Яндекс.Метрика
Клуб «Симбирский глагол». Утверждение истинной культуры или суета возле нее?
19:5003 ноября 2015
234Клуб «Симбирский глагол». Ведущий Клуба-Жан Миндубаев Гость Клуба- Андрей Перепелятников.   Визитная карточка гостя. Перепелятников Андрей Николаевич родился в 1939 году. Окончил Военно-строительное техническое училище. Затем - истфак Томского госуниверситета. Прошёл все должности армейской службы, дорос до начальника отдела политработы соединения. Подполковник в отставке. Служил в частях Министерства среднего машиностроения (Ныне Минатомэнерго).   Тема заседания: Утверждение истинной культуры или суета возле нее? Вот вопрос, который частенько возникает, когда наблюдаешь за возней «около культуры». Андрей Перепелятников. Культура – понятие ёмкое. В её необъятные слагаемые входит и культура в поведении людей, и духовность народа с его традициями, языком, научными и техническими достижениями, образование, уровень развития искусства, работы различных творческих коллективов и прочая, и прочая. У нас в стране о культуре гутарят много. Объявляют общегосударственные «культурные годы», «годы культуры» того или иного народа в стране. Некоторые города России объявляют себя культурными столицами страны и континентов.    Заговорили даже о том, что в законе о культуре необходимо соединить работу по развитию культуры с творчеством. Жаль, не пояснила “культурный специалист”, вещавшая в одной из телепрограмм, с каким “творчеством” делается попытка соединить эти усилия. Неужто с творцами произведений культуры!?   Сегодня никто не пытается за всеми этими разговорами, за вселенских масштабов «культурными мероприятиями» чётко обозначить цели, которые могут быть достигнуты в результате их проведения. Туманно обозначаются задачи годов культуры глаголами «ознакомить», «познать», «проникнуться». А все это часто сводится к просмотрам концертов мастеров культуры, художественных выставок, демонстрацией кинофильмов, встречам делегаций из деятелей культуры... ? все, пожалуй. Не спорю -  всё это хорошо. Это даёт возможность гражданам разных стран кое-что узнать друг о друге, установить более тесные культурные отношения. Но куда более важно было бы, например, изучать и внедрять у себя положительный опыт работы государственных и частных структур по развитию культуры, духовности граждан, повышению уровня их образованности, интеллигентности. Это была бы конкретная работа по развитию культуры в нашей стране – а не набор проводимых “мероприятий культурной направленности”. К сожалению, дальше пустопорожних «мероприятий» и аналогичных разговоров о «культуры в движении» дело чаще всего не идёт. А чиновники, которые призваны развивать культуру -  и много рассуждающие об этом, параллельно принимают решения об “оптимизации” культуры. Другими словами, речь идет о сокращении количества учреждений культуры, усложнении их доступности для жителей. Чиновники от культуры сегодня не замечены в качестве инициаторов борьбы за сохранение разного рода памятников культуры, библиотек, театров, музеев - и так далее. На практике делается всё наоборот: сокращения, урезания финансов, упрощение культурных усилий и действий. Долгие годы образование культура в нашей стране финансировалась по так называемому остаточному принципу. Государство, кажется, не совсем адекватно понимает и то, что   важнейшее место в развитии культуры в стране занимает литература. Посудите сами. Без хороших стихов нет хороших песен. Наглядным примером может служить то, что даже на неплохой программе первого телеканала «Голос», даже в детском её отделении, большинство исполнителей поют песни иностранных авторов. А если и исполняются произведения русских авторов, то сочинённые много лет назад. Это ли не показатель уровня развития поэзии, а стало быть и песенного творчества в России в последние годы?   