Отряд и командир
1-й отдельный транспортный авиаотряд создавался в 8-й Воздушной Армии для перевозки к линии фронта военнослужащих, боеприпасов, горючего и других воинских грузов, в том числе и для оперативного перебазирования на новые полевые аэродромы части самой 8-й ВА. Наибольшие заслуги отдельный транспортный авиаотряд имел в ходе Сталинградской битвы. Командир отряда, капитан П.В. Анатольев, был опытным лётчиком и командиром, в РККА служил с 1932 года. С начала Великой Отечественной войны был командиром бомбардировщика ТБ-3 в составе 3-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка Западного фронта. Награждён двумя Орденами Красной Звезды и Орденом Красного Знамени. ?мел 21 ночной боевой вылет, неоднократно вылетал на спецзадания по выброске в тыл врага советских парашютистов. В 1941 году П.В. Анатольев в составе группы бомбардировщиков в районе Смоленска уничтожил 56 самолётов и 3 воинских эшелона врага. В декабре 1941 года капитан Пётр Анатольев назначен командиром 1-го отдельного авиатранспортного отряда тяжёлых кораблей ТБ-3. В состав отряда входило 4 самолёта ТБ-3. За период с декабря 1941 года по февраль 1943 года авиаотряд совершил 792 рейса, налетав в сумме более 1 502 часов, перебросил по воздуху в сложной боевой обстановке 1 672 военнослужащих, перевез 509,7 тонн грузов, в том числе 144,3 тонны боеприпасов, 133,6 тонны горючего, 231,8 тонн военного имущества. Несмотря на сложность взлётов и посадок с ограниченных площадок, 1-й отдельный транспортный авиаотряд не имел ни одного лётного происшествия. Сам командир отряда, лично пилотируя самолёт ТБ-3, за этот же период совершил 150 вылетов, налетав 433 часа, перевёз 91 тонну боеприпасов, 30 тонн горючего, 41 тонну военного имущества и 530 военнослужащих. Авиаотряд тяжёлых кораблей ТБ-3 изначально входил в состав 7-го отдельного авиационного полка Гражданского Воздушного Флота (сентябрь 1942 – май 1943 года). 7-й отдельный авиационный полк ГВФ сформирован как Киевская особая авиагруппа ГВФ в конце июня 1941 года в составе 131 самолета. Затем авиаотряд был переподчинён 678-му транспортному авиационному полку 8-й Воздушной Армии, кроме самолётов ТБ-3, в состав полка входили ещё и более 20 самолётов По-2. Хочется отметить, что 678-й транспортный авиаполк 8-й Воздушной Армии закончил войну в городе Гляйвице (Силезия, Германия). В городе, где гитлеровская военщина 31 августа 1939 года организовала приграничный инцидент, послужившим формальным оправданием нападения Германии на Польшу и началом Второй Мировой войны.Экипаж
Командиром корабля ТБ-3 в этом трагическом полёте был старший лейтенант А.Ф. Тырин. В Красной Армии он служил с 1935 года, был участником освободительного похода в Западную Белоруссию в 1939 году и советско-финской войны в 1939-1940 гг. В транспортный авиаотряд, как и командир отряда, лейтенант Александр Тырин был переведён из бомбардировочной авиации. На Западном фронте в начале войны во время выполнения одного спецзадания его бомбардировщик был подбит немецким истребителем Ме-109 и загорелся, два члена экипажа самолёта были убиты. Рискуя жизнью, пилот увёл горящую машину на свою территорию и спас оставшихся в живых членов экипажа, при этом сам получил ожоги 3-й степени лица, рук и ног, перелом ребра. За подвиги на фронте старший лейтенант Александр Тырин награждён Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. По оценке командования, А.Тырин был опытным пилотом, имел отличную технику пилотирования, в том числе и в сложных метеоусловиях. За время проведения Сталинградской битвы совершил 190 вылетов на различные задания и налетал свыше 400 часов, перевёз 165 тонн боеприпасов и различных воинских грузов, 460 военнослужащих. Штурман корабля – лейтенант Г.?. Сергеев, также был кадровым военным специалистом, служил в Красной армии с 1935 года, был участником освободительных походов в Западную Украину и Западную Белоруссию, участвовал в советско-финской войне, совершил 19 боевых вылетов. Долго летал на самолёте ТБ-3 в должности стрелка-радиста в составе 3-го тяжёлого бомбардировочного авиаполка Западного фронта. В начале войны совершил 29 успешных ночных боевых вылетов по бомбардировке живой силы и техники противника, при выброске парашютистов в тыл врага в сентябре 1941 года был сбит, вернулся в строй. В отдельном авиатранспортном отряде летал уже как штурман, совершил 189 вылетов, налетал 457 часов. В 1943 году был награждён Орденом Красного Знамени. Бортмеханик самолёта техник-лейтенант ?.Н. Морозов. В РККА с 1934 года. Совершил более 179 вылетов, имел налёт 580 часов, с его непосредственным участием было перевезено 162 тысячи тонн воинских грузов «без аварий, отказов материальной части и лётных происшествий, в том числе и в зимнее время». За подвиги техник-лейтенант ?ван Морозов в 1943 году награждён Орденом Красной Звезды.Самолет
