Режиссёр, работавший с Эннио Морриконе, разозливший критиков и зрителей экранизацией «Бесов», не поступивший в вуз, где он преподает…Владимир Хотиненко говорит, что ему повезло, что, если одна дверь не открылась, обязательно откроется другая. Приехав на VII фестиваль кино- и телепрограмм «От всей души», режиссёр, сценарист, актёр и педагог провёл творческую встречу, а также мастер-класс для студентов факультета культуры и искусства УлГУ. Он приехал вместе с женой, специалистом по зарубежному кино Татьяной Яковлевой. По словам режиссёра, это его самый строгий редактор во всех фильмах.
Сейчас Хотиненко заведует кафедрой режиссуры во Всероссийском государственном университете кинематографии, преподаёт на Высших курсах сценаристов и режиссёров и в Киноакадемии Никиты Михалкова.
26 человек для киностудии
Говоря о современном кинематографе, режиссёр и педагог посетовал на малое количество дебютных работ и демократизацию киноиндустрии. Широкие возможности современной техники для съёмки кино и хороши, и губительны: «Это соблазн – снимать фильмы. Но это и фантастическая возможность для людей, которые очень хотят снимать. Раньше надо было собрать группу, снять, повезти на фестиваль. Сейчас можно разместить в интернете, а наутро у вас миллион просмотров. У серьезных режиссеров есть люди, которые просматривают такие ролики, могут выйти на авторов и пригласить их к себе».
Но Хотиненко оптимистичен, по его мнению, кино не умрёт: «Когда-то кинематограф был немым и черно-белым, потом появился звук, все говорили, что искусство закончилось. У многих актеров оказались противные голоса. А сейчас и 3D, и компьютерная графика. Опять говорят, что кинематограф умирает. Так что это бесконечная песня». Тем временем кино без спецэффектов остаётся востребованным для ценителей: «В блокбастерах живой человек не очень нужен. Как раз хорошо – получить права на изображение артиста, сделать голограмму и никого не мучить. Я же всегда буду снимать живых актеров, мне любопытен обратный процесс. Например, сейчас истинные ценители музыки перешли на винил. Кому важна магия кинематографа, будут снимать по-прежнему».
Последние несколько лет в Ульяновске витает идея создания киностудии. По мнению Хотиненко, главное – не сама студия, павильоны, а люди, которые будут снимать: «Нужна группа сумасшедших людей, которые смогли бы организоваться, понять реальную картину. Попытаться снять кино, закрутиться на фестивале. Нужно, чтобы хотели снимать кино больше, чем хотели бы зарабатывать. На Ульяновск нужно полдюжины таких, готовых снимать, еще человек 20 актеров, которые могут объединиться, потерпеть первое время, не требовать гонораров. А начать можно и в каморке».
Достоевский разрешил
Одна из работ Хотиненко вошла в конкурсную программу фестиваля – телесериал «Бесы» по Фёдору Достоевскому. Единственный фильм, созданный режиссёром на основе классического произведения, вызвал множество обвинений в вольности интерпретаций. «Не всем нравятся «Бесы» в моей интерпретации, более того, не всем нравятся «Бесы» в интерпретации Достоевского, – рассказывал режиссёр на своём мастер-классе. – Когда я был занят Достоевским, обнаружил, что много людей не просто не читают или не любят Фёдора Михайловича, а ненавидят. А у достоевсковедов – обожание и любовь. Так что я был между Сциллой и Харибдой».
При подготовке картины менялось место действия, время, добавлялись сцены, использовались материалы подготовительных записок Достоевского. Хотиненко нашёл что ответить обвинителям, обратившись к главному адвокату – самому писателю. Одно из его писем, сохранившееся до наших дней, касалось постановки «Братьев Карамазовых» на сцене: «Он пишет: я не возражаю. Но если делать буквально, то, как правило, хорошо не получается, – пересказывает содержание режиссёр. – Лучше будет, если вы выберете одну линию, персонажа, разовьёте её. А ещё лучше, пишет Федор Михайлович Достоевский, если вы оставите основную идею, а остальное придумаете. ? я это письмо с первой презентации стал зачитывать. Оно обезоружило совершенно. Он буквально написал инструкцию, как нужно работать с его произведениями».
«Я раньше относился к нему как большинство интеллигентных людей – читал, не более. ? тоже считал его угрюмым, чуть-чуть скучным. Сейчас я могу читать его постоянно, и нахожу там смешные моменты», – рассказывает режиссёр. Более того, после работы над фильмом Хотиненко уверен, что знает, как нужно проводить вступительное занятие по Достоевскому, чтобы заинтересовать школьников. По мнению режиссёра, Федор Достоевский – «один из тех атлантов, которые держат небо на плечах».
Сергия Радонежского обсудили в ток-шоу
Обычно режиссёр записывает для своих фильмов живую оркестровую музыку, а для нового фильма «Наследники» создавали электронную, исходя из идеи самой ленты – это фильм-ток-шоу. Режиссёр выбрал ульяновских студентов в качестве первой фокус-группы для восприятия нового фильма. Премьера намечена на 29 октября 2015 года.
Картина рассказывает Преподобном Сергии Радонежском, 700-летие которого отмечалось в 2014 году, и о современной России. О месте святого в истории страны рассуждают привычные герои любых ток-шоу. Тема устройства церкви и государства приводит к размышлениям – достойны ли они называться наследниками великого прошлого. В фильме снялись Анатолий Белый, Агриппина
Стеклова, Алла Юганова, Александр Коротков, Леонид Бичевин, Александр Балуев, Александр Олешко, Александр Гордон, а также студенты Московской духовной академии.
Эта картина, как и все фильмы Хотиненко – не о нём самом, а о стране, людях, некой общей судьбе. Так он объясняет свой патриотизм, хотя само определение ему не нравится: «Когда говорят, что я патриот, это меня смущает. Это сразу демонстрации, флаги и все такое. ? ещё когда спрашивают: вы верующий человек? Да, я крестился в 80-е, когда нельзя было. Есть вещи, которые выпучивать нельзя. Я знаю, что я патриот. Но это такая тонкая, хрупкая ткань. В моих фильмах так или иначе все ясно».
По итогам фестиваля «От всей души» Владимиру Хотиненко вручили специальный приз за вклад в развитие отечественного образования от губернатора Ульяновской области.
Владимир Хотиненко – режиссёр, сценарист, педагог, народный артист Российской Федерации. Родился в 1952 году в Алтайском крае. В школьные годы участвовал в молодёжной организации «Гринабель» наподобие скаутов, был чемпионом Казахской ССР по прыжкам в высоту. В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт, после работал художником-постановщиком на Свердловской киностудии. В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров у Никиты Михалкова, был ассистентом режиссёра на его картинах. Первая картина – фильм «Завоеватель», созданный под влиянием Андрея Тарковского.
Лауреат наград премии «Н?КА» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру в фильме «Макаров», Гран-при Международного кинофестиваля в Монреале за картину «Мусульманин», а также Премия ФСБ за телевизионный художественный фильм «Гибель империи» и другие.
Мария Сайгина
Фото
portal-kultura.ru