Яндекс.Метрика
Больше знаешь - крепче спишь. Димитровградцы побывали на пункте захоронения РАО в Новоуральске
19:0113 октября 2022

В городе Новоуральске, расположенном на расстоянии более 80 километров от Екатеринбурга – столицы Урала – работает первый в России приповерхностный пункт финальной изоляции радиоактивных отходов 3 и 4 классов – среднеактивных короткоживущих и низкоактивных. Мало, кто поспорит, что все связанное с радиацией окутано флером загадочности и опасности. Во многом это досужие домыслы, не имеющие ничего общего с реальным положением дел.

Это доказывает национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (ФГУП «НО РАО»), регулярно организуя на свои предприятия выезды журналистов, общественников, а также просто заинтересованных лиц, чтобы те ознакомились с процессом работы площадок, развеяли сомнения и избавились от надуманных страхов. В очередном таком мероприятии на прошлой неделе приняли участие жители Димитровграда и Ульяновска – члены Общественной палаты города атомщиков, специалисты «ГНЦ НИИАР» и администрации города, преподаватели, а также журналисты.

 

Уровень природного фона

 

Пункт приповерхностного захоронения – объект, разумеется, режимный. Вход по пропускам. Перед тем, как зайти в помещения с РАО обязательная защита – халат, тканевый чепчик и каска. Предупреждают, что лишний раз прислоняться к стенам, обтираться о них и трогать расположенные здесь предметы не стоит, ведь небольшую дозу радиации получить все-таки можно – хотя и уровень ее будет в разы меньше того, что может навредить. Для того, чтобы следить за фоном и убедиться в том, что оно минимально для ППЗРО, посетителям дается дозиметр.

Специалисты детально рассказали о процессе доставки, проверки и захоронения отходов, а также показали помещения и оборудование, задействованные в этой работе. Необходимо отметить, что РАО 3 и 4 классов – это, как правило, строительные материалы, фильтры вентиляционных систем, шлаки переработки различного оборудования, спецодежда, грунт после рекультивации земель.

Каждый отход поступает сюда в металлическом коробе, и радиация, исходящая от них благодаря упаковке минимальна. Дозиметр зафиксировал на расстоянии двух метров от куба максимальные 0,28 м3в. Для сравнения, доза излучения при флюорографии составляет 0,8 м3в, а безопасным для человека считается показатель до 0,5 м3в.

После загрузки РАО в своего рода гараж, специалист проводит первичную оценку его состояния. Замеряет радиацию, проверяет герметичность. После этого отходы поднимаются краном в помещение выше на более детальное обследование, которое может длится час. Если все соответствует параметрам и жестким требованиям, отправляется на захоронение. Нарушения в содержании радиации крайне редки. В случае если их не удалось избежать, это приводит к ответственности поставщика и обратной отправке контейнера в соответствии с необходимыми мерами безопасности.  

Финальная изоляция происходит на картах – это надежные железобетонные емкости в скальном грунте, также защищенные кровлей. Принцип работы таков, что кубы выставляются в определенном порядке в секцию, а после ее наполнения отсеки засыпают бетонитом. Таким образом радиоактивные отходы крепко изолированы от контакта с окружающей средой. Здесь они будут храниться в закрытом виде весь период их потенциальной опасности – 300 лет до полного полураспада.

На выходе желающим предложили пройти пострадиационный самоконтроль, по итогам которого посредством стационарного оборудования определяется степень загрязнения рук, ног и верхней одежды. Оборудование не зафиксировало отклонений.

Сейчас площадка продолжает развиваться. В апреле 2022 года здесь запустили вторую очередь, обеспечив более комфортные условия для изоляции отходов - появилась еще одна карта для захоронения.

Отделение ФГУП «НО РАО» в Новоуральске было создано в 2015 году. Тогда же началась подготовка к эксплуатации пункта и получена лицензия на работу. В 2016 году на захоронение приняли первые РАО от Уральского электрохимического комбината.

«И в 2018 году мы вышли на проектную мощность. У нас предусмотрен прием 4,5 тысячи кубических метров РАО в год. Параллельно начали строительство второй очереди и в 2022 году стали загружать РАО в новое хранилище», - напомнил глава Новоуральского отделения «НО РАО» Вячеслав Александров.

Контроль за работой пункта крайне строгий. Объект находится под постоянным наблюдением.

