Яндекс.Метрика
Обаяние нового звука
15:3728 декабря 2015
Девочка ВитяКлуб «Симбирский глагол». Ведущий Клуба – Жан Миндубаев. Тема заседания: «Обаяние нового звука». Гости Клуба: – поэт и краевед Николай Марянин; – поэтесса Виктория Тихонова. От ведущего. При чтении творений новоявленной на ульяновском поэтическом горизонте  «Девочки Вити» я был, говоря откровенно, слегка озадачен (как, впрочем, испытываю то же ощущение при знакомстве со стихами другого молодого поэта, о котором тоже будет в свое время поведано в «Симбирском глаголе»). Я пытаюсь понять суть этой озадаченности и прихожу вот к таким умозаключениям: –                   несомненно, «Девочка Витя» не обделена поэтическим мироощущением; –                   понятно также и то, что  как любой более-менее способный  автор, она пытается как бы раздвинуть границы привычного нам, россиянам, классического лексико-эмоционального  поэтического горизонта; –                   хороша  также и густая метафоричность начертанных строк... –                    ? хоть под Новый год принято дарить всем только сладкое и блестящее, все же не удержусь и одно соображение выскажу. Оно таково: кроме  плосковатого «горизонтального» расширения  поэтическая  вселенная всегда нуждается еще и в расширении «объемном». Говоря проще: нуждается  еще и в  освоении  высот и глубин как  чувства, так и мысли. Будем надеяться, что  «Девочка Витя» станет еще и «Моной Лизой».    Жан Миндубаев.   Николай Марянин: Поэтическая Виктория   В октябре   уходящего года меня  пригласили в жюри молодёжного конкурса поэзии «Станция «Белая». Причём, сама молодёжь этот конкурс и организовала в ульяновском «Хаб-кафе» на улице Железной Дивизии. Перед этим инициативная группа «СиТ» бросила клич в ?нтернете и отобрала 12 лучших молодых поэтов от 14 до 32 лет для очного поединка. После трёх туров напряжённой борьбы выявилась тройка победителей: 1-е место — Девочка Витя, 2-е — Олеся Апрельских, 3-е — ?ван Волгин.     То, что победителем станет «Девочка Витя», у меня не было сомнений с первой минуты, как только членам жюри раздали подборки конкурсных стихов, где я прочитал: «Словно яблока ломтик, без сна подрастает луна понемножку. Меня в нос целовала весна, как бездомную рыжую кошку». Впрочем, и несколько десятков болельщиков были того же мнения, во всех трёх турах они неизменно встречали «Девочку Витю» овациями и криками поддержки. Настоящее имя автора — Виктория Тихонова. ? первый вопрос, который мне захотелось ей задать: а откуда такой забавный поэтический псевдоним? Оказалось, что так её звала в детстве подружка, и, когда появилась потребность обнародовать в ?нтернете свои первые стихи, она назвалась «Девочкой Витей». ? быстро стала популярной в сети, особенно её «бездомная рыжая кошка». Стихотворение это начали перепечатывать, часто без указания автора, а кто-то написал и свои стихи, подражая «Девочке Вите». А вот печатных публикаций у Виктории пока нет, и даже то, что в Ульяновске существует журнал «Симбирскъ», она впервые узнала от меня. Я  вручал ей диплом победителя конкурса «Станция «Белая»... Виктория Тихонова родилась и выросла в уральском городе с поэтическим названием Златоуст. «С раннего детства мой папа знакомил меня с природой, – рассказывает она. – Мы часто ходили в походы, где он делал восхитительной красоты фотографии. Уральские озёра, реки и горы сразу врезались в мою память своей потрясающей красотой. Мне и по сей день сложно представить отдых вдали от природы. Помню, как папа учил меня читать – казалось, я никогда не смогу ровно произносить слоги. Листая красочные детские энциклопедии, я подчёркивала научные термины и понятия, изо всех сил пытаясь вникнуть в их суть. Терялась в мечтах о будущей профессии: ветеринар, или зоолог? Учитель, или доктор? Работник дельфинария, или кинолог? Актриса, или учёный? В школе моими увлечениями были уроки литературы и биологии, а также посещение изостудии и танцевальной школы». Но в итоге поступила Виктория в Челябинский государственный педагогический университет, на факультет дошкольного образования, а позже перевелась на филологический. Вот как она вспоминает эти годы: «С самого первого курса я вошла в труппу народного студенческого театра «Профиль», в котором обучалась и играла шесть лет, и каждый день, проведённый в нём, вспоминаю с теплотой и любовью. В 2013 году наш театр занял 3-е место на городском фестивале «Весна студенческая», а я – 1-е место в номинации «Лучшая женская роль». Тогда же Виктория начала писать свои первые серьёзные стихи. «Принимая участие в различных конкурсах, выступая на фестивалях, я всё глубже погружалась в новый, доселе неведомый мир, – делится она впечатлениями тех лет. – ?