
Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Тема заседания: «Звезда поэта».
От ведущего.
Как часто мы в полную меру осознаем истинную сущность и значимость того, кто жил и творил рядом с нами лишь после его ухода от нас! ? как часто еще при жизни того или иного нашего современника с неким, порой, подловатым намеком подмечали лишь его житейско-мелковатые поступки или проступки...
Но вот ушел от нас человек, закатилась звезда бытия... Но ведь что-то от каждого из нас остается на этой Земле?
? порой именно это, оставшееся, обнажает вдруг величину той личности, кто делил наши бренные дни рядом с нами.
?менно о том и напоминают нам и слова известного поэта Николая Полотнянко и, конечно, стихи Евгения Мельникова.
Вчитайтесь, вдумайтесь...
Ж.М.
Николай Полотнянко
Слово о Поэте.
Пять лет тому назад (02.03) ушел от нас ульяновский поэт и прозаик Евгений Зиновьевич Мельников (1946-2011). После окончания Ульяновского педагогического института и срочной службы в армии он с головой окунулся в литературное творчество с верой, что удача не замедлит к нему явиться.
Так и случилось: вышла первая книжка его трепетных, сквозящих обнажённой душевностью стихотворений «Подземная вода», а через год, в 1974, появилась, сначала в журнале «Волга», затем в Приволжском книжном издательстве его повесть «Угол прицела», которую высоко оценили ведущие писатели Василь Быков, Григорий Коновалов и Николай Шундик, давшие Евгению Мельникову рекомендации для вступления в Союз писателей СССР.
В 1977 году Е. Мельников, получив писательский статус, стал единственным в области профессионально работающим прозаиком, молодым, с явной перспективой творческого роста. ? Евгений Зиновьевич не обманул надежд почитателей своего таланта: одна за другой в ближайшие десять лет в издательствах Саратова и Москвы были изданы книги романов, повестей и рассказов, в которых в полной мере отразились духовные поиски автора на изломном для страны историческом отрезке времени. Это – «Второе дыхание», «Метеорный дождь», «Шаровая молния», «Кулаки Пифагора», «Третий лишний» и другие произведения, которые стали заметным явлением в нашей литературе и зримым свидетельством творческого роста писателя, его духовного кругозора и умения восчувствовать и отразить острые проблемы современного бытия человека и общества в художественных образах языком традиционной русской прозы.
Евгений Мельников был честным писателем и принципиальным человеком, и это помешало ему найти себя в новой России. Но он много трудился, и в его рабочем столе лежат новые, ожидающие своего издателя, повести и романы.
Поэзия Евгения Мельникова.
Не снись…
Не снись. Прошу тебя, не снись.
Недобрый знак, когда живого
Зовут из призрака былого –
То смерть зовёт. Остановись.
Но что мне смерть, когда в душе
От солнца лишь остались угли –
? те без воздуха потухли
На самом горьком рубеже.
? потому на зов бегу
Той девочки провинциальной,
Где жизнь опять вернётся тайной,
Как белый голубь на снегу.
Раздвину я плечом сирень –
Врата студенческого рая, –
? ты, безгрешная, святая,
Шагнёшь ко мне из ночи в день.
От сплетен и обмана – в высь,
Где никому не дотянуться.
О, только бы не оглянуться
На зов: прости меня, вернись.
Не снись, прошу тебя, не снись…
К тебе, счастливой…
К тебе, счастливой, быстро привыкаю,
Как житель гор к дыханию лугов.
Но, принимая, всё ж не принимаю
? странно злюсь, когда не понимаю
Ни смеха, ни улыбок, ни шагов.
Ты ускользаешь солнечною тенью
? в те мгновенья страшно далека.
? зову твоему, и откровенью
Боюсь поверить, будто обольщенью,
? чую: ты к падению близка.
С годами наши страсти ненавижу,
Пытаюсь отыскать в тебе – тебя,
Но всякий раз с отчаянием вижу,
Как судорожно сердце твоё лижет
Слепая жажда счастья и огня.
Всё чаще ты тоскуешь без причины,
Теряешь свои милые личины
? плачешь у невидимой стены.
?, думу поднимая не по силам,
Глядишь назад, ища поддержки с тыла,
Но все мосты, родная, сожжены.
Зачем я отравил тебя собою,
Своей тоскою, мыслью о тщете?
С безбожною не справишься ты болью,
С моею незавидною судьбою:
На дыбе жить и верить на кресте.
Не плачь моими вечными слезами,
Не лги моими вещими словами,
Живи, как предназначено тебе –
Дыши своими снами и цветами,
Пари своими лёгкими шагами,
– ? Бог с тобой, ты свята и в грехе.
За городом – ясней твои черты
За городом – ясней твои черты.
Когда, босая, мчишь по бездорожью
К родному дому, чудится, что ты –
Как Василиса, сбросившая кожу.
?з-под румян и ложного огня,
Теряя с тою, городскою, сходство,
Проглянет та, какою до меня
Была ты средь людей и первородства.
Слова твои – что ягоды во рту,
Глаза твои – что камушки в колодце,
Запляшешь – словно пламя на ветру,
А запоёшь – дыхание займётся.
? я тебя ревную к облакам,
К полям и засыпающей дороге,
К тому, среди чего я плачу сам,
Как будто счастья подвожу итоги.
Но вот нас провожает вся родня,
? за селом ты обернёшься с дрожью:
Здесь ты была царевною, а я –
Царевичем, твою спалившим кожу.
Подземная вода
Не обольщайтесь иногда,
Считая виденное главным.
