Яндекс.Метрика
Евгений Михайлов: «Если снимать фильм о безумном пианисте, то только на тему Рахманинова»
13:4302 апреля 2018

В Ленинском мемориале 1 апреля состоялся музыкальный вечер, посвященный памяти великого русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова. Он прошел в рамках 56-го международного музыкального фестиваля «Мир.Эпоха.Имена…». В концерте приняли участие Ульяновский государственный академический оркестр «Губернаторский» под управлением Дмитрия Руссу и заслуженного артиста России Евгения Михайлова.

1 апреля 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения Рахманинова. В этот вечер прозвучали сочинения композитора для фортепиано соло и третий концерт для фортепиано с оркестром. Он считается одной из вершин русского и мирового музыкального искусства. О жизни и творчестве Рахманинова рассказала не только музыка, но и письма, воспоминания и фотография музыканта. Дмитрий Руссу и Евгений Михайлов ответили на вопросы корреспондента ИА Media73.

– Дмитрий, расскажите о программе концерта.

Дмитрий Руссу: Роль оркестра в том концерте – аккомпанирующая. Мы играем третий концерт Рахманинова. Он, наверное, один из любимых и сложных фортепианных концертов, и исполнять его честь для любого оркестра. А виновником нашей программы является Евгений Михайлов.

Евгений Михайлов: Хочется отметить, что это уникальный концерт. Он проходит в необычном формате, во всяком случае, первое отделение, которое имеет элементы театрализации. Читаются письма Рахманинова, демонстрируются фотографии и видео. Интересно не только услышать музыку этого великого музыканта, но и узнать его биографию. В первом отделении я играю пять сольных произведений.

– В фильме «Блеск» главного героя сводит с ума третий концерт Рахманинова. Евгений, действительно, есть в этой музыке что-то, что сводит с ума, и как ваша психика отвлекается во время концерта?

Е.М.: Наверно, в этом фильме есть зерно правды. Этот концерт является вершиной фортепианного искусства, по крайней мере, русского искусства. И идея сценаристов была в том, чтобы показать глубину и искренность третьего концерта, и это так задевает внутренние тайники и нервы человека. И думаю, если снимать фильм о безумном пианисте, то только на тему Рахманинова.

– Дмитрий, в чем особенность работы с оркестром в роли аккомпанирующего состава?

Д.Р.: Когда главный на сцене – солист, оркестр должен аккомпанировать. Конечно, здесь нельзя ограничиться примитивным понятием, что необходимо играть тише и деликатнее. Здесь оркестр должен проявлять гибкость, умение слышать солиста. Многое зависит и от дирижёра, среди нас бытует такое мнение, что аккомпанировать сложнее. И дирижёр выполняет второстепенную роль.

– Евгений, почему для своей программы вы выбрали именно третий концерт Рахманинова?

Е.М.: Среди пианистов бытует такой риторический вопрос: кто из пианистов в истории самый выдающиеся и значимый? И все сходятся в одном, что самый лучший пианист Рахманинов. Мне кажется, что его гениальность в трех направлениях, как дирижёра, композитора и пианиста, и дало возможность написать самый лучший в русской музыке концерт для фортепиано с оркестром. Вы можете поспорить со мной и спросить, а как же первый Чайковский?! Я отвечу: первый Чайковский более эффектный, он не менее разнообразен, но, на мой взгляд, Петр Ильич преследовал другую цель – дать размах, дать ощущение масштаба музыки и русской природы. А Рахманинову в третьем концерте удалось все объединить в единое целое и искренность, и глубину, и русскость, и при всем при этом соединив пышность и размах оркестра.

 

Елизавета Игнатович