Яндекс.Метрика
Эдуард Терехов: «Хороших Дедов Морозов в Ульяновске два, и оба они в нашем театре»
11:1011 Декабря 2014
Новый год – пожалуй, один из самых любимых и главных праздников. Для одних это возможность начать жизнь с чистого листа, для других – загадать самое заветное желание. В детстве предвкушение праздника особенно ярко. И даже если под бой курантов дети видят десятый сон, ощущение волшебства не покидает с того момента, как начинают наряжать ёлку,  и до вручения подарков. А главный волшебник – Дед Мороз. Именно он приносит праздник в каждый дом, дарит подарок или исполняет желание. Быть таким героем – значит взять на себя ответственность за детские мечты. По мнению многих родителей и детей, лучшие Деды Морозы в Ульяновске служат в «NEBOLSHOМ ТЕАТРЕ». Каждый год они дарят ребятам самое настоящее волшебство и очередную театральную премьеру. В этом году театр готовит спектакль «День рождения Кота Леопольда». Художественный руководитель театра Эдуард Терехов рассказал о готовящемся спектакле, а актёр Николай Авдеев раскрыл секреты самого настоящего новогоднего волшебника.  

Главное – чтобы не выветривало душу

  – На какой стадии подготовки находится спектакль «День рождения Кота Леопольда»? Эдуард Терехов: – Репетиции походят на эмоциональном подъёме, потому что материал располагает к буйству фантазии. Придумывается много всего, даже значительно больше, чем надо, потом всё это будет отбираться. Это нормальный процесс. Можно сказать, что всё проходит весело, по-хулигански. Есть, конечно, и такие вещи, которые, мы бы хотели вложить в душу ребёнку. Это сострадание и внимание к ближнему. На таких моментах мы акцентируем внимание.  
– Какими будут декорации?
–  Декорации в процессе изготовления. Они достаточно лёгкие и мобильные. Во-первых, рассчитываем, что спектакль будет активно прокатываться и после Нового года, и мы хотим, чтобы у него была гастрольная и фестивальная судьба. Возможно, и область объедем.  
–  Это музыкальный спектакль. В театре есть несколько спектаклей с большой музыкальной составляющей. Как проходит работа над ними?
–  Когда спектакль новогодний, хочется, чтобы создавалось какое-то настроение, и музыка, песни, как правило, способствуют этому. Музыкальный спектакль воспринимается более празднично. Но мы не делаем специально спектакли с песнями. Как в советское время, когда в спектакле должны были быть яркие костюмы, много песен, много танцев. Нет, в спектакле должно быть много смысла, много фантазии. В данном спектакле есть хорошая музыка Бориса Савельева, есть симпатичные песни, но дети, боюсь, их не узнают, потому что современные дети почти не смотрят отечественные мультфильмы.  
  –  Насколько спектакли для семейного просмотра востребованы семейным кругом?
 – Мы десять лет работаем для того, чтобы это было востребовано, потому что театрального зрителя надо растить, чтобы зритель привыкал ходить семьёй. Безусловно, в большинстве театров страны пользуется практика культпоходов. Конечно, от неё полностью нельзя отказаться, дети будут ходить школами и классами. Для нас это стратегическое направление, мы на протяжении десяти лет работаем над этим. И могу сказать, что на те спектакли, которые мы играем в выходные дни, уже трудно достать билеты, люди покупают их очень-очень заранее. И на ёлки уже практически не осталось.  
– Есть ли постоянные зрители?
– Да, их очень много. Где-то до 30 процентов – это люди, которые постоянно ходят и знают весь наш репертуар. Это очень большая доля, порядка десяти тысяч человек. Всего в год к нам приходит до тридцати тысяч человек.  
– Стало ли труднее работать с современным зрителем?
– Мы работаем от души и с удовольствием, и эта энергетика удовольствия передается нашему зрителю. У нас нет таких спектаклей, которые нам самим не интересны. Своей энергией и заинтересованностью мы заражаем зрительный зал, для того этот театр и существует. Миссия нашего театра такая – мы должны помочь человеку вырастить душу. К сожалению, время очень прагматичное, очень жёсткое, время выхолащивает, и дальше становится всё жёстче и  жёстче. Мы боимся оскотинивания человека. Потому что легко в погоне за благами, материальными приоритетами, за достатком забыть о том, что рядом с тобой есть люди, которые требуют внимания, твоего сострадания. Главное, чтобы не выветривало душу. Для этого театр создан и призван.    

