Яндекс.Метрика
Эпизоды истории: катастрофа ТБ-3 в Новоспасском районе
13:5502 апреля 2015
ТБ-3В годы Великой Отечественной войны Ульяновская область была глубоким тылом, на её территории не шли боевые действия. Однако жителями нашего региона был внесен значительный вклад в общую победу советского народа над агрессором. К сожалению, не все страницы истории, связанные с этими событиями, прочитаны нами. Возможно, это происходит из-за того, что Ульяновск в начале войны входил в состав Куйбышевской области, поэтому большое количество архивных материалов содержится в архивах Самарской области, что значительно затрудняет изучение истории нашего края. Так, например, мало кто знает, что в годы войны над территорией Ульяновской области произошло несколько серьезных авиационных происшествий. Мало того, до сих пор их детали не ясны широкой общественности. Об одном из них мы сегодня и расскажем. 27 января 1944 года в 30 км от города Сызрань у села Суруловка Новоспасского района Ульяновской области потерпел авиакатастрофу военный самолёт ТБ-3 1-го отдельного авиатранспортного отряда тяжёлых кораблей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта, следовавший по маршруту Сызрань – Мелитополь (Запорожская область Украины). Все члены экипажа самолёта и военнослужащие, находившиеся на борту, погибли. Летчики были захоронены в братской могиле на северо-западной окраине села Суруловка на гражданском кладбище. В конце 50-х – начале 60-х годов на месте захоронения экипажа был установлен обелиск с мемориальной плитой, на которой высечены имена лётчиков. В настоящее время это памятник истории регионального значения «Братская могила советских лётчиков, погибших при воздушной катастрофе» охраняемый государством. До сих пор остаются загадкой причины катастрофы транспортного самолёта ТБ-3 и количество погибших. Данные по расследованию засекречены. Мы постараемся рассказать об этом эпизоде истории, опираясь на открытые источники. При помощи Обобщенного банка данных «Мемориал» удалось найти следующие документы о членах экипажа и пассажирах самолёта: - ?менные списки потерь лётно-технического состава частей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта № ОК/0523 от 17.03.1944 г. - ?менной список безвозвратных потерь личного состава 1 транспортного авиаотряда № 0520 от 5.04.1944 г. - Персональные сведения из приложения к карточке воинского захоронения № 73-48 от 30.10.1991 г. - Учётная карточка воинского захоронения № 73-48  составленная 30.10.1991 г. Все эти документы хранятся в Центральном архиве Минобороны РФ. ?нформацию о членах экипажа самолёта можно почерпнуть из Книг Памяти Ульяновской и Саратовской областей. На этих источниках мы и попытаемся рассказать об этом трагическом событии, погибших героях и их прославленной воинской части. ?з персональных сведений о данном воинском захоронении № 73-48  составленной 30.10.1991 года районным военкоматом установлено, что в братской могиле покоятся 14 летчиков, но на монументе кладбища в селе Суруловка высечены 15 фамилий. В приложении к учётной карточке данного воинского захоронения, по неизвестным причинам не указан старшина Охрименко Андрей Дмитриевич, хотя его имя есть на обелиске. По воспоминаниям жителей села, на похоронах экипажа самолёта присутствовал один из военнослужащих – членов экипажа, по неизвестным причинам он не попал на рейс, задержавшись в Сызрани, в результате чего и остался в живых. Обелиск в СуруловкеШтурманом самолёта был лейтенант Сергеев Григорий ?ванович, уроженец села Свирино Новоспасского района Ульяновской области, по различным документальным источникам, он числится захороненным  в селе Суруловка, городах Хвалынск и Сызрань. Естественно, один человек не может быть похоронен в трёх местах – это явная ошибка, которую предстоит исправить. По воспоминаниям местных колхозников, кого-то из погибших членов экипажа забрали родственники для захоронения по месту проживания. Ближе всех остальных родственников членов экипажа разбившегося самолёта, как видно из документов, к месту катастрофы проживала супруга лейтенанта Г.?. Сергеева Ольга Яковлевна Сергеева и супруга командира авиаотряда капитана П.В. Анатольева, она жила в Хвалынске Саратовской области. Но тогда в могиле захоронено не 15 летчиков! Кроме того, на обелиске, как это видно при сопоставлении информации из документов, многие фамилии написаны с неточностями. Состав экипажа военно-транспортного самолёта, потерпевшего катастрофу 27 января 1944 года у села Суруловка Новоспасского района, был очень подготовленным. В экипажи самолётов ТБ-3 отбирались наиболее опытные лётчики. Пилотировали 17-ти тонную 4-х моторную машину два пилота.  Самолёт вёл опытный экипаж, представленный кадровым офицерским составом, многие имели боевые ордена, практически каждый из членов экипажа имел только в ходе Сталинградской битвы налёт более 400 часов, не считая службы в бомбардировочной авиации в начале Великой Отечественной войны и в предвоенный период.  

