток, который начинает давить на курс рубля и приводит к его укреплению.
«В России еще задолго до санкций экспортная выручка существенно превышала импортные закупки. Разница компенсировалась за счет скупки валюты Центробанком в рамках бюджетного правила и фактически отсутствием серьезных ограничений на вывод капиталов за рубеж. Сейчас данные факторы пока отсутствуют и не давят на рубль. Это говорит о том, что наши ответные ограничительные меры были правильными и своевременными. Кроме того, это решение существенно не повлияет на колебание курса, но позволит, с одной стороны, дать заработать нашим банкам (для них валютные операции всегда были высокодоходными), с другой стороны, не дать возможность сформироваться теневому рынку наличной валюты, поскольку потребность в валюте у наших граждан всё же остаётся, хотя и не в таких масштабах, как ранее. В целом, апрельское решение ЦБ позитивное», – рассказал Димитрий Кумунджиев.
О сильных ударах по финансовой стабильности РФ, заморозке активов страны и мелькнувшей угрозе девальвации напоминает заведующий кафедрой экономической теории УлГУ доктор экономических наук, профессор Сергей Капканщиков. Тогда, как говорит эксперт, резкое падение рубля сильно радовало американского президента Байдена, который уже предвосхищал курс в 200 рублей за доллар.
«Однако этим девальвационным планам американцев сбыться не довелось, что, в общем-то, и не удивительно», – подчеркивает Капканщиков.
Банк России, как считает профессор, ответил оперативно, однако чрезмерное укрепление рубля опять-таки чревато нежелательными последствиями – это удорожание кредитов для населения и российских предприятий, а значит, резкое сокращение их потребительской и инвестиционной активности, рост стоимости отечественной продукции по сравнению с импортной. Поэтому потребовались и следующие шаги российского регулятора с изменением ставки, сжатием импорта, сохранением экспорта, ответной заморозкой активов, введением обязательств по продаже экспортерами 80% своей валютной выручки, временным отказом от приобретения валюты в Фонд национального благосостояния.
«Все это гарантировало превышение предложения долларов и евро на российском валютном рынке над спросом на них и, в результате чего закономерно обозначился интенсивный процесс возвращения курса рубля к привычным отметкам в 75-80 рублей за доллар. И, действительно, данный процесс можно оценивать в качестве наглядной демонстрации немалой способности отечественной экономики успешно противостоять «ядерным» антироссийским санкциям», – считает доктор экономических наук.
Сейчас же, как полагает Капканщиков, какого-либо ажиотажа в обменных пунктах ожидать не приходится, поскольку интерес к американской валюте у россиян в последнее время заметно поубавился, в том числе и по патриотическим соображениям.
«Эта дедолларизация обусловлена далеко не только ускорением инфляционных процессов в США темпом свыше 8,5% (чего не наблюдалось в течение 40 последних лет). Решающее значение имеет интенсификация после начала нашей спецоперации на Украине, где мы фактически противостоим военному блоку НАТО, процесса сменой американского мирохозяйственного уклада, господствовавшего в мире почти целое столетие, азиатским мирохозяйственным укладом, основу которого, хочется надеяться, будет в ближайший век составлять тесный политико-экономический союз Китая и России», – резюмирует эксперт.
Новые возможные ходы в валютных играх видит председатель совета Ульяновского реготделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Руслан Ильясов. По его словам, возможность для банков продавать валюту гражданам с 18 апреля пока кардинально ничего не изменит. Решения принимают сами банки, а значит и дефицит сохраняется, и без налога снять валюту все же проблематично. Говорить о явном и полном выздоровлении экономики, по мнению эксперта, тоже не приходится – слишком мало времени она существует в условиях санкций, и не все они вступили в силу. В июле можем наблюдать новые движения и в экономике, и в валюте.
«А приведет это, скорее всего, к электронному рублю, который будет приравнен к какому-то золотому эквиваленту, – отмечает Ильясов. – Сейчас же видим: курс рубля выровнялся по сравнению с прошлыми показателями, и цены не сильно, но корректируются вниз. Если же говорить про безопасность, в которой хотелось бы находиться, не с точки зрения экономики, а с точки зрения именно безопасности, то, кроме России, я пока другой страны не вижу».