Яндекс.Метрика
Олег Асмус: «Все ориентиры, заданные указами президента, мы выполняем»
10:2212 декабря 2018

Как меняется подход к стратегическому планированию, если им будут заниматься не только чиновники, но и научные работники? Какие проекты являются для Ульяновской области приоритетными и как добиться роста показателей на фоне эффекта «высокой базы»? Какие отрасли и сферы экономики являются для региона приоритетными? На эти и другие вопросы ответил руководитель Центра стратегических исследований Ульяновской области Олег Асмус.

– Олег Владимирович, расскажите, как вы и ваш центр содействуют решению основных стратегических задач Ульяновской области.

– Наша область является успешным примером синергии госуправления и науки. Год назад я возглавил Центр стратегических исследований, которому были переданы некоторые полномочия, в том числе, от несуществующего сейчас министерства экономики.

То есть, наша автономная организация получила все основные функции по планированию, прогнозированию, стратегическому развитию. Это для России действительно необычно. Так было сделано для того, чтобы все процессы, требующие научной работы, исполнялись не только чиновниками, а при участии научного сообщества.

Одновременно нам – единственным в стране – удалось добиться, чтобы на территории области было открыто представительство Российской академии наук (РАН). Это помогает реализовывать многие вещи, связанные со стратегическим планированием, с определением наиболее важных задач для региона.

Сегодня наша страна проходит этап реформ, среди которых – повышение роли РАН. Академии присвоен статус основного научного ревизора с точки зрения оценки правильности или неправильности принятия тех или иных стратегических решений, ее представители присутствуют на заседаниях правительства. Более того, со следующего года прогноз развития страны будет делать не только Минэкономразвития, но и РАН.

Получается, что Ульяновская область опередила время – мы осуществляем эти процедуры на региональном уровне уже второй год. Наш центр вносит в Законодательное собрание прогноз развития региона, который учитывается при принятии бюджета. Мы проводим экспертизу всех ключевых проектов и ведем разработку важных для региона направлений развития.

– Какие из этих направлений вы можете назвать наиболее приоритетными для руководства области?

– С точки зрения проектного управления мы выполняем все задачи, которые ставит перед нами правительство. Это то, что определяет и будет определять экономическую политику региона.

Правительство области определило 24 наиболее важные задачи, которые стратегически необходимо исследовать, изучить, выработать направления и планы. Смесь ставшего классическим проектного управления и научной подоплеки позволяет нам выстраивать стратегически правильные приоритеты.

Уже появились первые результаты такого подхода. Один из наших проектов по совершенствованию системы госуправления на территории РФ признан вторым в стране по перспективности и важности. Это значимая для нас оценка нашей деятельности.

– Одна из важнейших тем, над которыми работает ваш центр – составление прогноза социально-экономического развития области. Какими будут показатели в 2019 году? В чем возможен опережающий рост?

– Если смотреть формально, все ориентиры, заданные указами президента, мы выполняем. Но Ульяновская область достаточно необычный регион с точки зрения социально-экономического анализа. Если взять данные официальной статистики, то можно отметить, что мы один из пяти субъектов РФ, где за последние 15 лет ни разу не было снижения индекса промышленного производства. Несмотря на кризисные периоды, у нас этот показатель не падает.

Второе – мы несколько лет подряд бьем рекорды не только сегодняшнего российского, но и советского времени по объему производства зерна и другим направлениям сельского хозяйства. Опережающими все прежние показатели темпами мы растем и по объемам строительства жилья.

Поэтому оценивать наши прогнозы только в процентах неправильно. Для нас 102% – далеко не то же самое, что для другого субъекта, где ранее были спады. Губернатор ставит нам задачу сохранения 5-процентного роста экономики. Но за последние пять лет ниже, чем на 5% в год, валовой региональный продукт у нас не рос. Это та задача, которую президент поставил перед страной.

