
Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий Клуба – Жан Миндубаев.
Гость Клуба – Леонид Сурков.
Тема заседания: «?зящная поэзия».
Вот что думает о ней поэт Леонид Сурков:
Всю жизнь я писал стихи. ? у меня была мечта: написать «Венок сонетов». Но не дал Бог, не удалось. Таланта не хватило, усердия. ?, откровенно сказать, не было необходимости считать это мерой высокого мастерства поэта.
?бо есть всё-таки в сонете некоторая формальность, ограничивающая возможности его содержания, сдерживающая полёт стиха, его свободу. Я не хочу сказать, что главное в нём форма, но она присутствует, напоминает о себе.
Сонет есть сонет.
Но зато он обладает интересным качеством. Читатель имеет возможность в нём что-то домыслить, дочувствовать, дочитать, как говорится, между строчек, даже что-то добавить, дописать мысленно. Поэзия, вообще, может разбудить в нас что-то такое, что мы стыдливо скрываем, прячем в глубине души, иногда даже не подозревая об этом.
Как говорил ?. Анненский, стих не принадлежит автору, поэту. Видимо, он имел в виду, что стих в первую очередь
принадлежит читателю. Он в душе становится соавтором поэта.
«Стих не есть создание. Он даже, если хотите, не принадлежит поэту».
?. Анненский.
В венке сонетов, как известно, должно быть пятнадцать стихов. Венок сонетов у меня не состоялся. ? пусть мои сонеты будут не Венком, а «Букетом сонетов».
А каковы его цветочки, их поэтическая «икебана» – судить читателям.
-----------------------------------------------------------------
?з цикла «Сонеты».
1
Не спать ночами над стихом
От чувств нахлынувших в угаре,
Под утро убедиться в том,
Что ты в поэзии бездарен,
Напиться с горя, вновь кропать
О красоте былых мгновений,
Самодовольно вдруг понять,
Что ты теперь почти что гений,
Приняв таблетки от своих
Бессонниц, спать спокойно ночью,
А утром, вновь прочтя свой стих,
Порвать ничтожность его в клочья…
Поэм достойна жизнь поэта,
Жаль, что размер есть у сонета.
2.
Учёный друг читал мне, как студенту,
О важности науки свой рассказ.
Но что-то, так сказать, одновалентно
В согласьи с ним расталкивало нас.
Он говорил, что наступило время,
Когда нужнее правды стала ложь,
?, что с Христом теперь в одном тандеме
К благополучью в жизни не придёшь.
Он, может, правильно, но голословно
Меня в том принимался убеждать,
Что нужно, чтоб богатым быть духовно,
Материально нам богатым стать…
Ужели мне страданий тех не хватит,
Что я не Божий раб теперь, а покупатель.
3.
В проем окна от фонаря
Упал прямоугольник света,
Живой картиною горя
На тёмном полотне паркета.
От ветки за окном межа
Проведена по той картине,
Где ангел смут и мятежа
Стоит на нижней половине.
Но, вглядываясь в это вид,
Другого ангела я вижу,
Что, охраняя нас, стоит
На половине той, что выше.
Меж ними мечется душа...
Темна добра и зла межа!
4
Нет у меня таких талантов, сил,
Нет нужных слов к досаде и обиде,
Чтоб рассказать, как я, её увидев,
От восхищенья жвачку проглотил.
? что я, рот разинув, мог сказать,
Когда поэмы пишущей походкой
Прошла, читая тут же их, красотка
В таких извивах, что не описать…
Я сразу понял, — нет пути назад,
Нет прошлого… она всему начало…
? я пошёл за ней и в рай, и в ад,
Чтоб их она любовью называла…
Один лишь был “изъян” в её натуре —
Пьёт водку, пиво..ну,и даже курит.
5.
Не из стихов я знаю, не из книг
Свиданий наших шёпоты и речи,
? холод слов твоих последней встречи
Там у реки, где чаек плеск и крик.
Я проклинал тогда не этот миг,
Не то, что не со мною ты осталась,
А ту в тебе… мою, мою усталость,
К которой раньше срока я привык.
Твоё окно в ночи — живой экран,
Где всяк тобою иль другою пьян,
Где ты, бездумно молодость губя,
Опасную игру ведешь с судьбою…
Пожалуй, вот и всё о нас с тобою.
Забыл лишь мелочь… Я люблю тебя.
6
Когда в глухую ночь тоска
Тревожной веткой в окна стукнет,
Я протяну издалека
К тебе воспоминаний руки.
В холодном доме тишина
Вздохнет и чутко шевельнется:
То сердца твоего струна
На зов мой где-то отзовется.
Пусть время хочет занести,
Как вьюга, память в нас до крыши.
Но ты сквозь стынь моей груди
Теплом своим глазок продышишь.
Как прежде, посмотри в него:
Там ты лишь, больше никого.
7.
Я — это я, но быть им не желаю,
Не потому, что смерти захотел,
А потому, что больно вспоминаю,
Что в жизни быть совсем другим хотел.
Хотел, чтобы в огнях людского ада
Стихи и душу до строки одной
Любовью к людям выпарить в осадок,
Пусть даже жизни собственной ценой…
Осталась эта дурь в былом столетьи,
А в новом, мои жертвы не ценя,
Судьба прошлась по мне такою плетью,
Что стала жизнь бесславно для меня...
Всего лишь жалким вздохом междометья,
Свои ошибки прежние кляня.
8.
Я много гадостей ей сделал,
Хотя жалел в душе, любил.
Скажу, как на суде по делу, —
По Домострою с нею жил.
В то время многие так жили,
Не жалуясь на жизнь свою.
Меня менты, к примеру, били,
Зато не вмазали статью.
В нас что-то русское с ней было,
Понятий древних, мыслей ход.
? «в жисть» на ум не приходила
Дурь современная — развод.
?з женских ли её достоинств
?ль сам я в жизни что-то стоил?
9.
«Перед судом нравственности…
жизнь всегда и неизбежно неправа».
Ф. Ницше.
Понять мы, люди, не согласны,
Толкуя о своих правах,
Что жизнь, как сущность, неправа,
Хоть эта мысль смешна, опасна.
Зато, как дважды два — четыре,
Мы все лукаво признаём,
Что славно жить в культурном мире,
Но быть в нём всё же дикарём.
Я даже в том признаюсь честно,
Что часто думал, что в аду
Компанию поинтересней,
Чем в райских кущах, я найду.
Но так лишь я предполагал,
А вот Господь располагал.
10.
Мы часто жизнь свою такою мерой мерим,
Что ставим суть вещей не на свои места.
Попы нам говорят: «Ты веришь иль не веришь?»,
А я бы говорил: «Принял ли ты Христа?»
Ведь без любви его мы все, как эмигранты,
Пусть даже в отчине своей, где с детства рос.
Жизнь наша без Христа, как фуэте вразнос,
В котором стёкла нам подсыпали в пуанты.
Как Мефистофель с Фаустом едины
? с ними автор их — одно лицо,
Так с жизнью беды и грехи неразделимы,
Хоть смысл её не в том в конце концов.
Она тому представить может шанс,
Кто перед Богом худший среди нас.
11.
В пивной «На Дамбе», как всегда,
Сидел я со своею милой.
?, как обычно, нам тогда
Немножко с нею не хватило.
Я сразу понял, что пошла
Любовь, не то чтобы на убыль,
Но как бы вроде замерла,
Обиженно поджала губы.
Для наших чувств такой облом —
Лишь исключение из правил.
? в магазине за углом
Ошибку быстро я исправил…
В любви, об этом все мы знаем,
Всю жизнь мы что-то исправляем.