зучая литературу, терялась в произведениях именитых классиков. ? проза, и стихи стали дверцей в души других людей. Я научилась понимать произведения, чувствовать все оттенки смысла, заложенного в них. На практике в школе, обучая детей, я всегда старалась давать им чуть больше обычной школьной программы. Мои пятиклассники знали все виды рифмы, ученики девятого класса – «Портрет Дориана Грея» и некоторые из произведений Гофмана. Тогда же я поняла, что не ошиблась с выбором профессии: в начале урока на вопрос «Кому понравилось произведение «Сигнал»?» откликнулось два-три человека, а в конце урока руки поднял весь класс». Ну, а после университета Виктория Тихонова переехала в Ульяновск.  Работает  в нашем городе педагогом-организатором, хочет стать педагогом дополнительного образования в центре детского творчества и организовать свой литературный кружок для детей. «Моё образование и любовь к стихам  помогут в этом деле», – считает юная поэтесса.        Что-то мне подсказывает, что мечта её сбудется, талантливым и настойчивым обязательно должна улыбаться удача, тем более, если твоё имя Виктория, что означает — победа. Предлагаю читателям  окунуться в мир её ярких поэтических фантазий...                                                                                                           Виктория Тихонова   Опять молюсь о свете и весне...»   У меня под кожей – вода. ? киты. ? ирис с бергамотом. Литр виски, два кубика льда, и талон к психиатру в субботу. Вместо поступи – танца надрыв, беспощадно, до боли, до колик. Меня нет. Я возьму перерыв. Вместо подписи – крестик и нолик. Словно яблока ломтик, без сна подрастает луна понемножку. Меня в нос целовала весна, как бездомную рыжую кошку.   ?голка в стоге сена   Осенним дымом омертвевших листьев дышу, и надышаться не могу. Давай закурим! Хочется завыть мне, упасть и спать, закутавшись, в стогу. Я, как иголка в этом стоге сена, потеряна в разъездах и вине. ?, вместе с летом преклонив колени, опять молюсь о свете и весне.   Безрассудно   Может, хочешь в подарок туман и пластинку с концертами Баха? Пусть тебе напевает орган, и рассвет обнимает с размаха. Если хочется — я обниму там, на улице, под светофором. ? неважно, неважно кому не вдыхается вдруг до упора. По ступеням чечёткой простой моё сердце несётся вприпрыжку, и в ответ на «Негодное! Стой!» слышишь: «Ни за какие коврижки!» Захлебнувшись сиренью дождя, изрисую сто метров обоев. Эта глупость тебе от меня. Безрассудно. По-детски. С любовью.   Алиса и волки   А мне говорили всё это бросить, а я оставалась, стуча зубами. Что ты оставишь, подруга-осень, кроме рваных страниц Мураками? Чужое счастье застряло в горле, его запиваешь - а не проглотишь. Обидно - да, но обидней вдвое, когда не понятно, чего ты хочешь. Чужие всхлипы за стенкой тонкой слышать - слышишь, как помочь - не знаешь. Худеют тонкие перепонки: всё тише, тише, и уж не разбираешь. Кошмары ночью - ножом за ухом. Во сне руками воздух хватаешь, вскочишь, очнёшься - ни сном, ни духом, о чём там было? ? вспоминаешь. Побег от тени и волчья поступь. - Почём там нынче пять грамм любови? - Пяток - за сорок, сто - за девяносто, кусочек ночи и капля крови... Чужой грешок, а своя расплата, а волки ближе, а волки близко. Сердце: заплата, ещё заплата. А совесть - выстрел. А совесть - искры. Кофейный яд - до дна, скорей! С ядом обычно люди не медлят. Горит улица линией фонарей, иду гореть в ярко-красных кедах. Медаль нам, скорее! За отвагу психов, за совесть волчью, за душевный скрип... А снилось... вспомнила: море, рифы, русалка, ночь, гусеница, гриб.   