Яндекс.Метрика
23 февраля у православных начинается Великий пост
17:3222 февраля 2015
Великий пост – это важнейший и самый древний из многодневных постов, время подготовки к самому главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению. Большинство людей не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Однако смысл его совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ». ? это, действительно, так. Суть поста состоит не только в отказе от некоторых видов пищи, развлечений и даже насущных дел. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться перед Богом. Пост установлен для всех: и монахов и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель ?оанн Златоуст¸- но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». «Видишь ли, что делает пост, - пишет святитель Афанасий Великий, - болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым». Святитель ?гнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Однако при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней, особенно многодневных, часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость, тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.   Питание в Великий пост С точки зрения кулинарии посты делятся на четыре степени, определяемые Церковным уставом: - «сухоядие» – хлеб, свежие, сушёные, квашеные овощи и фрукты; - «варение без елея» - варёные овощи, без растительного масла; - «разрешение на вино и елей» - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; - «разрешение на рыбу». Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко и продукты на его основе, растительное масло, употреблять спиртное. На первый взгляд, кажется, что определить запретную пищу можно невооружённым взглядом. На самом деле это не так. Большинство жевательных резинок, например, содержат желатин животного происхождения, а значит, попадают под полный запрет. Похожая картина с шоколадом, выпечкой… В Великий пост большую роль играют домашние заготовки: соления, квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья. Особое внимание во время поста уделяют сушёной и солёной зелени, пряностям. ?х добавляют практически в любые блюда, ведь стол в это время скуден и прост и разнообразить его можно только такими «нюансами». Но даже во время самого строгого поста возможны приятные исключения. Так, например, растительное масло и вино употребляют по субботам и воскресеньям (кроме субботы на Страстной седмице). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Рыбные блюда можно готовить в праздничные дни – Благовещение Пресвятой Богородицы (седьмое апреля), Вход Господень в ?ерусалим или Вербное воскресенье (последнее воскресенье перед пасхой). Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) Есть во время Великого поста и менее приятные ограничения. Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица являются наиболее строгим временем. Кстати, во время Великого поста запрещается половая жизнь. Разрешены поцелуи между мужем и женой, но только в тёмное время суток. Например, в первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста – в эти дни вообще предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени – сухоядие, когда пища не заваривается, не отваривается и уж тем более не зажаривается, а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи. Не будем отчаиваться. Вот как описывает время Великого поста в позапрошлом веке православный писатель ?ван Шмелёв: «В передней стоят миски с жёлтыми солёными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом – такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! ? даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки … мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, пастила рябиновая. А ещё постный сахар – лимонный, малиновый с апельсинчиками внутри, халва … А жареная гречневая каша с с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам , а кутья с мармеладом в первую субботу. А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а … Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься лёгким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или¸ наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу и душе. Во втором случае мы не достигнем нужного нам телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.   Праздники, седмицы и особенности Богослужения Великий пост включает в себя Святую Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее, шесть дней перед пасхой). Между ними находится Лазарева суббота и Вход Господень в ?ерусалим. Во время Всенощной под праздник Входа Господня в ?ерусалим или, по-другому, Вербного воскресенья, люди стоят у церквей с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас – вербы, как вестницы наступающей весны. А сразу вслед за этим, седьмого апреля, православные встречают праздник Благовещенья, как один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Он, как и вся неделя, посвящён вести, которую принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что она в скором времени станет матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение – самый большой праздник на земле, на небесах и в аду (грешников в этот день, как и на пасху, не мучают). Считается большим грехом выполнять в этот день какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьёт: кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. Таким образом, Великий пост длится семь недель (точнее, 48 дней). Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощёным или Сыропустом (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощение грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому посту.   Страстная седмица Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребения ?исуса Христа. Всю неделю христиане проводят в посте и молитве. Это траурный период и потому все одеяния в церкви бывают чёрные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия ?исуса Христа в ад, когда телом он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью. В 2015 году начало Великого поста приходится на 23 февраля. Продлится он до 11 апреля.   Виктор Никитин