Цифровизация и четвертая промышленная революция. Губернатор отчитался о работе в 2018 году
8:3223 Апреля 2019

В понедельник, 22 апреля, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отчитался перед Законодательным собранием по итогам 2018 года и рассказал о планах на ближайшие 5 лет.

Экскурс в историю

Начал глава региона с небольшого исторического экскурса, в котором вспомнил в каком состоянии ему достался регион.

В 2004-2005 годах область прочно ассоциировалась с депрессивными территориями, находясь ниже 80 места по уровню социально-экономического развития среди всех субъектов РФ. Объём валового регионального продукта составлял 55 миллиардов рублей, тогда как у ближайших соседей он был в 5 раз больше. На 50% от уровня 1990 года рухнул уровень промпроизводства. Закрылись десятки предприятий, в том числе уникальных, таких, как УЗТС. Не стало Радиолампового завода, «Кометы», «Ротора», димитровградского «Олимпа», Льнокомбината. На грани закрытия были «Искра» и «Контактор». Все шло к закрытию и запустению на Авиастаре. Долги по зарплате составляли до 9 месяцев.

В сельском хозяйстве также царила разруха — почти в два раза по сравнению с советским периодом сократились посевные площади. Сорняками зарастали поля, разрушались фермы, в селах стояла брошенная техника.

Уровень заработной платы находился в районе 3,5 тысячи рублей. Отрыв от Пермского края и Самарской области составлял огромные 2 тысячи рублей. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 45%, каждый десятый трудоспособный житель региона был безработным.

Остановить разрушение экономики удалось только в 2006-2007 годах. А настоящий прорыв совершить только в 2011 году. За счёт роста собственного экономического и налогового потенциала, привлечения инвестиций и открытия новых производств ВРП с 2005 по 2018 годы увеличился в 4,5 раза.

Общий объем привлеченных инвестиций с 2004 года превысил 910 миллиардов рублей. С 2005 года в региональной экономике создано более 60 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Официально регистрируемая безработица снизилась с 3,5% до 0,42%. Минимального значения, начиная с 2000-х годов, достиг и уровень общей безработицы—- 3,5% в декабре 2018 года. Этот показатель также лучше российского.

Выше российского результата оказался и индекс физического объёма строительных работ. В 2018 году он составил 113,2% по отношению к 2017 году.

Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2018 года практически в 4 раза превышает показатели 2004-2005 годов. Область входит в 20-ку крупнейших производителей зерна в Российской Федерации. В последние два года в регионе урожай зерновых превышает 1 миллион тонн.

Объём внешней торговли области вырос до 1,5 миллиардов долларов, из них прямой экспорт почти 800 миллионов долларов. Это на 15% больше, чем годом ранее, причем 94% из всего нашего экспорта — это несырьевые и неэнергетические товары.

В результате этого только за прошедший год бюджет увеличился более чем на 7,2 миллиардов рублей. А по сравнению с 2004 годом он вырос почти в 6 раз.

Четвертая промышленная революция

Такие успехи региона губернатор объяснил тем, что в мире началась четвертая промышленная революция, и появилась модель экономики «Индустрия 4.0». А Ульяновская область очень удачно в этот тренд вписалась.

«Четвертая промышленная революция – это новый тип промышленного производства, который основан на больших данных и их анализе, полной автоматизации производства, технологиях дополненной реальности, интернете вещей. Происходит объединение промышленности и цифровых технологий, создание цифровых производств, умных заводов, где все устройства, машины, продукция и люди общаются между собой посредством цифровых технологий и интернета», — сообщил глава региона.

Индустрия 4.0 приводит к стиранию границ между физическими, цифровыми и биологическими технологиями. Появляется искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, квантовые компьютеры. Все это существенно сказывается на повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции. Кроме того, «Индустрия 4.0» позволяет сделать рынок персонализированным, в приоритете становится разработка и производство продуктов индивидуально под каждого человека. Индустрия 4.0 позволяет создать массовое производство индивидуальных заказов, при этом цена продукции будет уменьшаться.

Согласно прогнозам, доля автоматизированных процессов в производстве и логистике достигнет к 2035 году 95%, а 50-70% нынешних рабочих мест просто перестанут существовать. Людей надо будет трудоустраивать, чтобы избежать социального взрыва. Спрос будет на работников, обладающими более сложными навыками и способными решать творческие задачи. Такой подход в принципе меняет парадигму образовательного процесса.