Ответственность государственного масштаба

   Известно, что самое главное в человеке закладывается в детском возрасте. Поэтому и Дед Мороз – это не просто персонаж новогоднего утренника, но и в какой-то степени защитник, учитель и пример для подражания. Актёр «NEBOLSHOГО ТЕАТРА» Николай Авдеев на протяжении многих лет исполняет эту роль, и весьма успешно.  
– Есть ли какие-то секреты в этой роли?
Н. Авдеев: – Секретов никаких нет. Персонаж Деда Мороза – это очень располагающий к себе человек, очень добрый. Дети должны это знать и этому верить, потому что это самый большой волшебник.
Э. Терехов: – Это огромная ответственность. Это одно из чудес, и хочется, чтобы в это дети верили как можно дольше. Это должен быть талантливый человек, человек с очень большой душой. Потому что сыграть доброту невозможно. Дети чувствуют фальшь. Они не пойдут на контакт с человеком, которого они опасаются. Это опять же энергетика. Артистов, которые эксплуатируют этот образ, очень много, но хороших Дедов Морозов –единицы. В Ульяновске их два, и оба в нашем театре.  
– Как вы общаетесь с детьми, с каким настроением, с какими словами?
Н. Авдеев: – Это не объяснить, если ты любишь детей, если любишь с ними общаться. Это искренность и открытая душа. И слова могут быть не нужны. Можно просто подойти к ребёнку, и сказать ему на ухо пару хороших, добрых слов, и он будет улыбаться весь праздник. Не обязательно писать какие-то речи и произносить их с трибуны, чтобы дети поверили, что это настоящий Дед Мороз. Нужно просто расположение и любовь к детям, и стремление, чтобы им было весело и хорошо.
Э. Терехов: – Думаю, секрет здесь один. Тебе будут раскрываться навстречу только в том случае, если доверяют, если ты искренен. Ребёнок, который не умеет разговаривать, испугается какой-нибудь тётеньки, которая будет сюсюкать, и спокойно воспримет дяденьку, который будет с ним разговаривать, как с взрослым человеком.  
– Бывает такое, что дети проверяют, спрашивают: «А вы настоящий Дед Мороз»?
Н. Авдеев: – Конечно, пытаются, это всегда бывает. Здесь уже личный настрой на каждого. Пытаешься как-то импровизировать, перевести разговор в другое русло. Но, в основном, все верят.  
– А есть такие дети, кто с самого начала настроен недоверчиво? Как с ними общаетесь?
Н. Авдеев: – Так же, как со всеми. Можно поверить в любого человека, в любого персонажа. Даже если ты в это раньше не верил. Если персонаж увлёк тебя, понравился, и тебе интересно с ним, то тогда начинаешь верить, что он существует.  
– Как перестраиваетесь для смены ролей?
Н. Авдеев: – Настраиваешься, как на любую роль. У каждого персонажа есть какие-то отличительные черты характера, пластики. Это всё тренируется, корректируется. Нельзя просто взять и выйти.
Э.Терехов: – Это нормальная актёрская работа. Сегодня одна судьба, завтра – другая.  Это дело техники. Актёрский организм требует определённой душевной настройки. Может, он слушает какую-то другую музыку, не делает какие-то обыденные дела. Мне кажется, Дед Мороз для актёра – это один из персонажей, к которому нужно подойти ответственно, собранно, нужно подготовить свой эмоциональный аппарат. Ребёнку не объяснишь, почему от Деда  Мороза пахнет куревом или, не дай Бог, перегаром. А ведь и такое бывают. Когда мы берём в работу какой-то детский материал, мы много об этом разговариваем. Мы понимаем свою ответственность, что мы для кого-то из детей можем стать первыми. Это очень важно. Ребёнок будет формироваться из того, каким будет его первое восприятие жизни. Испугается он Деда Мороза, или полюбит. Полюбит он театр, или нет, узнает он от нас что-то новое, откроет и будет об этом думать, или эта тема для него навсегда будет закрыта, неинтересна, страшна. Мы понимаем, что работаем с хрупкой детской психикой, и это на нас накладывает особые обязательства. Поэтому мы серьёзно и взвешенно подходим и к выбору материала, и каким-то вещам, которые мы придумываем, и в том числе к работе Деда Мороза. Потому что обязательно придёт ребёнок, для которого это будет первый в жизни Дед Мороз, в которого он поверит, и мы не имеем права разочаровать ребёнка. Это гигантская ответственность, и она сродни ответственности государственного масштаба. Мы растим граждан. Важно, чтобы они были незакомплексованные, любящие, счастливые.
Н.Авдеев: – И хочется, чтобы они верили в сказку. Особенно сейчас, в наш техногенный век.  

Новогодние представления
в «NEBOLSHOМ ТЕАТРЕ» пройдут с 22 декабря 2014 года по 7 января 2015 года в 11:00, 14:00 и 17:00.    

 Мария Сайгина