Самолёты ТБ-3 (АНТ-6) разработаны сектором опытного самолетостроения ЦАГ?, под руководством главного конструктора А.Н.Туполева. Первый свой полёт самолет данной модели совершил 27 февраля 1932 года, пилотировал машину известный на всю страну лётчик-испытатель Михаил Громов. Самолёты изготавливались заводами Народного Комиссариата Авиапромышленности СССР в Воронеже (Завод № 18), Москве (Завод № 22, Завод № 39) на протяжении 1932-1938 годов в 9 различных модификациях. ТБ-3 был четырёхмоторным цельнометаллическим дюралевым самолётом с гофрированной обшивкой, экипаж состоял из 6-8 человек. Самолёт мог брать на борт от 2 до 5 тонн бомб или другого груза и перевозить на дальность 1350 км при скорости 197 км/ч. При этом взлётная масса самолёта была 17 200 кг. Длина самолёта составляла 24,4 м, размах крыла равнялся 39,5 м. Самолёт в своё время был одним из самых больших в стране. ТБ-З как тяжёлый бомбардировщик состоял на вооружении ВВС РККА и ВМФ СССР, использовался также и Гражданским Воздушным Флотом. Транспортная модификация ТБ-3 переоборудованная под нужды Аэрофлота называлась Г-2. Одной разновидностью самолёта Г-2 был АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» – 5 таких самолётов было построено в 1937 году с полностью закрытой кабиной специально для экспедиций на Северный полюс, один из таких самолётов сохранился до наших дней и находится в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации в Ульяновске. Самолёт был официально снят со службы в бомбардировочных частях ВВС РККА ещё в 1939 году. В военно-транспортных же частях и в ГВФ эксплуатировался вплоть до 1946 года. С началом войны использование самолета продолжилось и давало весомый вклад в ночные бомбардировки в первой половине Великой Отечественной войны. Дневные же вылеты означали большие жертвы среди экипажей самолетов подобного типа. Один из таких характерных эпизодов описан в романе Константина Симонова «Живые и мёртвые». ТБ-3 принимал участие во всех важных битвах 1941−1943 годов, включая Смоленское сражение, битву за Москву, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда и Курскую битву.Воздушная Армия
1-й отдельный авиатранспортный отряд тяжёлых кораблей входил в состав 678-го транспортного авиаполка 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта. Командующим 8-й Воздушной Армией был генерал-лейтенант Тимофей Тимофеевич Хрюкин, начальником штаба – генерал-майор авиации ?ван Михайлович Белов. 8-я ВА сформирована 13 июня 1942 года приказом НКО № 00119 от 9 июня 1942 года на базе управления и частей ВВС Юго-Западного фронта. Находилась в составе Юго-Западного, Сталинградского, Южного, 4-го Украинского и других фронтов. Воздушная Армия была объединением штурмовых, истребительных и бомбардировочных и транспортных авиачастей. В составе 4-го Украинского фронта 8-я воздушная армия участвовала в Сталинградской битве, наступлении на ростовском направлении, в воздушной операции ВВС РККА по уничтожению немецкой авиации на аэродромах в мае 1943 года, в прорыве обороны противника на реке Миус, в освобождении Донбасса, Мелитополя и южной части Левобережной Украины, поддерживала войска фронта в ходе ликвидации никопольской группировки противника и в Крымской операции. Всего за годы войны 8-я воздушная армия совершила свыше 220 тысяч самолётовылетов. Тысячи её воинов награждены орденами и медалями, 203 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, а четыре лётчика –капитан А.В. Алелюхин, майор Амет-Хан Султан, капитан В.С. Ефремов и майор В.Д. Лавриненков – удостоены этого звания дважды. Памятник летчикам 8-й воздушной армии установлен в Севастополе. В преддверии празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне необходимо устранить неточности в содержательной части мемориальной доски Братской могилы советских лётчиков в селе Суруловка, в целях приведения соответствия её содержания историческому факту. Внести коррективы в Книги Памяти регионов, установив точное место захоронения героев. Состав экипажа самолёта ТБ-3 1-го отдельного авиатранспортного отряда тяжёлых кораблей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта потерпевшего катастрофу на маршруте Сызрань – Мелитополь 27 января 1944 года у села Суруловка Новоспасского района Ульяновской области. Приводится по именным спискам потерь лётно-технического состава частей 8-й Воздушной Армии 4-го Украинского фронта № ОК/0523 от 17.03.1944 г. и именным спискам безвозвратных потерь личного состава 1 транспортного авиаотряда № 0520 от 5.04.1944 г. Капитан Анатольев Пётр Васильевич, 1910 г.