Ульяновская область еще в 2016 году стала одним из первых пилотных регионов НТИ. Тогда же сформировали единый инновационный кластер, который стал победителем конкурса Министерства экономического развития и признан в числе лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня.

При этом традиционные секторы российской экономики имеют трудности, испытывая негативное влияние геополитической обстановки и антироссийских санкций. Общий экономический рост невысокий. В прошлом году это 2,3%. Да, это выше среднего роста российской экономики за последние 10 лет. Но по-прежнему ниже среднемирового. Оценки индекса валового регионального продукта находятся примерно в тех же границах – порядка 1-2%.

Имеет место низкий уровень инвестирования и обновления основных фондов. Для России инвестиции составляют сегодня порядка 20% от ВВП. В Ульяновской области, напомню – 25%. А для значительного роста экономики, ее качественного развития необходимо не менее 30-35%.

Идут структурные сдвиги в экономике страны. Снижается доля строительства и торговли. Основным драйвером роста становится именно инновационная промышленность. И это соответствует одной из тех целей, что поставил Президент: «ускорение технологического развития России, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации до 50% от их числа».

Нацпроекты

Губернатор Морозов заявил, что на сегодняшний день у правительства есть в руках инструмент для того, чтобы запустить и придать динамизм главным процессам, способствующим всестороннему развитию страны. Таким инструментом, по его мнению, являются Национальные проекты.

«Вплоть до 2024 года главным для нас станет работа в рамках региональных составляющих Национальных проектов. Сейчас практически закончен подготовительный этап нашей работы. Через 47 региональных проектов оформлено наше участие в 10 Национальных проектах. Идёт подготовительная работа по включению области в ещё два национальных проекта, в которых мы пока не участвуем», — сообщил губернатор.

Сейчас начинается самая большая, самая важная и самая ответственная часть работы — реализация проектов. На это на территории региона до 2024 года планируется направить 48,6 миллиардов рублей. Более половины суммы предоставит федеральный бюджет.

«К 2030 году Ульяновская область должна будет превратиться в Центр экономики знаний», — заявил губернатор.

Борьба с бедностью

«Вопрос борьбы с бедностью и обеспечение роста реальных доходов граждан — одна из первоочередных задач», — заявил глава региона. По словам Морозова, быть креативным, заниматься творчеством, осваивать сложные навыки и компетенции, постоянно двигаться вперед может только человек, не думающий исключительно о выживании, о том, как решать элементарные бытовые вопросы для себя и своих близких. И здесь важно все: уровень и качество образования, культурная среда, здравоохранение, среда проживания. Процветание этих сфер — основа успеха в новой экономике. А значит и главный вектор государственной политики должен быть смещен именно сюда.

Проблема бедности кроме низкого уровня доходов имеет и еще одно измерение – она прочно связана с негативным социальным самочувствием. Социологические опросы дают очень интересные результаты. По сравнению с 2012 годом наблюдается положительная динамика оценки деятельности власти, но при этом ухудшается общее социальное самочувствие граждан.

И ничего удивительного в этом нет — реальные доходы россиян падают пятый год подряд, начиная с 2015 года. Темп роста среднедушевых денежных доходов населения замедлился. В Ульяновской области с 12% в 2014 году бедность вернулась на уровень в 15-16%. По официальной статистике – более 220 тысяч жителей региона являются бедными, имея доходы ниже прожиточного минимума.

В результате Четвертой технологической революции массовый рынок труда везде становится низкооплачиваемым и низкоквалифицированным, средний класс постепенно размывается преимущественно в низкодоходную группу. Высокооплачиваемые места создаются в первую очередь в отраслях с новой экономикой. Где её процент выше, там и выше уровень доходов.

До 2024 года необходимо добиться снижения уровня бедности в 2 раза. За 6 лет численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в регионе должна выйти на показатель не более 100 тысяч человек.

Основную ставку в поддержке малоимущих граждан губернатор делает на социальные контракты. При проработке условий контракта к работе будут подключены специалисты из сферы занятости для переобучения востребованным на рынке труда профессиям, сфер развития предпринимательства для поощрения стартапов, обучения бизнес-навыкам, сферы развития сельского хозяйства для обучения правилам ведения сельскохозяйственной деятельности, местных администраций и представителей предпринимательского сообщества. Это позволит малоимущим семьям не только преодолевать черту бедности, но и уходить от иждивенчества, переходить к экономически активной и ответственной позиции.

Социальные контракты будут адаптированы как под сельскую местность, так и под города: сферу услуг, торговлю, транспортное обслуживание, ИКТ, надомное творчество, ремесло, репетиторство и присмотр за детьми.

Для бюджетников будут сохранены параметры повышения заработных плат, которые зафиксированы в Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». На повышение оплаты труда бюджетникам только за 2018 год направили более 1,4 миллиарда рублей, а с 2012 по 2018 год – более 5,4 миллиардов.

Образование

Современные образовательные траектории – это и инструмент борьбы с бедностью, поэтому система образования будет меняться в соответствии с требованиями времени. Изменения будут комплексными и затронут все направления: от дошкольного и дополнительного образования до высшей школы и системы непрерывного образования для взрослых.

При формировании бюджета примерно 20-25% всего бюджета отрасли будет зарезервировано на создание современной образовательной среды, обновление инфраструктуры образования, цифровизацию, строительство новых и модернизацию действующих детских садов и школ.

К 2021 году будет обеспечена возможность для посещения дошкольных образовательных организаций детям до 3-х лет.

Обновятся и учебные программы. В школах появится новый предмет — «Основы предпринимательской деятельности». В каждом муниципальном образовании появится по Центру образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста».

В рамках цифровизации образования, к концу 2021 года во всех школах области появится высокоскоростной интернет.

Повысится статус педагогических работников в регионе. С 2020 года по аналогии с «земским доктором» должна заработать программа «земский учитель», предусматривающая выплату в 1 миллион рублей тем педагогам, которые поедут работать на село и в малые населенные пункты.

Здравоохранение

Прошедший год был непростым для регионального здравоохранения. Отрасли пришлось столкнуться со многими проблемами, в том числе коррупционного характера, но в первую очередь финансового плана, последствия которых ощущаются и сегодня на работе лечебных учреждений. Общий бюджет отрасли по итогам года составил 14,5 миллиардов рублей. На 2019 год он еще больше – приближается к 18 миллиардам рублей. Таких средств на здравоохранение в Ульяновской области еще никогда не направляли. К 2025 году консолидированный бюджет отрасли должен вырасти до 30 миллиардов.

До 2023 года в регионе появится 8 специализированных центров амбулаторной онкологической помощи, а на территории Областного онкологического диспансера будет построен новый лечебно-диагностический корпус. Общий объём средств на эти цели из консолидированного бюджета области до 2024 года составит 1,2 миллиарда рублей. Дополнительные возможности появятся и с запуском федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии, где региону выделят отдельные квоты.

Демография

К 2024 году в регионе должен быть обеспечен устойчивый естественный рост численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

Для России демографическая проблема имеет особое значение. В отличие от других стран мириться с отрицательной демографической динамикой мы не можем. Если с 2010 по 2014 годы естественная убыль населения Ульяновской области сокращалась, то с 2016 года начинается обратная динамика. И основной фактор здесь – снижение числа родившихся 4-й год подряд. Количество рождений по итогам 2018 года у нас всего около 12 тысячи, и это хуже показателя 2007 года. С учетом традиционно более высокой, чем в РФ смертности, старением населения области, процессов миграции мы и имеем практически ежегодно естественную убыль.

Текущий демографический провал – это не только малочисленное поколение 90-х, это уже и измененная модель репродуктивного поведения отложенного деторождения, и эффект негативной памяти 90-х – если поколение 90-х не будет чувствовать себя уверенно, социально-защищенными, есть риск минимальной реализации их репродуктивного потенциала. Опасность нынешней ситуации – формирование негативной памяти у современной молодежи: семьи с детьми сегодня – это самые социально незащищенные, уязвимые группы населения.