«Очень многие надзорные органы приходят к нам с проверками и запрашивают документы. Это в первую очередь Ростехнадзор и ФМБА. Соблюдение требований безопасности с нашей стороны ежегодно подтверждается. В частности, ФМБА выдает свое заключение, а Ростехнадзор принимает наши отчеты и отсутствие замечаний по ним является подтверждением нашей добросовестности», - объяснил Вячеслав Александров.

В планах – выбор новых площадок для хранилищ по ходу заполнения существующих. Ожидается, что возможности второй очереди иссякнут к 2036 году. 

«Основная задача реконструкции – обеспечение мощностей по захоронению РАО, потому что действующих на сегодняшний день недостаточно. Нам надо развивать их дальше. Наш общий объем захоронения сейчас составляет 55 тысяч кубических метров РАО», - отметил глава Новоуральского отделения «НО РАО».

В 2026 году специалисты намерены начать работу по разработке программы закрытия пункта с карты №10.

Напомним, что национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами был создан в 2012 году, получив право на изоляцию всех РАО в России, чтобы исключить конфликт интересов при участии в этой работе частного бизнеса.

«Национальный оператор имеет филиал в Красноярском крае, где уже работает один объект, строится второй и идет проработка возможности создания третьего. Но решений никаких не принято. В Томской области ведем свою деятельность, в Челябинской, Свердловской и Ульяновской», - напомнил руководитель департамента по связям с общественностью и СМИ «НО РАО» Никита Медянцев.

 

Общественный контроль развеивает мифы


Перед постройкой любого объекта по изоляции радиоактивных отходов обязательны общественные слушания. В Новоуральске они также активно проходили в 2016-2017 годах.

«Первый общественный контроль провели в 2017 году. Инициатором выступила Общественная палата Новоуральского городского округа. Данное мероприятие показало - чем более мы открыты и больше делимся имеющейся у нас информацией, тем лучше», - рассказал Александров.

«В 2016 году во время проведения общественных обсуждений мы убедились, что проблема недостатка достоверной информации – страшное дело. Честно скажу, я сам 30 лет отработал на Уральском электрохимическом комбинате. Знал все о производственных процессах, но о том, что делается с отходами, представлял очень смутно. И на общественных обсуждениях мы предложили провести очный контроль на самой территории ППЗРО, чтобы нам рассказали, как осуществляется контроль за состоянием объектов окружающей среды возле эксплуатируемого пункта. Мы наблюдали за процессом отбора проб воздуха, воды, загрузки упаковок, занимались замером мощности доз излучения на поверхности упаковки. Все результаты были на уровне почти что природного фона. И благодаря этой работе спустя время вопрос о якобы «ядерных свалках» в Новоуральске был закрыт», - поделился зампред Общественной палаты Новоуральска Юрий Калмаков.

Спокойствие горожан относительно данной темы – это постоянная работа по их информированию. Поэтому национальный оператор также сотрудничает со школами: проводит научные уроки, рассказывает о работе организации и так далее. Школьники также подключились к деятельности по контролю за радиационным фоном. Их силами был организован замер излучения по городу.

 

Димитровград

 

Жители региона, в частности, димитровградцы уже не первый раз посещают данный пункт захоронения отходов. Первый раз они побывали здесь в 2019 году – в период стройки второй очереди.

«Отличие этого выезда в том, что тогда мы смотрели процесс строительства этого пункта, его закладку. Но за три года произошли колоссальные изменения. Большой плюс таких мероприятий в том, что спикеры из отрасли разъясняют выполняемую ими работу на пальцах. Так, что понятно становится даже тем, кто не связан с этой областью. Специалисты рассказывают, чем занимаются на данном пункте, конкретно – финальной изоляцией отходов. Что сами они эти отходы не производят и не собирают, а им привозят, и они просто их утилизируют», - отметила доцент кафедры ядерных реакторов ДИТИ НИЯУ МИФИ Ольга Дружинская.

Напомним, что неподалеку от Димитровграда, на территории «ГНЦ НИИАР», есть глубинный пункт захоронения жидких РАО. Также сейчас обсуждается возможность строительства ППЗРО вблизи Димитровграда. Посещение подобных пунктов в других городах страны дает представление о безопасности подобных проектов для окружающей среды благодаря применению современных технологий.


Фотографии предоставлены ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами».