В 2018 году исполняется ровно 15 лет со дня подписания конвенции ООН против коррупции. За эти годы в Российской Федерации сформировалась необходимая правовая база, позволяющая вести борьбу с этим злом, словно ржавчина разъедающим устои любого общества, в котором она завелась.
– Как складывается ситуация в Ульяновской области, какими видятся цели и задачи в работе на ближайшую перспективу? На эти и многие другие вопросы отвечает уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Яшин.
– В Ульяновской области раньше, чем в других регионах России, были созданы правовые основы противодействия коррупции. Выстроена эффективная система взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества и общественного контроля. Она включает в себя общественные проверки, слушания, опросы населения, экспертизы нормативных правовых актов (НПА).
Особенностью является наличие в органах государственной и муниципальной власти межведомственных комиссий и рабочих групп, в работе которых принимают участие представители институтов гражданского общества, научных, образовательных организаций и экспертного сообщества. Их общее число составляет более трёх тысяч человек.
– Чем, на ваш взгляд, объясняется такая активность?
– Причин много. Выделю одну. Ульяновская область по-прежнему является единственным регионом в Российской Федерации, где учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции. В будущем году, кстати, данному институту исполняется 10 лет.
– Столь славная дата, несомненно, будет отмечена, но сегодня разговор пойдет о работе вашего ведомства в минувшем полугодии. Давайте начнем с профилактики коррупционных проявлений в сфере закупочной деятельности.
– Если коротко, то экономический результат областной комиссии по повышению эффективности осуществления закупок составил за это время 8,2 миллиона рублей.
Активностью отличается работа аналогичных комиссий, созданных в муниципалитетах и органах власти. Она позволила сэкономить свыше 66 миллионов рублей.
– Своего рода краеугольным камнем вашей работы является качество экспертизы НПА, их проектов, и участие в данной работе независимых экспертов
– Уполномоченным проведён антикоррупционный анализ в отношении 584 проектов НПА региона. На 25 проектов даны отрицательные заключения по причине наличия в них коррупциогенных факторов. Вызывает настороженность существенный рост количества отрицательных заключений, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
К областным ведомствам, в которых при подготовке проектов НПА чаще других допускались коррупциогенные факторы, относятся сразу несколько министерств: промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта; образования и науки; здравоохранения; семьи и социального благополучия; сельского хозяйства (ныне министерство АПК); развития конкуренции и экономики.
Если вернуться несколько назад, то в ходе повторной антикоррупционной экспертизы уже действующих актов, принятых с первого сентября по 31 декабря прошлого года, проверке подверглись свыше 600 документов. Выявлено и устранено 10 коррупциогенных факторов, определена 101 зона коррупционного риска.
– Большой интерес вызывает проведенный вами социологический опрос по теме «Оценка населением уровня коррупции в регионе». Так что же думают наши сограждане по поводу этого явления?
– Результаты опроса показывают, что актуальность проблемы коррупции для региона признают 64% участников исследования. На 7% стало больше респондентов, которые отмечают остроту проблемы коррупции.
Основными сферами деятельности, в которых распространено взяточничество, респонденты называют медицину – 71, образование – 38, деятельность ГИБДД 0 33%. При этом, по мнению опрошенных, коррупция в медицине продолжает расти. Но снижается в сфере образования и в ГИБДД. Сразу же отмечу, что результаты опроса проанализированы с участием экспертов.
Что касается обращений граждан и организаций к Уполномоченному, то их в первом полугодии поступило 112, против 107 в прошлом году. На личный приём записывались 20 граждан, ещё 28 обращений поступило по телефону «горячей линии», что, опять же, больше прошлогоднего. В ходе выездных приёмов проведено девять встреч с гражданами. Наибольшее количество обращений поступило из Ленинского района – 15, Заволжского и Засвияжского районов по семь, Инзенского – пять обращений.
– На что чаще всего жалуются жители региона?
– Больше всего жалоб на нарушения в сфере выделения и оформления земельных участков, незаконных построек, установления нестационарных торговых объектов, открытие новых торговых точек.
Как и прежде, сохраняется большое число обращений граждан и представителей организаций на деятельность руководителей и работников органов муниципальной власти, которая выражается, в том числе, в халатности и превышении должностных полномочий. По результатам рассмотрения таких обращений нами один материал направлен в Следственный комитет Российской Федерации по Ульяновской области, четыре – в региональную прокуратуру, девять – в областное Управление МВД России.