Культура

Критерием процветающего общества является процветающая культура. Все последние годы культуре уделялось особое внимание, как огромному целостному явлению от которого зависит наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

С учётом этого почти 15 лет назад были сформулированы две основных цели региональной культурной политики. Во-первых, формирование удобной, привлекательной и комфортной для жителей и гостей региона культурной среды. Во-вторых, опора на культуру как на ресурс и фактор развития региона. С 2012 г. по 2018 г. расходы консолидированного бюджета области на культуру и кинематографию были увеличены в 1,8 раз. По сравнению с 2017 годом выросла и доля расходов на культуру в бюджете, и расходы на душу населения.

Участие в Национальном проекте «Культура» позволит существенно обновить более 50 детских школ искусств и два училища культуры. Это даст возможность на 10% увеличить число учащихся и улучшить качество учебного процесса.

Кроме того, обсуждая культуру, Морозов предложил присвоить аэропорту «Восточный» имя Ивана Гончарова.

К 2024 году в регионе должен появиться единый портал «Культура Ульяновской области» с размещением интерактивной Афиши мероприятий. Будут оцифрованы книжные памятники, появится сводный электронный каталог библиотек области.

Строительство

«Обеспечение граждан доступным и комфортным жильём — фундаментальная задача в развитии региона», — заявил Морозов. Качество среды проживания, решение жилищных вопросов определяет не только настроения в обществе, но и стимулирует целые секторы развития экономики.

В период с 2019 по 2024 год в регионе планируется расселить весь аварийный жилой фонд площадью 88 тысяч квадратных метров, переселив в новое благоустроенное жильё более 5 тысяч человек. За 6 лет в регионе должны построить примерно столько же жилья, сколько построили за с 2006 по 2017 год.

Ежегодно в Ульяновской области сдается почти миллион квадратных метров жилья. Мы уже практически достигли целевого показателя по вводу жилья на одного человека, на которую ориентирует всю страну указ Президента. А с учетом прогнозируемых объёмов роста жилищного строительство, в 2024 году указ будет перевыполнен.

При этом необходимо будет сохранить спрос и сбалансированность рынка жилья, не залезая в карман строительных компаний и не нарушая их финансовой устойчивости.

Будут продолжены стимулирующие спрос программы, такие как региональный проект Губернаторской ипотека, приобретение благоустроенного жилья для детей-сирот, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

В 2018 году задачу сокращения аварийного жилищного фонда решали только за счет региональных средств. С 2019 года она решается уже в рамках национального проекта. До 2024 года в область придет почти 1,7 миллиарда рублей на эти цели. Это позволит расселить аварийные дома, признанные таковыми на 1 января 2017 года, в которых проживает более 3-х тысяч человек.

Дороги и транспорт

По данным социологических опросов, в списке наиболее актуальных проблем для жителей области присутствуют вопросы состояния дорог и общественного транспорта. По итогам 2018 года эту проблему отметили около 40% опрошенных.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволит достичь следующих целей и показателей: приведение дорог в нормативное состояние, ликвидация перегрузки дорог, внедрение интеллектуальных систем управления дорожным движением, снижение смертности на дорогах, внедрение новых технологий и материалов.

Для выполнения проекта необходимо ежегодно на территории области ремонтировать около 100 километров региональных дорог, что региону вполне по силам: план на 2019 год – почти 110 километров.

Также при ремонте дорог будут активно использоваться контракты жизненного цикла. Первый такой контракт заключается в этом году на дорогу «Димитровград-Узюково-Тольятти». До 2024 года будет заключено не менее 6 подобных контрактов, основанных на принципах жизненного цикла. Это порядка 5 % областных дорог.

Для повышения качества транспортных пассажирских перевозок в ближайшие три года планируется приобрести 350 автобусов, из них 161 с возмещением части затрат из областного бюджета и 189 на собственные средства перевозчиков. В этом году уже приобрели 11 автобусов для Димитровграда, 60 планируется купить до конца года для Ульяновска. Для областного центра также будет приобретено 40 новых единиц электротранспорта.

Также в 2020 году планируется приступить к строительству левобережной развязки мостового перехода «Президентский». Она должна улучшить транспортную ситуацию в левобережной части Ульяновска.

Экология

Через национальный проект «Экология» будет снижен объём стоков промышленных отходов в Волгу, начато полное восстановлению лесов, решится проблему свалок, водообеспечения, и начнется раздельный сбор мусора.

