В 2019-м ульяновская сфера образования включилась в реализацию семи нацпроектов большого федерального национального проекта «Образование». Министр образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова озвучила результаты и задачи на следующий год по некоторым из них.
«Современная школа»
Федеральное финансирование, по словам Семеновой, увеличивается: в 2018 году оно составило 500 миллионов рублей, в 2019-м – более 700 миллионов. «Это еще не окончательная цифра, потому что мы продолжаем участвовать в конкурсах, и я думаю, что цифра достигнет миллиарда. Технически завершилось строительство школы с бассейном на 1100 мест в микрорайоне «Искра». Все оборудование заказано. Ждем поставок. Следующий этап – лицензирование, которое закончится в первом квартале. Ориентировочно в марте дети смогут войти в эту школу», – рассказала Семенова. Также продолжается строительство школы инженерно-технического профиля в заволжском микрорайоне «Центральный». Там планируется создание зоны дополнительного образования, чтобы дети после уроков могли сразу совершенствовать свои компетенции. В Тереньгульском районе идет активное строительство начальной школы на территории действующей, в которой тоже идет ремонт. Это делается для того, чтобы на следующий год, когда будет завершено строительство, подвести весь образовательный комплекс под единый стандарт.
В сентябре завершился капитальный ремонт школы в городе Барыше. Там от старой школы, по словам Семёновой, остался только остов. «Следующий ремонт – это школа №43. Мы вошли в федеральную программу, уже подписано соглашение о выделении 128 миллионов на ремонт 43 школы. Пока она является подразделением 34-й, но по просьбе жителей привычный номер будет сохранен. Ремонт двухгодичный, завершение планируется в 2021 году», – пояснила министр.
Кроме этого, в ульяновских школах продолжают появляться «Точки роста» – новый подход к изучению дисциплин технологии, информатики, ОБЖ. Стоимость одной такой «точки» около полутора миллионов рублей. В сельских школах в этом году было создано 29 «Точек роста», оснащенных современным оборудованием, включая квадрокоптеры. В 2020 году количество «Точек роста» обещают увеличить до 42. «Это позволит сократить грань между сельской и городской школой и расширяет возможности детей в получении дальнейшего образования», – отмечает Семенова.
«Цифровая образовательная среда»
В этот проект региону еще предстоит войти в 2020 году. «Мы поменяем все компьютерное оборудование в школах, добавим современное, в том числе 3D принтеры. Стоимость переоборудования одной школы 2,5 миллионов рублей», – рассказала Семенова.
«Успех каждого ребенка»
Нацпроект посвящен дополнительному образованию. По словам Семеновой, регион стал первым по увеличению количества мест в допобразовании, активно развивается площадка «Навигатор дополнительного образования», запущенная полгода назад. «Это платформа, рекомендованная и сопровождаемая нашими федеральными коллегами. Родители с детьми могут выбрать желаемое направление, зарегистрировавшись в навигаторе и средства пойдут «за ребенком». Какое он направление выбрал, то и будет финансироваться. На руки родители не получают ни средств, ни бумажного сертификата – все в электронном виде контролируется через личный кабинет», – рассказала Семенова.
«Создание условий для детей от 9 месяцев до 3 лет»
Этот нацпроект находится в большом федеральном проекте «Демография», но, несмотря на это, прямо затрагивает сферу образования – это строительство детских садов с обязательными ясельными группами. «Когда обсуждался этот проект, нас пригласили в качестве специалистов, и нами было предложено строить не только ясли (изначально обсуждался именно этот вариант), а полноценные детские сады, в которых были бы выделены места для ясельного возраста. Приятно, что мнение Ульяновской области было учтено», – отметила Семенова. По этому проекту завершается строительство детсада в Барыше. Построен уникальный билдинг-сад на первом этаже новой многоэтажки в микрорайоне «Новая жизнь». По словам министра, это уникальная практика в России, и она была высоко оценена министром просвещения РФ Ольгой Васильевой.
«Учитель будущего»
В рамках этого проекта в 2020-2021 году создадут 2 центра для повышения квалификации и переподготовки педагогов – Центр непрерывного педагогического образования и Центр независимой оценки компетенций. Уникальность этого года – принятие закона о статусе учителя, инициированный губернатором. Он определяет статусы учителя («наставник», «методист», «исследователь»). До конца декабря завершится разработка подзаконных актов, в одном из которых прописывается механизм финансирования этих опытных педагогов.
«В августе на форуме с министром просвещения, педагогами и родительской общественностью закон был обсужден, и было принято решение, что подобный закон должен родиться и на федеральном уровне. Инициатива Ульяновской области ляжет в основу разработки федерального закона. Важная инициатива», – отметила Семенова.
«Создание условий для занятий физической культурой и спортом»
«Каждый год у нас увеличивается количество отремонтированных сельских школ. На сегодняшний день 45% сельских школ имеют современные спортивные залы. Если два года назад у нас было ограничение по количеству обучающихся детей (не менее 100 человек) для того, чтобы зайти в школу с капитальным ремонтом, то теперь мы обращаем внимание на количество в самую последнюю очередь. Днём спортзал для детей, вечером – спортивный центр на селе для жителей», – сказала министр. Кроме этого, на следующий год принято решение выделить средства на ремонт 10 спортивных школьных территорий, на современное покрытие дорожек и газонов и тренажеры. На каждую по 3 миллиона.
«Молодые профессионалы»
Этот национальный проект включает в себя вопросы профессионального образования. Сейчас, по словам Семеновой, уже месяц идет активное обсуждение перезагрузки системы СПО. Планируется, что все региональные техникумы и колледжи станут структурными подразделениями четырех головных центров межмуниципальных компетенций. Такими центрами станут колледжи в Кузоватово, Инзе, педколледж в Ульяновске и технический колледж в Димитровграде. Образовательные организации системы СПО будут переформатированы, уберут дублирующие профессии. Несколько техникумов и колледжей останутся самостоятельными, потому что они отраслевые и там нет дублирования, например медколледж, строительный, УППК. «Например, по профессии «повар» готовят везде, в каждом муниципалитете и на протяжении 20 лет. Мы хотим пересмотреть эту расстановку кадров. Безусловно, специализация останется, но мы посмотрим в каком объеме, исходя из того сколько нужно специалистов. Предстоит переподготовка, повышение квалификации педагогов, их специализация сменится на смежную. Профессионально образования точно должно стать интересным детям и родителям и работодателям, чтобы люди понимали, что в техникумах и колледжах они могут получить нужное и востребованное на территории области образование», – сказала Семёнова.