Первое, что бросается в глаза на подъезде к любому отделению ООО «Агро Маяк» Мелекесского района, будь это село Александровка или посёлок Дивный – механизированный ток. Это целые агрогородки со складами для хранения зерна, сушильными агрегатами, электронными весами.
Как объяснит при нашей встрече генеральный директор предприятия Александр Пилипенко, «Агро Маяк» берёт в расчёт все риски, приводящие к потерям, а то и гибели зерна. Зерносушилки предназначены для приёмки зерна с поля на обработку и прямой отправки на склад. Минимум людей, затрат, времени, потерь. На ежегодной обработке более 20 тысяч тонн зерна работает не более 6 человек и то лишь на время уборки.
Около 2 лет назад построили склад на 4 тысячи тонн зерна. Он обошёлся в 10,5 миллиона рублей. 2 склада постройки прошлого года обошлись уже на миллион дороже каждый. Около 6 миллионов рублей вложено в асфальтирование тока. Некоторые виды работ проведены собственными силами, без участия инвестора. В общей сложности только в один ток вложено до 45 миллионов рублей.
Здесь не практикуется реализация зерна «с колёс». Прежде всего, потому, что у хозяйства всегда есть оборотные средства. К тому же созданы условия для хранения и можно спокойно подождать, когда цены на зерно достигнут своего пика. По признанию Александра Пилипенко, «Агро Маяк» – единственное сельхозпредприятие в регионе, которое как минимум последние 2 года не берёт кредиты, не работает по лизингу и все расчёты производит сразу и в полном объёме, в первую очередь, за сельхозтехнику. Всё основано на точном финансовом расчёте, который исключает для хозяйства возможность жить не по средствам.
Но главный козырь в любом деле, это инвестиционные возможности инвесторов. Ежегодно в развитие «Агро Маяка» вкладывается до 90-100 миллионов рублей.
Как бывший военный, Александр Пилипенко во всём ценит порядок и организованность. Аграрную школу он проходил у старых, советской выучки и закалки хозяйственников. Бюджет будущего года начинают верстать в ноябре. Просчитываются самые мельчайшие расходы. Известно, сколько будет приобретено минеральных удобрений, на какие участки и в каком объёме они будут вноситься. Что предстоит построить и реконструировать. Какая техника и в каком количестве будет приобретена. Соответственно этому распределяются денежные средства. Такой подход позволил за последнее время купить 8 тракторов, 2 КамАЗа с прицепом, не считая прицепного и навесного оборудования, комплектующих узлов и агрегатов.
В хозяйстве 25 тысяч гектаров пахотной земли. Под зерновую группу отведено 18 тысяч гектаров, 2,2 тысячи гектаров занимает подсолнечник, 400 гектаров – кукуруза на зерно с последующей реализацией. Площади под подсолнечником хозяйство не увеличивает, старается держать на уровне 10% от общего объёма посевных площадей. Почему? Берётся в расчёт российская тенденция. Как только на что-то устанавливается высокая цена, через год-два она обязательно резко падает. Подсолнечник исключения не составляет. Поэтому спектр высеваемых культур достаточно велик. В этом есть резон: на одной культуре теряешь, на другой выигрываешь. Одним словом, зона рискованного земледелия.
В первые 2 дня уборочной страды заложили в закрома 3 600 тонн зерна. Урожайность зерновых от 42 до 45 центнеров с гектара. Основной расчёт в нынешнем сезоне делается на урожай озимой пшеницы и кукурузы. Неплохие показатели по ячменю.
Но даже и такое сильное сельхозпредприятие, как «Агро Маяк», в нынешнем году попало в сложную ситуацию. Дело в том, что с учётом погоды нынешней весны и половины лета рассчитывать на высокое качество зерна трудно. Хотя выход есть всегда. Хозяйство будет заключать договор с Мулловским спиртзаводом. Он даёт за зерно самую высокую цену, вовремя проводит расчёты, соглашается на предоплату. Не будь его, то всем сельхозпредприятиям, включая самые крупные, было бы очень трудно. Дело в том, что в таких ситуациях перекупщики сразу резко снижают цены. Они знают, что Димитровградский крупозавод принимает только продовольственное зерно. Хлебная база предъявляет настолько жёсткие требования к качеству продукции, что соблюсти их крайне затруднительно. И если на озимой пшенице ещё есть хоть какая-то прибыль, то на яровой – только убытки. Хозяйство строго соблюдает весь технологический цикл, использует на севе семена высших репродукций, не скупится на подкормку, минеральные удобрения. А на выходе может получить зерно, которое пойдёт на технические цели и корм скоту, но никак не на выпечку хлеба. Это называется зона рискованного земледелия.
Есть и ещё один вопрос, который с трудом поддаётся решению – кадровый. «Времена, а с ними и условия труда, меняются, – говорит Александр Пилипенко. – Легче стало с механизаторами. Техника идёт современная, со всеми удобствами, особенно импортная. Оплата труда достойная. Перемены лучше других видит и чувствует молодёжь. Она начинает поворачиваться к сельскому хозяйству лицом. И это вселяет большие надежды».
Виктор Никитин