Общее количество накопленных отходов в области составляет примерно 1,4 миллиона тонн. Часть отходов находится на территориях несанкционированных свалок, их количество в регионе — более 300. Если накопленные отходы размазать 4-х сантиметровым слоем, то он покроет всю территорию области. Именно поэтому нельзя откладывать реформу отрасли обращения с ТКО. Ее основная цель — переход от складирования отходов к их переработке.

Построено 9 полигонов по обработке и размещению ТКО, которые обслуживают 100% населения региона. Для обеспечения обработки ТКО введены в эксплуатацию 4 мусороперегрузочные станции. Частные инвестиции только на 2018 год в эти проекты превысили 900 миллионов рублей.

За 6 лет объем отходов, вносимых в окружающую среду, должен уменьшиться на 60%. Все остальное будет перерабатываться. Уже сейчас постепенно вводится 2-х потоковый сбор мусора — раздельные контейнеры для сбора. С 1 января 2020 эта практика станет повсеместной.

За 10 лет регион должен выйти на 100% обработку твердых коммунальных отходов в регионе, ежегодно на 10% увеличивая объёмы обработки.

Кроме того, в ближайшее время власти начнут ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба. В планах значится рекультивация территории свалки в районе села Красный Яр, территории мазутохранилища на Нижней террасе Ульяновска, устранение накопленного вреда на территории парка «Винновская роща». Требуемое финансирование на все эти работы — порядка 1,5 миллиардов рублей.

Региональный проект «Оздоровление Волги» позволит провести строительство и реконструкцию очистных сооружений в Ульяновске, Новоульяновске, Димитровграде, Инзе, Барыше, Ишеевке. Доля загрязнённых сточных вод, отводимых в Волгу, к концу 2024 года сократится в 3 раза. Проект будет реализован в течение 6 лет с общим объёмом финансирования в 5 миллиардов.

Почти 600 миллионов рублей направят на финансирование мероприятий по проекту и программам, связанным с чистой водой. Объекты водоснабжения будут построены или реконструированы почти в половине муниципальных образований области.

Бюджетная политика

Не стоит забывать, что для того чтобы обеспечить выполнение всей социальной повестки, необходимо увеличивать бюджет и стимулировать экономический рост. «По итогам 2018 года мы имеем стабильное финансовое положение. Регион вошёл в список субъектов страны с профицитным бюджетом. При этом все социальные обязательства перед населением исполняются в полном объёме», — подчеркнул глава региона.

Общая сумма доходов консолидированного бюджета за 2018 год приблизилась к 66 миллиардам рублей. В бюджет поступило почти на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2017 году. По сравнению с 2004 годом налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области выросли почти в 7 раз.

2018 год стал позитивным и с точки зрения долговой нагрузки. На 1 января 2019 года зафиксировано пусть и небольшое, но снижение государственного долга.

В 2018 году на обеспечение устойчивости бюджетов муниципальных образований и финансовую помощь было направлено более 18,6 миллиардов рублей. Это существенная сумма, равная 30% расходов областного бюджета.

Объём поддержки в абсолютных цифрах будет увеличиваться ежегодно и дальше. Однако общая логика, которой должно придерживаться правительство, — увеличение объёмов и доли стимулирующих дотаций. Морозов попросил областное правительство подготовить дополнительные предложения, которые бы учитывали не только экономические результаты, достигнутые муниципальным образованием, но и ряд дополнительных. Например, качество управления муниципальными финансами и результаты муниципалитета по достижению показателей национальных проектов.

Цифровизация

«Мы будем выстраивать единую политику цифровизации, вовлекая в неё участников из самых разных сфер жизни, так как не осталось ни одной, в которой бы не шла цифровая революция», — заявил Сергей Морозов.

Ульяновская область имеет неплохие стартовые позиции в цифровом мире. По оценкам Всемирного банка по ряду показателей регион идёт с опережением среднероссийского уровня. Здесь создана обширная инфраструктура сотовой связи и оптоволоконных сетей. Широкополосным доступом в сеть со скоростью 100 мегабит в секунду обеспечены компьютеры более 83% организаций области.

В Ульяновской области имеется хорошая научно-образовательная база для подготовки специалистов в области цифровых технологий. В прошлом году совместно с партнёрами из компании DMG Mori здесь открылся Центр промышленного интернета в машиностроении при Ульяновском государственном техническом университете, а при поддержке МГУ – Центр цифровой экономики в УлГУ. В новом учебном году на специальности, связанные с информационными технологиями, в вузы области будут приняты более 500 первокурсников.

