Яндекс.Метрика
Будущее российского станкостроения в локализации производства комплектующих
12:4303 июня 2016
Центральным событием деловой программы первого дня Международного авиатранспортного форума в Ульяновске стало выездное заседание экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности. Сегодня вопрос развития российского станкостроения и его выхода на конкурентные позиции встал достаточно остро, поскольку отечественная станкостроительная отрасль, имевшая когда-то ведущее положение на международном рынке, со временем утратила свои компетенции. Федеральные эксперты сходятся во мнении, что ключевая задача правительства сегодня не столько стимуляция собственно станкостроения, сколько поддержка локализации производства комплектующих для ведущих станкостроительных предприятий страны. Именно это, как считают члены экспертного совета Госдумы по промышленности, позволит дать толчок российским станкопроизводителям для выхода на лидирующие позиции в мировой экономике.

"Главная беда нашего станкостроения сегодня в том, что госсподержка ориентирована на стимулирование отдельных предприятий, – считает вице-президент по стратегическому развитию группы компаний ФИНВАЛ Владимир Сметана. – Такой подход не может дать эффекта для развития всей отрасли в целом. Необходимо выстроить всю цепочку – от разработки станка до его конечной сборки, а потому первоочередная задача для нас – поставка качественных комплектующих с последующей локализацией их производства. В частности, необходимо восстановить изготовление отдельных элементов для станкостроительных заводов. Это то, чем так была сильна советская промышленность. Нам нужно определить порядка 10-12 переделов, для того, чтобы быть полностью независимыми от Запада на внутреннем рынке».

Ярким примером локализации производства комплектующих можно назвать ульяновский завод концерна «ДМГ Мори», вокруг которого сегодня формируется парк поставщиков. Среди первых поставщиков – европейские компании «Хестего» и «Мейнфран», которые уже в этом году приступят к производству комплектующих для российских станкостроительных заводов. К слову, завод «ДМГ Мори» в Ульяновске признан экспертами самым технологически прогрессивным станкостроительным производством в системе концерна. Сегодня российский рынок готов потреблять до 3 500 станков в год, планируемый годовой объём производства «ДМГ Мори» – более 1200 станков. Таким образом, ульяновский завод сможет обеспечить как минимум 1/3  внутреннего рынка.

«Завод «ДМГ Мори должен стать локомотивом станкостроительного производства, а Ульяновская область – лидером в формировании кластера по развитию станкоинструментальной отрасли в России», – говорит Сметана.
Другая проблема, которой страдает сегодня российское станкостроение, – недостаточная поддержка отрасли со стороны государства. По словам Владимира Сметаны, правительству сегодня необходимо пересмотреть налоговое законодательство в отношении промышленных предприятий, поскольку при существующей сегодня налоговой ставке ни одно станкостроительное предприятие выжить не сможет. «Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, для промышленных предприятий сегодня нужно существенно понизить ставку по кредитам. И это должно быть даже не 5%, установленных фондом развития промышленности, а 1-3%. Это будет адекватной мерой и позволит в будущем получить от предприятий серьёзный экономический эффект».

Что касается господдержки, сегодня в Ульяновской области сформирована самая передовая правовая база в России. Среди преференций, на которые могут рассчитывать промышленные предприятия, льготы по налогу на прибыль, налогу на транспорт, пониженная ставка по социальному налогу, таможенные льготы, субсидирование кредитов и многое другое.





Абдулла Шакиров