В лесной отрасли, а это лесозаготовка и деревообработка, заняты около 300 предприятий всех форм собственности. Численность работающих в них составляет около семи тысяч человек. Общий объём заготовки древесины за 2015 года составил более одного миллиона кубометров, что на три процента больше заготовок в предыдущем году. Такие данные приводит первый зампред правительства Ульяновской области Александр Чепухин на минувшем заседании по вопросам ЛПК.
Над вопросами сбыта продукции, как отмечали участники встречи, сегодня надо работать как никогда много. А для этого нужен электронный каталог продукции ЛПК с наличием нескольких ценовых предложений, на двух языках – русском и английском. При этом, недостаточно создать каталог, надо будет его продвигать через интернет-ресурсы. Координатором этой работы будет Агентство по развитию сельских территорий. Потребуется единый реестр предприятий ЛПК, которые дружат с законом и отчётностью, не используют серые схемы, исправно платят налоги. Есть и уже действующие контакты. На протяжении пяти лет регион, например, экспортирует зерно в Азербайджан, ?ран и Египет. А пока нет каталога, надо собрать со всех представителей ЛПК региона номенклатуру продукции, которую они готовы предложить в названных странах. Они, кстати, практически не имеют собственного леса и грех этим не воспользоваться.
По мнению Александра Чепухина, нынешний год будет достаточно тяжёлым. Маловероятно, что в экономике в ближайшее время произойдут какие-то позитивные изменения. ? что нефть по ценам «выстрелит» куда-то вверх. С другой стороны, как показывает региональный опыт, несмотря на экономические трудности, идёт работа по экспорту со странами СНГ. При нынешнем курсе валюты нет никаких препятствий разворачивать её в сторону Европы. Крупные компании имеют все возможности для такой работы. Теперь надо помочь мелким и средним предприятиям. В экономсегменте есть пока свободная ниша, они могли бы заходить туда и там работать. Просто надо дать им такую возможность, подсказать и научить. «Локомотивы ЛПК» региона могут многое для них сделать и уже делают. Понятно, что никто никого уговаривать не будет. Но если у «малышей» есть желание научиться осваивать эту сферу рынка, никто им в помощи не откажет. Не надо забывать, что если в России проживает немногим более 140, то в Европе свыше 500 миллионов человек. Там, правда, требования строже и своя специфика, но потребность в продукции ЛПК очень высока. Это огромный рынок, его просто надо осваивать.
В продолжение темы вспомнили, что в Ульяновской области уже сложился кластер дверей и мебели из дерева. Зампред правительства несколько остудил восторги. «На протяжении как минимум пяти лет, – отметил он, – в регионе идут разговоры о создании кластеров. Требования, вроде бы, понятны: не менее 10 предприятий, объединённых общей задачей, свыше 50% продукции кластера, направляемой на его развитие. Но хотя бы один из них официально зарегистрирован? Покажите документы. ? это притом, что на уровне Минпромторга можно кластер зарегистрировать и получить поддержку на реализацию его проектов». С ним согласились, что организацию кооперации надо поддерживать на государственном уровне. Бизнес сам по себе не объединится и не организуется. Другое дело, что никто этим вопросом вплотную не занимался. Вопрос упущенного времени, конечно же, существует. Тем более, надо как никогда тщательно прогнозировать все процессы, регулировать их разделение, когда одни занимаются производством, другие переработкой, третьи сбытом уже готовой продукции.
По словам директора Агентства Марии Шпак, регионом детально изучен опыт Пензенской области, которая давно «протоптала дорожку» по регистрации кластеров. Она ежегодно получает неплохие федеральные средства на развитие производства, инженерной инфраструктуры, приобретение оборудования и решение других вопросов. В Ульяновской области почти сформирован пакет документов по авиационному кластеру. Остальные, скажем так, находятся в подвешенном состоянии. Между тем ничто сегодня не мешает активизировать работу в этом направлении и идти туда, где нас будут ждать.
Виктор Никитин