Отряд и командир

  1-й отдельный транспортный авиаотряд создавался в 8-й Воздушной Армии для перевозки к линии фронта военнослужащих, боеприпасов, горючего и других воинских грузов, в том числе и для оперативного перебазирования на новые полевые аэродромы части самой 8-й ВА. Наибольшие заслуги отдельный транспортный авиаотряд имел в ходе Сталинградской битвы. Командир отряда, капитан П.В. Анатольев, был опытным лётчиком и командиром, в РККА служил с 1932 года. С начала Великой Отечественной войны был командиром бомбардировщика ТБ-3 в составе 3-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка Западного фронта. Награждён двумя Орденами Красной Звезды и Орденом Красного Знамени. ?мел 21 ночной  боевой вылет, неоднократно вылетал на спецзадания по выброске в тыл врага советских парашютистов. В 1941 году П.В. Анатольев в составе группы бомбардировщиков в районе Смоленска уничтожил 56 самолётов и 3 воинских эшелона врага. В декабре 1941 года капитан Пётр Анатольев назначен командиром 1-го отдельного авиатранспортного отряда тяжёлых кораблей ТБ-3. В состав отряда входило 4 самолёта ТБ-3. За период с декабря 1941 года по февраль 1943 года авиаотряд совершил 792 рейса, налетав в сумме более 1 502 часов, перебросил по воздуху в сложной боевой обстановке 1 672 военнослужащих, перевез 509,7 тонн грузов, в том числе 144,3 тонны боеприпасов, 133,6 тонны горючего, 231,8 тонн военного имущества. Несмотря на сложность взлётов и посадок с ограниченных площадок, 1-й отдельный транспортный авиаотряд не имел ни одного лётного происшествия. Сам командир отряда, лично пилотируя самолёт ТБ-3, за этот же период совершил 150 вылетов, налетав 433 часа, перевёз 91 тонну боеприпасов, 30 тонн горючего, 41 тонну военного имущества и 530 военнослужащих. Авиаотряд тяжёлых кораблей ТБ-3 изначально входил в состав 7-го отдельного  авиационного полка Гражданского Воздушного Флота (сентябрь 1942 – май 1943 года). 7-й отдельный авиационный полк ГВФ сформирован как Киевская особая авиагруппа ГВФ в конце июня 1941 года в составе 131 самолета. Затем авиаотряд был переподчинён 678-му транспортному авиационному полку 8-й Воздушной Армии, кроме самолётов ТБ-3, в состав полка входили ещё и более 20 самолётов По-2. Хочется отметить, что 678-й транспортный авиаполк 8-й Воздушной Армии закончил войну в городе Гляйвице (Силезия, Германия). В городе, где гитлеровская военщина 31 августа 1939 года организовала приграничный инцидент, послужившим формальным оправданием нападения Германии на Польшу и началом Второй Мировой войны.  

Экипаж

  Командиром корабля ТБ-3 в этом трагическом полёте был старший лейтенант А.Ф. Тырин. В Красной Армии он служил с 1935 года, был участником освободительного похода в Западную Белоруссию в 1939 году и советско-финской войны в 1939-1940 гг. ТБ-3 и экипажВ транспортный авиаотряд, как и командир отряда, лейтенант Александр Тырин был переведён из бомбардировочной авиации. На Западном фронте в начале войны во время выполнения одного спецзадания его бомбардировщик был подбит немецким истребителем Ме-109 и загорелся, два члена экипажа самолёта были убиты. Рискуя жизнью, пилот увёл горящую машину на свою территорию и спас оставшихся в живых членов экипажа, при этом сам получил ожоги 3-й степени лица, рук и ног, перелом ребра. За подвиги на фронте старший лейтенант Александр Тырин награждён Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. По оценке командования, А.Тырин был опытным пилотом, имел отличную технику пилотирования, в том числе и в сложных метеоусловиях. За время проведения Сталинградской битвы совершил 190 вылетов на различные задания и налетал свыше 400 часов, перевёз 165 тонн боеприпасов и различных воинских грузов, 460 военнослужащих. Штурман корабля – лейтенант Г.?. Сергеев, также был кадровым военным специалистом, служил в Красной армии с 1935 года, был участником освободительных походов в Западную Украину и Западную Белоруссию, участвовал в советско-финской войне, совершил 19 боевых вылетов. Долго летал на самолёте ТБ-3 в должности стрелка-радиста в составе 3-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка Западного фронта. В начале войны совершил 29 успешных ночных боевых вылетов по бомбардировке живой силы и техники противника, при выброске парашютистов в тыл врага в сентябре 1941 года был сбит, вернулся в строй. В отдельном авиатранспортном отряде летал уже как штурман, совершил 189 вылетов, налетал 457 часов. В 1943 году был награждён Орденом Красного Знамени. Бортмеханик самолёта техник-лейтенант ?.Н. Морозов. В РККА с 1934 года. Совершил более 179 вылетов, имел налёт 580 часов, с его непосредственным участием было перевезено 162 тысячи тонн воинских грузов «без аварий, отказов материальной части и лётных происшествий, в том числе и в зимнее время». За подвиги техник-лейтенант ?ван Морозов в 1943 году награждён Орденом Красной Звезды.  