р., уроженец города Москва, русский. Командир 1-го Отдельного авиатранспортного отряда 8-й ВА. В РККА с 1932 года. Награждён Орденом Красной Звезды (1941 г.), Орденом Красной Звезды (1942 г.), Орденом Красного Знамени (1943 г.). Родственники проживали в Саратовской области, г. Вольск. Старший лейтенант Тырин Александр Фёдорович, 1914 г.р., уроженец с. Слобода ?вановской области, русский. Командир корабля ТБ-3 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1935 года. Награждён Орденом Красной звезды (1942 г.), Орденом Отечественной войны II степени (1943 г.). Родственники проживали в ?вановской области, с. Слобода. Старший лейтенант Кононенко Андрей ?гнатьевич, 1916 г.р., уроженец г. Славянск Донецкой области, украинец. Летчик 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Родственники проживали в Донецкой области в Славянском районе, с. Сластухо. Старший техник-лейтенант Суслов Михаил Самуилович, 1909 г.р., уроженец Калининской области. Техник авиационный бортовой 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Родственники проживали в Калининской области в Рамешковском районе, д. Плосково. Лейтенант Сергеев Григорий ?ванович, 1913 г.р., уроженец с. Свирино Новоспасского района Ульяновской области. Штурман корабля ТБ-3 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1935 года. Награждён Орденом Красного Знамени (1943 г.). Родственники проживали в Саратовской области, г. Хвалынск. Техник-лейтенант Морозов ?ван Николаевич, 1917 г.р., уроженец города Киев, украинец. Механик авиационный бортовой 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1934 года. Награждён Орденом Красной Звезды (1943 г.). Родственники проживали в городе Киев. Младший лейтенант Пупо Виктор Владимирович, 1920 г.р., уроженец Днепропетровской области. Стрелок-радист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Старшина Охрименко Андрей Дмитриевич, 1917 г.р., уроженец Новгород-Северского района Черниговской области, украинец. Авиамоторист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Призван в армию в 1941 году. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Черниговской области в Новгород-Северском районе, х. Домотканое. Старшина Просандеев Григорий Тимофеевич, 1910 г.р., уроженец г. Моршанск Тамбовской области, русский. Механик авиационный бортовой 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1932 года. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Тамбовской области, г. Моршанск. Старший сержант Беляев ?ван Алексеевич, 1916 (1917) г.р., уроженец с. Борщевка Воронежской области, русский. Авиамеханик 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1938 года. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Воронежской области в Аннинском районе, с. Борщевка. Старший сержант Круглов Михаил Дмитриевич, 1919 г.р., уроженец с. Моркины Горы Теблешского района Калининской области, русский. Воздушный стрелок 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1939 года. Награждён Орденом Красной Звезды (1943 г.). Родственники проживали в Калининской области в Теблешском районе, с. Моркины Горы. Старший сержант Музыря Александр Яковлевич, 1920 г.р., уроженец Рубежанского района Ворошиловградской области. Воздушный стрелок-радист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Награждён Орденом Красной Звезды (1943 г.). Родственники проживали в Ворошиловградской области в Рубежанском районе, с. Кр.Поповка. Старший сержант Подвигин Василий Степанович, 1914 г.р., уроженец Верхнехавского района Воронежской области, русский. Авиамеханик 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. Призван в армию в 1941 году. Награждён Медалью «За боевые заслуги» (1942 г.). Родственники проживали в Воронежской области, ст. Графская. Старший сержант Кожиков Пётр Трофимович, 1913 г.р., уроженец Захаровского района Рязанской области, русский. Воздушный стрелок-радист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1935 года. Награждён Медалью «За отвагу» (1943 г.). Родственники проживали в Рязанской области в Захаровском районе, ст. Лесок. Сержант Возовик ?ван Никитович, 1920 г.р., уроженец Корочанского района Курской области, русский. Авиамоторист 1-го Отдельного авиатранспортного отряда. В РККА с 1940 года. Награждён Медалью «За оборону Сталинграда», Медалью «За боевые заслуги» (1944 г.). Родственники проживали в Курской области в Корочанском районе, с. Большая Халань. Будем очень признательны, если родственники лейтенанта Сергеева Григория ?вановича, 1913 г.р., уроженца с. Свирино Новоспасского района Ульяновской области и других членов экипажа, откликнутся, чтобы точно установить место захоронения героев. Военно-исторический клуб «Ульяновский патриот» Куликов Олег (тел. 8 (951) 095 – 82 – 96). Олег Куликов Фото: http://hautiev-sh.livejournal.com/31070.html