Везде бесхитростно и плавно
Течёт подземная вода.
Когда в словах один песок –
Любые чувства увядают,
Любые мысли вдохновляют
? пропадают между строк.
Не оттого ли в душной мгле
Под гром грозы осатанелой
Могучий дуб дрожит не телом,
А корнем, спрятанным в земле?
После черных провалов грозы...
После чёрных провалов грозы,
После призрака прожитых бед –
Вспыхнул в тучах прозрачней слезы
Лёгким детским румянцем просвет.
Полно молодцу век горевать,
Я смахну влагу терпкую с глаз,
Выйду в поле, где жизнь – напоказ
? до неба рукою подать.
Счастья круговращенье, постой,
Вспомни, сколько воды утекло,
Но слезами, плодами, травой
Возвращаешься ты всё равно.
Так замри, уведи в свой Эдем,
Воплотись в дымку первой любви,
Пусть я буду единственным тем,
Кто не ведал измены твои.
Я – свободен, он пробил, мой час,
Только если бы знал наперёд,
Что таким он навеки замрёт –
Я бы умер от горя сейчас.
Вот скамья
Вот скамья – присяду, помолчу,
К яблоне прижмусь и виновато
Пыльную фуражку покручу,
Словно я в больнице без халата.
Чем темнее воздух – тем светлей
Каждый ствол, и чувства тоньше точит
Горьковатый в свежести своей
Запах йода от стволов и почек.
Шум шагов послышался – но чьих?
Женский смех – но из окна какого?
Яблони притихли – так врачи
Слушают дыхание больного.
Вот и мне открылся бледный свет
Над изгибом синеватых ветел,
Всё, к чему притрагивался ветер,
Всё, чему ещё названья нет.
Когда умолкнет шум перрона
Когда умолкнет шум перрона,
Развеются слова толпы –
В задымленном окне вагона
Проступит лик твоей судьбы.
В тоске глубокой, изначальной,
Печально, как фонарь во мгле,
Проглянет то, что было тайной
В твоей душе и на земле.
Средь убегающих видений,
Движений ветра и долин
С волной сомненья и волнений
Один схлестнёшься на один.
Какою отзовётся болью
Черта, размытая слезой,
Между вселенной и тобою,
Как между небом и землёй!
Не на стекле, а в бедном сердце
Впечатан эрмитаж ночной,
? никуда уже не деться
От этой памяти больной.
Но и помаявшись по свету,
Ты вдруг поймёшь в разгоне лет,
Что понапрасну ждал ответа,
Которого у мира нет.
На первом невинном снегу
На первом невинном снегу
Горит петушиная кровь –
Я сам себе больше не лгу:
Где страх был – там зреет любовь.
Мой бедный доверчивый сын,
Что плачешь ты? Что за беда?
Судьба уравняет весы –
? станешь ты мудрым тогда.
А деда не бойся – он зря
В руках не сжимает топор:
Ему доверяет земля –
Какой-то у них договор.
Но ты всё страдаешь, чудак,
? жжёт меня боль твоих глаз –
Зачем же устроено так,
Что детство несчастнее нас?
Боль
Ни себе, ни тебе не прощу
То, что молча прощаю другим,
Оправданий давно не ищу
? стою перед правдой нагим.
?бо светит во мраке звезда,
Отражённая в смертной душе, —
Но её чистоты никогда
Нам с тобой не коснуться уже.
Не прощаю нечаянной лжи
? всего, что нам шепчет змея,
Что я списывал на миражи
Обезбоженного бытия.
?бо светят глаза на холсте –
Прямо в тайную тайных глядят –
Предавали мы их в суете,
Оттого эти очи скорбят.
Не прощу нашей детской игры
С веком, с небом, с любовью, с огнём,
Даже если мы ТАМ прощены –
Не прощаю, ни ночью, ни днём.
?бо если прощу – за чертой –
?ль найду оправданье в вине –
Разлучу я звезду с высотой,
? потухнут глаз на холсте.
Я бы мог разувериться...
Я бы мог разувериться. Мог.
Это просто, когда есть причины.
Но по самой простой из дорог
Недостойно идти для мужчины.
Я бы мог сгоряча разрубить
Всё, что мёртвым узлом завязалось,
Но и после распятья любить –
Это всё, что от жизни досталось.
Я бы мог клином вышибить клин
Под гипнозом обмана и злобы –
Но тогда б я остался один,
? ничто нас спасти не могло бы.
Я б не жил с этой болью ни дня
? лишил себя неба и речи –
Но тогда б стало меньше тебя
На ещё одно утро и вечер.
Ты была мне женой
Ты была мне женой – золотые носил я оковы,
Мёд пивал и отраву – хмелил меня каждый глоток.
Я не знал, что любовь прорастает из глины и слова,
Как из щупальцев кактуса – несравненный цветок.
Ты была мне женой, ты меня обессмертила в сыне –
Мы втекли в его душу, как в Волгу втекают ручьи,
Мы в тоске замирали, когда он ногами босыми
Шёл по жизни рассветной, отравленной ядом змеи.
Ты была мне женой – ты была продолженьем начала.
Как же так получилось, что золото ржавчина ест,
Что последнюю сказку природа на лжи замешала –
Птицы речь потеряли, но каркает ворон окрест?
Ты была мне женой – не бросаю упрёка и тени.
Но живёт во мне девочка с робким пожатьем руки.
Незапятнанный май, я дарю ей охапку сирени
Белизны подвенечной, осевшей теперь на виски.