Самолет

  Самолёты ТБ-3 (АНТ-6) разработаны сектором опытного самолетостроения ЦАГ?, под руководством главного конструктора А.Н.Туполева. Первый свой полёт самолет данной модели совершил 27 февраля 1932 года, пилотировал машину известный на всю страну лётчик-испытатель Михаил Громов. Самолёты изготавливались заводами Народного Комиссариата Авиапромышленности СССР в Воронеже (Завод № 18), Москве (Завод № 22, Завод № 39) на протяжении 1932-1938 годов в 9 различных модификациях. ТБ-3 был четырёхмоторным цельнометаллическим дюралевым самолётом с гофрированной обшивкой, экипаж состоял из 6-8 человек. Самолёт мог брать на борт от 2 до 5 тонн бомб или другого груза и перевозить на дальность 1350 км при скорости 197 км/ч. При этом взлётная масса самолёта была 17 200 кг. Длина самолёта составляла 24,4 м, размах крыла равнялся 39,5 м. Самолёт в своё время был одним из самых больших в стране. ТБ-З как тяжёлый бомбардировщик состоял на вооружении ВВС РККА и ВМФ СССР, использовался также и Гражданским Воздушным Флотом. Транспортная модификация ТБ-3 переоборудованная под нужды Аэрофлота называлась Г-2. Одной разновидностью самолёта Г-2 был АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» – 5 таких самолётов было построено в 1937 году с полностью закрытой кабиной специально для экспедиций на Северный полюс, один из таких самолётов сохранился до наших дней и находится в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации в Ульяновске. Самолёт был официально снят со службы в бомбардировочных частях ВВС РККА ещё в 1939 году. В военно-транспортных же частях и в ГВФ эксплуатировался вплоть до 1946 года. С началом войны использование самолета продолжилось и давало весомый вклад в ночные бомбардировки в первой половине Великой Отечественной войны. Дневные же вылеты означали большие жертвы среди экипажей самолетов подобного типа. Один из таких характерных эпизодов описан в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». ТБ-3 принимал участие во всех важных битвах 1941−1943 годов, включая Смоленское сражение, битву за Москву, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда и Курскую битву.  

