Яндекс.Метрика
Наш ответ «Тесле». В Ульяновске Владимиру Путину показали новый российский электромобиль
10:3109 ноября 2017

Больше месяца прошло с заседания президиума Госсовета во главе с президентом РФ Владимиром Путиным в Ульяновске. Параллельно с ним на территории ульяновского Наноцентра представители различных компаний-производителей транспортных средств устроили выставку своей продукции. Основной упор сделали на общественный транспорт – трамваи, троллейбусы, электробусы, привезли даже два поезда и автобусную остановку.

Однако наибольший интерес публики на выставке вызвали два экспоната – новый УАЗ-Профи и выполненные на его платформе спецавтомобили и маленький, почти игрушечный, автомобильчик, втиснувшийся между очередным произведением сумрачного гения российского автопрома и поездом, похожим на космический шаттл. Рядом с «игрушкой» стоял и отвечал на вопросы немного смущённый мужчина. Позже оказалось, что Денис Щуровский является генеральным директором компании Zetta, которая и разработала одноимённый автомобиль. Более того, оказалось, что компания расположена в Самарской области в городе Тольятти.

Zetta

Отношение к электромобилям в России до сих пор предвзятое. Все существующие образцы представляют собой очень дорогие, сложные в производстве, совершенно не приспособленные к российским реалиям игрушки. Причём сложилось такое отношение к электромобилям издавна, ещё с УАЗовской электробуханки, в которой всю грузоподъёмность сожрали аккумуляторы. Периодически появляются сообщения то о новом гибридном электроуазе, то об электрической «Ладе», то всплывает информация о мертворождённых проектах вроде «Ё-мобиля». При упоминании о последнем Щуровский сразу открещивается: «Никакого отношения он к нам не имеет, наш проект настоящий».

Так что же это за таинственная Zetta, и чем она заслужила своё появление на выставке серьёзного транспорта? По словам Щуровского, компания «Зетта» зародилась как исключительно частная компания. Основным продуктом являются мотор-колёса. Что такое мотор-колесо? Если говорить просто, то это электродвигатель, к корпусу которого прикрутили болты для крепления обыкновенного колеса. Хоть автомобильного, хоть железнодорожного, хоть тележного. Вот только зеттовцы смогли сделать этот электродвигатель невероятно мощным, недорогим и практически неубиваемым. Главный инженер компании Вальдемар Вагнер рисует простую схему и объясняет: «Ну смотрите сами, чему тут ломаться? Только если подшипникам».

Имея в руках мотор-колесо и производственную базу, учёные и инженеры, а гендиректор между прочим кандидат наук, стали думать, что ещё можно придумать, используя мотор-колесо. Так и появилась идея платформы, на основе которой можно сделать всё, что угодно: спортивный кабриолет, грузовик, городскую легковушку и даже внедорожник. Двигатели и платформа до определённой степени масштабируемы, конструкция простая – аккумулятор, мотор-колёса, немножко электроники, органы управления и рама, чтобы всё вышеуказанное было к чему прикрутить. Остаётся водрузить сверху сиденья, кузов, и можно выдавать готовый продукт.

3e06f582558db2490b7f25fe056dd090.JPG

Единственной проблемой до недавней поры были аккумуляторы, но сейчас проблема почти решена. Вообще, при справедливом вопросе о работе аккумуляторов зимой, гендиректор и главный инженер начали спорить и сошлись во мнении, что зимой всё должно работать, но надо проверять. «Вот холода наступят и погоняем наш прототип», — поставил точку в споре Щуровский.

Технические характеристики даже прототипа впечатляют. Максимальная скорость ограничена искусственно – на границе в 140 километров в час, ёмкости аккумулятора хватает на 120-150 километров хода. «Места свободного много, аккумуляторы можно поставить любые, сейчас воткнули то, что было под рукой», — поясняет Щуровский и обещает, что на серийном образце минимальная дальность на одной зарядке составит 200 километров минимум. «Вообще, планируем 600, но время покажет. На тесловских аккумуляторах и тысяча может быть», — рассказывает гендиректор. Заряжать автомобиль можно от простой розетки, на полную зарядку уйдёт от 4 до 16 часов, в зависимости от ёмкости аккумуляторов. А при использовании станций быстрой зарядки – от 10 до 40 минут. Примерная стоимость зарядки аккумулятора, установленного на прототипе – 25 рублей. Ломаться в автомобиле просто нечему. Не подверженная коррозии рама из алюминиевого сплава, полностью герметичные мотор-колёса, несложная и прочная подвеска и простая электроника. Кузов на прототипе выполнен из прокрашенного на всю глубину композитного материала. Ему не страшны царапины, осадки и прочие атмосферные воздействия, он не ржавеет, не горит, не плавится, а в случае поломки, кузовная деталь отправляется на переработку, взамен устанавливается другая с помощью отвёртки. Ни сварки, ни покраски не требуется. Получается фактически вечный автомобиль. Кстати, Вагнер сообщил, что на аккумуляторы установлена заводская гарантия в 5 лет. То есть если в течение пяти лет они потеряют ёмкость, то их можно будет просто поменять. Стоить всё это великолепие после запуска в серию будет немногим более 500 тысяч рублей.

Таким образом, по рассказам зеттовцев, электромобиль после выхода в серию сможет составить конкуренцию и электрическим, и бензиновым автомобилям по всем параметрам. Правда, и в этой бочке мёда есть ложка дёгтя.

Во-первых, электромобиль надо где-то заряжать. Пока в России не будет решена проблема инфраструктуры для электромобилей – люди будут испытывать некоторые неудобства. Если житель частного дома может просто протянуть во двор или в гараж розетку, то горожанин, привыкший ставить автомобиль под окном, должен будет что-то придумывать. В Финляндии для этих же целей на стоянках установлены аккуратные столбики с розетками. Возможно, с внедрением электромобилей дворы российских многоэтажек также обрастут проводами или столбиками для зарядки автомобилей. Вообще же, судя по принимаемым законам, скоро каждая АЗС будет оборудована портом для зарядки автомобилей.

Во-вторых, неизвестно как отреагирует на появление массового и дешёвого автомобиля так называемое нефтяное лобби. Вся надежда тут на правительство, которое обещает поддержку владельцам и производителям экологически чистых видов транспорта.

В-третьих, неизвестно, получится ли у зеттовцев лицензировать этот автомобиль. Дело это дорогое и занимает достаточно много времени. Если у автомобильных гигантов есть все ресурсы для этого, то у маленькой «Зетты» их может не хватить. Но тут опять же надежда на правительство, которое может оказать поддержку такого рода проекту.

Сам Денис Щуровский не унывает и смотрит на проблемы достаточно философски: «Придёт время – всё сделаем. А проблемы будем решать по мере их возникновения». Между тем, в настоящее время инженеры компании разрабатывают проекты, глядя на которые понимаешь – будущее уже здесь. Правда, все они пока находятся под большим секретом.

Вадим Романов