Сектор информационных технологий растёт быстрее других отраслей, наращивая при этом кадровый и экспортный потенциал. Количество IT-компаний в Ульяновске больше, чем в некоторых городах-миллионниках. Областная столица занимает 16 место среди российских IT-городов и 9 по количеству аккредитованных в Минкомсвязи России компаний.

Цифровая трансформация затронет государственное и муниципальное управление. Государство должно стать лидером цифровой трансформации, показывая пример для негосударственного сектора и граждан. А само государственное управление стать датацентричным, основываться на достоверной информации, на больших данных.

В регионе появится цифровой сервис обратной связи с гражданами «Активный горожанин». Через это мобильное приложение можно будет сообщать о проблемах, которые должны решить муниципальные и региональные органы власти, проводить голосования по вопросам благоустройства и оценивать работу чиновников и подрядных организаций.

Увеличится доля услуг в электронном виде. Будут созданы проактивные комплексные «суперсервисы» по жизненным и деловым ситуациям. Президент уже анонсировал первый из них – «Рождение ребёнка», в котором будут сочетаться услуги системы здравоохранения, соцзащиты, ЗАГСа, образования. А получать их можно будет без посещения органов власти в проактивном режиме. Всего Ульяновская область планирует работать над 14-тью из 25 запланированных до 2024 года «суперсервисами», два из которых – это предложение от нашего региона.

Экономика

Одни из важнейших задач на сегодня — это «обеление» экономики. Более четверти доходов россиян (26%) «взялись неизвестно откуда», то есть это серые зарплаты, доходы самозанятых, криминальные доходы. Эти деньги нигде не учтены, но о том, что они существуют известно из общей суммы расходов граждан.

В Ульяновской области 23% населения получают часть или всю заработную плату «в конверте». А численность занятых в «теневом» секторе — почти 150 тысяч человек. Потенциальный объём «серой» заработной платы – более 45 миллиардов рублей.

Но деструктивный потенциал неформального бизнеса не ограничивается только хозяйственной деятельностью. Очевидно его негативное влияние на бюджет и социальные программы, качество жизни территории. Ежегодные потери областного бюджета составляют порядка 7 миллиардов рублей. Пенсионный фонд недополучает страховых взносов на сумму свыше 10 миллиардов рублей, Фонд обязательного медицинского страхования – 2,3 миллиарда рублей, Фонд социального страхования – свыше 1,3 миллиарда рублей. На эти деньги можно построить 1360 спортивных площадок, 17 школ, 23 детских сада или 75 километров новых дорог.

Поэтому регион сконцентрирует усилия правоохранительных и надзорных органов, полномочия органов государственной власти на искоренении «теневых» процессов в экономике. Конкретный план мер закреплен межведомственными актами и планом действий на 2019 год. Будут использоваться и административные рычаги, и стимулирующие меры, создавая удобные условия для самозанятых граждан и проводя образовательно-пропагандистские мероприятия.

Тарифы

В прошлом году губернатор обратился в федеральный Институт экономики имени Столыпина с просьбой провести реальную и независимую оценку обоснованности тарифов. Результатом этой работы стали выявленные резервы для оптимизации тарифов, что позволило удержать рост тарифов в целом по Ульяновской области в два раза ниже прогнозного уровня инфляции на 2019 год.

На основании этих материалов на 2019 год тарифы для двух крупнейших монополистов (Ульяновскэнерго и Т+) были сохранены на действующем уровне прошлого, 2018 года. Данный эффект будет ощутим с 1 июля. А с 1 января 2020 тарифы будут еще и снижены на 3%. Это системное и беспрецедентное решение, аналогов которому нет в России.

Итоги

В целом, отчет губернатора был максимально честным и отражающим как положительные, так и отрицательные стороны жизни региона. Планы на ближайшее будущее также выглядят максимально реалистичными и внушают определенный оптимизм. При этом, даже если удастся реализовать хотя бы небольшую их часть, то жить в Ульяновской области станет немного легче.

По окончании обсуждения отчета, депутаты ЗСО проголосовали за то, чтобы принять отчет губернатора по итогам 2018 года и признать его работу удовлетворительной.