Воздушная Армия

  1-й отдельный авиатранспортный отряд тяжёлых кораблей входил в состав 678-го транспортного авиаполка 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта. Командующим 8-й Воздушной Армией был генерал-лейтенант Тимофей Тимофеевич Хрюкин, начальником штаба – генерал-майор авиации ?ван Михайлович Белов. 8-я ВА сформирована 13 июня 1942 года приказом НКО № 00119 от 9 июня 1942 года на базе управления и частей ВВС Юго-Западного фронта. Находилась в составе Юго-Западного, Сталинградского, Южного, 4-го Украинского и других фронтов.  Воздушная Армия была объединением штурмовых, истребительных и бомбардировочных и транспортных авиачастей. В составе 4-го Украинского фронта 8-я воздушная армия участвовала в Сталинградской битве, наступлении на ростовском направлении, в воздушной операции ВВС РККА по уничтожению немецкой авиации на аэродромах в мае 1943 года, в прорыве обороны противника на реке Миус, в освобождении Донбасса, Мелитополя и южной части Левобережной Украины, поддерживала войска фронта в ходе ликвидации никопольской группировки противника и в Крымской операции. Всего за годы войны 8-я воздушная армия совершила свыше 220 тысяч самолётовылетов. Тысячи её воинов награждены орденами и медалями, 203 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, а четыре лётчика –капитан А.В. Алелюхин, майор Амет-Хан Султан, капитан В.С. Ефремов и майор В.Д. Лавриненков – удостоены этого звания дважды. Памятник летчикам 8-й воздушной армии установлен в Севастополе. В преддверии празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне необходимо устранить неточности в содержательной части  мемориальной доски Братской могилы советских лётчиков в селе Суруловка, в целях приведения соответствия её содержания историческому факту. Внести коррективы в Книги Памяти регионов, установив точное место захоронения героев.   Состав экипажа самолёта ТБ-3 1-го отдельного авиатранспортного отряда тяжёлых кораблей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта потерпевшего катастрофу на маршруте Сызрань – Мелитополь 27 января 1944 года у села Суруловка Новоспасского района Ульяновской области. Памятная доска СуруловкаПриводится по именным спискам потерь лётно-технического состава частей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта № ОК/0523 от 17.03.1944 г. и именным спискам безвозвратных потерь личного состава 1 транспортного авиаотряда №  0520 от 5.04.1944 г. Капитан Анатольев Пётр Васильевич, 1910 г.р., уроженец города Москва, русский. Командир 1-го Отдельного авиатранспортного отряда 8-й ВА. В РККА с 1932 года. Награждён Орденом Красной Звезды (1941 г.), Орденом Красной Звезды (1942 г.), Орденом Красного Знамени (1943 г.). Родственники проживали в Саратовской области, г. Вольск. Старший лейтенант Тырин Александр Фёдорович, 1914 г.р., уроженец с. Слобода ?вановской области, русский. Командир корабля ТБ-3 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1935 года. Награждён Орденом Красной звезды (1942 г.), Орденом Отечественной войны II степени (1943 г.). Родственники проживали в ?вановской области, с. Слобода. Старший лейтенант Кононенко Андрей ?гнатьевич, 1916 г.р., уроженец г. Славянск Донецкой области, украинец. Летчик 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Родственники проживали в Донецкой области в Славянском районе, с. Сластухо. Старший техник-лейтенант Суслов Михаил Самуилович, 1909 г.р., уроженец Калининской области. Техник авиационный бортовой 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Родственники проживали в Калининской области в Рамешковском районе, д. Плосково. Лейтенант Сергеев Григорий ?ванович, 1913 г.р., уроженец с. Свирино Новоспасского района Ульяновской области. Штурман корабля ТБ-3 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1935 года. Награждён Орденом Красного Знамени (1943 г.). Родственники проживали в Саратовской области, г. Хвалынск. Техник-лейтенант Морозов ?ван Николаевич, 1917 г.р., уроженец города Киев, украинец. Механик авиационный бортовой 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1934 года. Награждён Орденом Красной Звезды (1943 г.). Родственники проживали в городе Киев. Младший лейтенант Пупо Виктор Владимирович, 1920 г.р., уроженец Днепропетровской области. Стрелок-радист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Старшина Охрименко Андрей Дмитриевич, 1917 г.р., уроженец Новгород-Северского района Черниговской области, украинец. Авиамоторист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Призван в армию в 1941 году. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Черниговской области в Новгород-Северском районе, х. Домотканое. Старшина Просандеев Григорий Тимофеевич, 1910 г.р., уроженец г. Моршанск Тамбовской области, русский. Механик авиационный бортовой 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1932 года. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Тамбовской области, г. Моршанск. Старший сержант Беляев ?ван Алексеевич, 1916 (1917) г.р., уроженец с. Борщевка Воронежской области, русский. Авиамеханик 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1938 года. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Воронежской области в  Аннинском районе, с. Борщевка. Старший сержант Круглов Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., уроженец с. Моркины Горы Теблешского района Калининской области, русский. Воздушный стрелок 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с  1939 года. Награждён Орденом Красной Звезды (1943 г.). Родственники проживали в Калининской области в Теблешском районе, с. Моркины Горы. Старший сержант Музыря Александр Яковлевич, 1920 г.р., уроженец Рубежанского района Ворошиловградской области. Воздушный стрелок-радист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Награждён Орденом Красной Звезды (1943 г.). Родственники проживали в  Ворошиловградской области в Рубежанском районе, с. Кр.Поповка. Старший сержант Подвигин Василий Степанович, 1914 г.р., уроженец Верхнехавского района Воронежской области, русский. Авиамеханик 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Призван в армию в 1941 году. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1942 г.). Родственники  проживали в  Воронежской области, ст. Графская. Старший сержант Кожиков Пётр Трофимович, 1913 г.р., уроженец Захаровского района Рязанской области, русский. Воздушный стрелок-радист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1935 года. Награждён Медалью «За отвагу» (1943 г.). Родственники проживали в Рязанской области в Захаровском районе, ст. Лесок. Сержант Возовик ?ван Никитович, 1920 г.р., уроженец Корочанского района Курской области, русский. Авиамоторист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1940 года. Награждён Медалью «За оборону Сталинграда»,  Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Курской области в Корочанском районе, с. Большая Халань. Будем очень признательны, если родственники лейтенанта Сергеева Григория ?вановича, 1913 г.р., уроженца с. Свирино Новоспасского района Ульяновской области и других членов экипажа, откликнутся, чтобы точно установить место захоронения героев. Военно-исторический клуб «Ульяновский патриот» Куликов Олег (тел. 8 (951) 095 – 82 – 96).   Олег Куликов Фото: http://hautiev-sh.livejournal.com/31070.html