В пятницу Президент России Владимир Путин провёл в Ульяновске заседание Президиума Государственного совета, посвящённого теме пассажирских перевозок. Главе государства презентовали новейшие разработки технической мысли ведущих автомобильных предприятий страны – перед зданием Ульяновского Наноцентра развернулась выставка пассажирского транспорта, где кроме прочих свои новые продукты представил и Ульяновский автомобильный завод. В числе спикеров в Госсовете также приняли участие министр транспорта Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин и глава Роснано Анатолий Чубайс.
«Регионам не хватает комплексного подхода к выполнению требований пассажирских перевозок, которые с каждым годом становятся всё более высокими, – подчеркнул Владимир Путин. – Сегодня каждый субъект решает задачи развития пассажироперевозок, исходя из своих возможностей, что зачастую негативным образом влияет на функционирование общественного транспорта, особенно в удалённых населённых пунктах – отсутствуют регулярные рейсы, происходит дублирование маршрутов, растёт «тёмный» бизнес. Нам необходимо ликвидировать убыточность пассажирских перевозок, повысив при этом качество услуг, а для этого нужны системные подходы к комплексному развитию регионального сообщения».
В марте этого года, когда состоялось первое заседание Госсовета по пассажирским перевозкам, была создана специальная рабочая группа, сформировавшая предложения по развитию регионального транспортного сообщения. Доклад о проделанной за эти месяцы работе президенту представил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, возглавивший рабочую группу. Основные инициативы по развитию перевозок были связаны с совершенствованием законодательной базы.
«Сейчас пассажирский транспорт в России, в целом, выполняет свои функции, но качество услуг и безопасность перевозок остаётся не на должном уровне. Здесь начинать с ревизии нормативно-правовой базы, – отметил губернатор. – Необходимо разработать единый закон о региональных пассажирских перевозках, который приведёт к единообразию классификации пассажирских перевозок по всем видам транспорта и установит общий подход для однозначного определения зоны ответственности по видам маршрутов для регионов и муниципальных образований».
По словам Сергея Морозова, все субъекты должны иметь региональные стандарты транспортного обслуживания для всех видов транспорта с учётом региональной специфики. Немаловажной проблемой сегодня является и контроль перевозок по нерегулируемым тарифам, типичных для всех регионов страны. Рабочая группа предлагает установить для таких перевозчиков обязательные требования на уровне субъектов и муниципалитетов – это позволит привлечь более качественные компании-перевозчики.
Ещё одна проблема, на которую обратил внимание и президент, – модернизация подвижного состава. «Состояние транспортных средств – ключевая проблема. В последние годы картина здесь не улучшается, особенно в сельской местности. Нужно проработать стимулы к повсеместному обновлению общественного транспорта и найти эффективные механизмы государственной поддержки модернизации транспортного парка», – сказал Владимир Путин.
Для решения этого вопроса предлагается внедрить госпрограмму, одним из пунктов которой станет повышение утилизационного сбора – часть средств от него будет в обязательном порядке направляться на обновление транспорта. В целом же действие программы предполагает модернизацию до 2030 года всего подвижного состава. Из других интересных инициатив можно отметить снижение тарифов на электроэнергию для перевозчиков до уровня тарифов для населения. Это, по словам Морозова, даст толчок для развития компаний-перевозчиков и позволит снизить цены на проезд в электротранспорте.
Абдулла Шакиров
Фото: Дмитрий Сандимиров