– Судя по отчетам, в сфере борьбы с коррупцией у нас полное благополучие. Но откроешь газету, включишь телевизор, мельком глянешь интернет, а там такое…
– Скрывать не буду, в работе органов государственной и муниципальной власти региона по противодействию коррупции имеет место формализм. На первый взгляд, действительно, полное благополучие. В муниципальных образованиях за первое полугодие проведено 133 заседания общественных советов по профилактике коррупции и межведомственных комиссий по противодействию коррупции. Рассмотрено, только вдумайтесь, 520 вопросов! При ближайшем изучении этого «феномена», выясняется, однако, что на повестку дня выносятся далеко не самые острые вопросы. Очень мала их доля в таких сферах, как здравоохранение, строительство, ремонт дорог, жилищно-коммунальное хозяйство … Больше других грешат такими «мелкотемьем» Барышский, Кузоватовский, Николаевский районы и город Новоульяновск. В Димитровграде, например, общественный антикоррупционный орган в первом полугодии и вовсе заседал всего один раз.
Между тем, в ходе антикоррупционной экспертизы НПА установлено, что со 102 до 105 выросло количество выявленных коррупциогенных факторов. Независимые эксперты только в пяти случаях привлекались к проведению антикоррупционной экспертизы, и в десяти - к анализу уже принятых документов.
Непонятна такая «активность», когда в администрации муниципальных образований поступило 134 обращения по возможным фактам коррупции, что почти на 40% больше, чем в 2017 году. При этом в 33 из них затронута тема коррупции в сферах образования и здравоохранения, в 13 – выделения жилья, в 23 – коммунального обслуживания, в 13 – выделения земельных участков. К дисциплинарной ответственности привлечено 172 работника, материальной – 40, административной – 30.
– Раскладка работы на муниципальном уровне видится весьма показательной. А что происходит в органах государственной власти?
– Низкая активность в работе по противодействию коррупции в первом полугодии отмечена и на уровне органов государственной власти. Здесь в указанный период проведена экспертиза 446 проектов НПА, тогда как в прошлом году 532. При этом установлено всего пять коррупциогенных факторов.
Одновременно с этим количество обращений граждан по возможным фактам коррупции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось с 152 до 81. В основном это обращения о проявлениях коррупции в сфере образования – 33, при оказании государственных услуг – 29, в сфере здравоохранения – семь.
В большинстве органов госвласти свою работу продолжили ведомственные комиссии (рабочие группы) по противодействию коррупции. Опять же, в министерствах промышленности, строительства, ЖКК и транспорта, физической культуры и спорта, молодёжного развития, Агентстве по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов проведено только по одному заседанию.
Всего в отношении органов государственной власти представителями внутреннего и внешнего финансового контроля проведено 46 контрольных мероприятий. В 16 случаях выявлены нарушения при использовании бюджетных средств. К дисциплинарной ответственности привлечены 53 сотрудника, к материальной – восемь.
Среди исполнительных органов госвласти лидерами в сфере организации борьбы с коррупцией признаны министерство развития конкуренции и экономики и Агентство записи актов гражданского состояния региона. Особо выделяю инициативу и активность Департамента государственных закупок министерства развития конкуренции и экономики, который возглавляет Ирина Погорелова.
В аутсайдерах оказались министерства физкультуры и спорта, сельского хозяйства, здравоохранения, семьи и социального благополучия. На низком организационном уровне проведены мероприятия в министерстве молодёжного развития, а также в Новоспасском, Тереньгульском, Старокулаткинском районах, в городах Новоульяновске и Димитровграде.
Среди муниципальных образований наиболее чётко и эффективно выстроили работу по борьбе с коррупцией Павловский и Старомайнский районы. Напротив, жирный «неуд» получили Инзенский и Николаевский районы, а также город Димитровград.
– Александр Евгеньевич, понимаю, что все сказанное вами составляет смысл и суть вашей деятельности. Но сейчас давайте отступим от регламента и перейдем к позитиву, чтобы ни говорили, а сделано многое.
– Неожиданная просьба. Но попробую. В регионе внедрён типовой Кодекс этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных органам власти. Он содержит в себе правила их поведения в сфере планирования и осуществления закупок.
Разработан перечень зон повышенного коррупционного риска, утверждены Методические рекомендации по снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Сформированы Общественный антикоррупционный договор, Кодекс антикоррупционного поведения жителя Ульяновской области, Кодекс этики ульяновского студента.
Внедрена Анимированная антикоррупционная карта и проводятся общерегиональные Недели антикоррупционных инициатив.
Успешно работает Молодёжный инициативный антикоррупционный центр. Действуют студенческие антикоррупционные комиссии вузов, а также Межвузовская комиссия по вопросам противодействия коррупции при региональном Совете ректоров вузов.
При правительстве Ульяновской области создана базовая кафедра «Теория и практика антикоррупционной деятельности».
18 сентября текущего года принято постановление правительства региона «О внесении изменений в областную программу «Противодействие коррупции в Ульяновской области».
Не сомневаюсь, что участие в проекте «Дни справедливости, согласия и созидания» стало хорошей возможностью для жителей региона внести свой личный вклад в повышение эффективности противодействия коррупции. Наше общество становится более зрелым. Общение с жителями области свидетельствует, что они не намерены мириться с проявлениями коррупции. Для нас это добрый знак и большое достижение. Мы просто обязаны оправдать такое высокое доверие.
Виктор Никитин