Киото   Можно выть, прятаться и орать. Можно бить кулаком кровать, проклинать холодные зимы, жечь в камине поленья осины. Можно слушать, как чай твой пьётся, клоун плачет, а зритель смеётся, стереть губами икон позолоту. Я не бегу. Просто еду в Киото. Можно ждать у двери. Можно сдаться. Можно плакать, но всё же пытаться, отгонять в тёмной комнате бесов, что настойчиво в голову лезут, умоляя, обнять чьи-то ноги, повторять: «Жаль, что мы не боги!» Я не ищу и не теряю работу. Я просто лечу в Киото. Утюгом можно сглаживать прошлое, Говоря: «Вот плохие/хорошие», слёзы осени на грабли нанизывать, или чужие с губ тёплых слизывать, сидеть на окне в платье белом, сжав виски, оставлять разум целым, жить, оглядываясь на кого-то. А я просто еду в Киото.   Осенний вальс Температурит за окном простывшая сестрёнка-осень. Не спится ночью, только днём усталость нас на крыльях носит. Прогнозы шелестят листвой, дождинки бьются с тихим звоном, а там, над мутною рекой, промчался дребезг по вагонам. Ты слышишь тот осенний вальс? Он злобно дышит нам в затылок. ? юной осени романс окончен. Пробил час постылой.   Асфальт Нарисуй меня с кошкой и без синяков. ? пожалуйста - чтоб улыбалась. Развороты асфальта и пара мелков - действуй! Мало до ливня осталось. Если надо - я мигом тут всё огражу красно-белой барьерною лентой. Ты рисуй. А я с кошкой вот здесь посижу. Мы сегодня с ней станем легендой.   Контуры Вместо коктейлей мешаю гуашь. Кисть скользит дельтапланом по небу. Не прорисовывай. Просто размажь. Мне бы цвета. Объятий  мне бы. Не рисуй ни цветов, ни кино, ни конфет, только контуры рукопожатий. Твои пальцы целую, и сходят на нет мои страхи и бледность понятий.   Где ты? Я еду к тебе. Но где ты? В каком ты затеряна сне? ? сквозь одеял километры протянешь ли руку ты мне? Мой взгляд тебя ищет, родную, в чужой гладкой зыби окна. Мы с летом дожди вкруговую прикончили вместо вина. Я картою улиц знакомых втираюсь в туман и дожди. Тебя я люблю невесомо, ищу тебя, милая. Жди. ? еще от ведущего. Поскольку  мы уже сделали новогодний подарочек начинающей стихотворице, то будет справедливо, если мы порадуем и мастеров  стиха и их поклонников. Тем более, что предлагаемые строчки  имеют самое прямое отношение к новогоднему настроению. ?так: …............................................................................ Николай Полотнянко, ( большой мастер  поэзии.)   Все снега  ждали   Все снега ждали, Света, солнца, Привычной нашенской зимы, Чтоб распрямились от морозца Густые тихие дымы На потемневшими домами, Чтоб пахло вкусно пирогами…   ? вот пошел он – Снег пылящий, Не выдуманный настоящий. Взаправдашний хороший снег Над милой родиною взвился ?, улыбнувшись, человек Своей улыбке удивился.    Стоит мороз   Туман над Волгою клубится. Лед у закраин, как стекло. ?з толщи водяной струится, ?сходит летнее тепло.   Стоит мороз, впервые зимний. Чуть дует ветер низовой. Речной туман поземкой дымной Ползет к черте береговой.   В  пустых садах деревья голы. Уныло дачное жильё. ? над пустым бетонным молом, Как хлопья сажи, вороньё.   Все бесконечно тихо, глухо… ? лишь у берега реки, Как на стекле оконном мухи, Сидят у лунок рыбаки.                                                                                           Александр Лайков,  (тоже неплохой поэзотворец). Январские ночи.   Январские ночи студёны и долги. Луна налипает на стёкла фрамуги, ? сыплется хвоя с божественной ёлки, Как будто заколки с причёски подруги.   ? тикают ходики возле гардины, ? капает ямбом вода из-под крана, Как звонкая рифма великой Марины – Слегка приглушённо, морозно и странно.   Воркует голубкой вода в батарее. Тепло и уютно. Все в доме уснули. Янтарною каплей густой акварели Мерцает нарядное платье на стуле.   Но дышат соблазном другие картины, Старинные вальсы, бенгальские свечи, ? вкуса прогорклой осенней калины Открытые томно роскошные плечи!   Все было и будет прекрасно и мудро: ? ёлки, и вальсы, и шорохи снега! …Январь истекает. За окнами утро. ? длится любовь до скончания века.    А пока: всех с Новогодьем!   Фото: https://vk.com/devochka_vitya