К слову сказать, ошибочно многие представляют, что музыку на стихи поэта сочиняет композитор. Но если в стихах не звучит музыка, если её не сотворил его величество поэт, никакой композитор не сочинит на эти стихи хорошую песню. Композитор в стихах музыку открывает и записывает. Повторюсь - настоящий автор песни - поэт. Стоит ли говорить о том, что без романа, без повести или рассказа нет и кино. А без хорошей пьесы -  соответствующего спектакля. Уместно заметить и то, что роман, повесть, рассказ или пьесу которые экранизирую, или осуществляют театральные коллективы, писатель пишет в одиночку. Он одинок, точнее - один на один с судьбой. Но чтобы написанное писателем произведение экранизировать или представить театральной общественности, работают десятки творческих работников. Сначала сценарист, опять - таки писатель, затем к работе приступают режиссёр, художник, художник по костюмам, оператор, композитор, группа актёров, гримёры и прочие узкие творческие специалисты. Многие произведения выдающихся писателей и поэтов, сотни режиссёров десятки лет экранизируя и осуществляя постановки на театральной сцене, пытаются до конца раскрыть, донести до сознания общественности глубинную сущность задуманных авторами произведений. Думаю, что над произведениями Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского и многих других наших творцов, эта работа будет продолжаться ещё многие годы. Не буду за ненадобностью вести речь о значении литературы в образовании народа. Это- как говорят математики -  аксиома. Замечу только, что сегодня на глазах деятелей от культуры, тех людей, кои провозглашают города “культурными столицами”, в самом центре этих столиц годами висят написанные аршинными буквами тексты с грамматическими ошибками. Это ли не итог их кропотливой словесной деятельности по “развитию культуры”, образованности и уровня культуры их самих? Не все писатели и поэты способны к созданию великих, значимых произведений. Далеко не все. Если взять прошедшие девятнадцатое и двадцатое столетия, то можно назвать лишь несколько десятков имён кто вошёл в историю нашей литературы, кто является нашей национальной гордостью, нашими духовными наставниками. Но ведь писателей и поэтов в эти столетия были сотни и тысячи. А пушкины, толстые, чеховы, бунины, достоевские, есенины, шолоховы выросли в этой многоликой и разнообразной среде, не без её влияния и участия совершенствовали, шлифовали своё мастерство, создали свои бессмертные творения. Вот до чего не дошли, на чём не заострили внимание наши «культуртрегеры». ? это весьма печально. ? вредно, добавлю. Подводя итог вышесказанному, хочу заявить, что добиться каких-то перемен к лучшему в развитии культуры в нашем отечестве без особого внимания к литературе, без заботливого отношения и поддержки писателей не получится.  Я не имею в виду ту заботу и внимание, какое оказывалось в прошлые недалёкие времена писателям – «глашатаям революции». Нет. Этого не надо. Но кропотливый, результативный труд писателей, особенно тех, кто создаёт заметные художественные произведения, должен поощряться и не только морально. Разве не позорен тот факт, что признанный в Росии ульяновский писатель, автор многих повестей и романов, поэтических сборников на презентацию своих произведений одалживал у товарища ботинки? ? последнее. Вершиной упадка образованности ульяновского чиновничества от культуры является придуманный ими способ определения творческого уровня авторов и их произведений по балльной системе. До этого додумались чиновники культурной столицы.... ?звестный ульяновский публицист назвал это их действо «с арифмометром по культуре». Его кричащая статья по этой теме вызвала бурное обсуждение общественности, но не замеченной осталась нашими чиновниками. Не замечают они, не обращают внимания и на появляющиеся в культурной столице значимые литературные произведения, высокохудожественные поэтические сборники, которые обогащают нашу российскую литературу. Да и как можно заметить эти произведения, если выходят они мизерными тиражами, на жалкие гроши писателей и поэтов....  К тому ж «арифмометр», коим оцениваются уровень и качество произведений – аппарат века позапрошлого, и с его помощью, эти произведения оценить ОЧЕНЬ непросто... Андрей Перепелятников   P.S. Как-то по просьбе известного поэта и писателя Николая Алексеевича Полотнянко я развёз в некоторые библиотеки города, подаренные автором ульяновцам несколько экземпляров его очередного романа. Книжку Николай Алексеевич издал на свои пенсионные гроши… Мой приятель по дому, человек далекий от литературы, строитель по профессии, уже который год зачитывается романами Полотнянко: «Государев наместник», «Бунташное войско Стеньки Разина», «Клад Емельяна Пугачёва», «Жертва сладости немецкой» и другими историческими романами, незамеченными чиновниками ульяновской культуры - и практически на сегодня неизвестные ульяновцам. Не потому ли, в частности, сегодня у наших граждан все гаснет и гаснет интерес к книгочтению? А.П.