На протяжении длительной ретроспективы поддерживать такой рост становится все сложнее – накладывается так называемый эффект «высокой базы». Как говорится, с нуля расти всегда легче. Но, несмотря на это, на 2019 год мы по-прежнему сохраняем заданный ориентир роста. Уверен, что мы его обеспечим. Для этого есть все основания. Планы наших промышленных предприятий оптимистичны и вполне реальны, ситуация в сельском хозяйстве, особенно в растениеводстве, обнадеживает. Мы сможем ввести 1 миллион квадратных метров жилья. С учетом того, что в нашей области 1,3 миллиона жителей, это приблизит нас к мировым стандартам по обеспеченности граждан жильем. Другие направления также дают нам повод для оптимизма.

– Как изменится объем инвестиций в область в будущем году? Какие сферы интересуют инвесторов? Кто они и откуда – Европа, Азия, Россия?

– Ульяновская область является одним из лидеров по привлечению инвестиций. За последние несколько лет у нас построены более 100 заводов, из них порядка 70% с участием иностранного капитала. В абсолютном выражении мы каждый год бьем рекорды по инвестициям и давно выполнили все ориентиры, обозначенные в указах президента, по доле инвестиций в ВРП.

И хотя, как я уже говорил, прирастать к высокой базе достаточно сложно, у нас есть все основания быть уверенными, что и в 2019-2020 годах мы выполним все поставленные задачи по росту инвестиций. Эта уверенность проистекает из уже заключенных соглашений, присвоенных статусов потенциальных инвесторов.

Безусловно, на фоне санкционного давления структура инвестиций изменилась. Выросла доля российских инвесторов, а иностранных, напротив, сократилась. Но даже последние соглашения, подписанные губернатором, отражают чрезвычайно широкую географию наших партнеров. Это и Германия, и Япония, и Дания, Швеция, и другие страны, в том числе, те, с которыми у нас сложные отношения. Даже США, несмотря на существующую напряженность, заинтересованы в сотрудничестве. Так, завод Mars продолжает расширять свои объемы, строится еще несколько предприятий.

Эти факты дают мне, как эксперту, все основания предполагать, что долю инвестиций в ВРП в размере 25-30% мы обеспечим.

– Может ли туризм быть одной из статей дохода Ульяновской области? Или важнее все-таки промышленный сектор?

– Естественно, доля промышленности и сельского хозяйства сохранится на высоком уровне – это предполагает специфика региона. Тем не менее, сферу туризма мы тоже считаем приоритетной. В текущем году наблюдался существенный всплеск, связанный с тем, что Ульяновская область находится в непосредственной близости от городов, где проходил чемпионат мира по футболу – Саранска, Самары, Казани. Это обеспечило нам прирост турпотока. Но, поскольку главное футбольное мероприятие закончилось, с точки зрения цифр в 2019-2020 годах мы будем наблюдать снижение числа туристов.

Тем не менее, в сфере туризма мы видим огромный резерв. Известно, что один работающий здесь обеспечивает семь рабочих мест в смежных отраслях. Эта отрасль является одной из самых перспективной с точки зрения добавленной стоимости.

Посчитать рост туризма в цифрах и его вклад в экономику сложно. Формальная статистика говорит, что туристом может быть даже местный житель, переночевавший в соседнем поселке. То есть, при подсчетах мы обязаны его учитывать. Конечно, обывательское понимание от такого подхода отличается. В нашем представлении, турист – это житель другого региона или страны. Цели поездки могут быть разными – культурные, спортивные, познавательные. Возможен и бизнес-туризм на наши предприятия. Поэтому оценки могут быть примерными, но, исходя из косвенных факторов, мы видим, что число посещений наших музеев и других объектов растет. Наверное, это свидетельствует, в том числе, о росте туризма в регионе.

– Какие туристические маршруты в Ульяновской области вы считаете наиболее интересными и перспективными? Что могли бы посоветовать путешественникам?

– Сегодня мы развиваем ряд направлений, связанных с китайским туризмом, например, так называемый Красный маршрут. Он предполагает организацию поездок по местам, связанным с советской историей. Это очень популярная у китайцев тема. Мы организуем туры по ленинским местам – ведь именно у нас, в Ульяновске, родился вождь революции. Туристы получают полностью организованный сервис, доставку, гостиницы, питание, познавательные экскурсии, знакомятся с жизнью нашей области, а если смотреть шире – то и России в целом. Проект вошел в перечень лучших проектов туриндустрии РФ и на протяжении трех лет находится на личном контроле главы Ростуризма.