Яндекс.Метрика
Как Ульяновск стал городом трудовой доблести
8:0525 марта 2025

В годы Великой Отечественной войны советские люди, находившиеся в глубоком тылу, не жалели себя для нужд фронта. Ульяновск помогал фронту изо всех сил.

Объединённые общей целью, женщины, старики и дети заменили у станков мужчин, ушедших на защиту Родины. Благодаря их трудовым подвигам был сформирован мощный экономический фундамент. В условиях жестоких боевых действий каждое предприятие, каждая фабрика представляли собой настоящие фронты, где ковалось оружие для Красной Армии, позволившее ей очистить родную землю от немецко-фашистских оккупантов, дать свободу Европе и водрузить над берлинским Рейхстагом красный флаг Победы в мае 1945 года.

Владимир Путин и указ

Накануне 75-летия этого великого события 1 марта 2020 года для увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О почётном звании РФ «Город трудовой доблести», согласно которому этим званием награждаются города, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. Почётное звание городу присваивается указом Президента РФ. Ульяновск получил такое звание в 2020-м. 24 декабря 2021 года на площади перед Центральным железнодорожным вокзалом была торжественно открыта стела трудовой доблести.

УльЗИС, ставший УАЗом

До Великой Отечественной войны Ульяновск был провинциальным поволжским городом. В первые, самые страшные, годы войны сюда были эвакуированы десятки крупных заводов и фабрик, а также трудовые коллективы из оккупированных или под угрозой захвата фашистами регионов страны. Прибывшие производства обусловили мощный промышленный рост Ульяновска в послевоенные годы.

Крупным городским предприятием, оказавшим неоценимую помощь фронту и всей стране, был Ульяновский автозавод, созданный на базе оборудования и трудового коллектива московского Завода имени Сталина (ЗИС). Прибывшее в 1941-м оборудование столичного завода было преобразовано в Ульяновский автосборочный филиал № 4 завода имени тов. Сталина (УльЗИС), который, помимо автомобильной продукции, начал с 1942 года также выпуск боеприпасов. Первый автомобиль ЗИС-5 вышел из цехов УльЗИСа в конце апреля 1942 года. Ульяновский филиал впоследствии стал головным предприятием по выпуску этой модели грузовиков. С 1 мая функционировали уже 19 цехов, которые ежемесячно выпускали по 20-30 автомобилей.

Таких объёмов удалось добиться за счёт труда стахановских бригад, передовиков и ударников труда, а также рационализаторов и двухсотников. С ростом предприятия рос и трудовой коллектив, к концу 1942 года он составлял четыре тысячи человек, включая ульяновских подростков – вчерашних школьников и учащихся ремесленных училищ. Всего за военный период завод выпустил 7 260 автомобилей ЗИС-5, почти 20 тысяч двигателей Л-312, а также запчасти. Завод не останавливал разработку новых автомобилей. Так, под руководством главного конструктора Бориса Шапошника был разработан дизельный 3,5-тонный грузовик УльЗИС-253, не уступавший по своим показателям американскому «Студебекеру».

В июне 1943 года было принято решение на базе филиала ЗИС возвести самостоятельный Ульяновский автомобильный завод, ставший впоследствии одним из флагманов отечественного автомобилестроения.

На заводе одно время трудился будущий великий футбольный вратарь «Динамо» и сборной СССР Лев Яшин, чья семья попала в Ульяновск в эвакуацию. Ему было 12 лет. В 44-м они вернулись в Москву.

Каждый третий патрон

В годы войны город дал стране также несколько миллиардов патронов, линейно-кабельное и другое электрооборудование, газогенераторные установки и комплектующие детали для знаменитых реактивных миномётов «катюша». Важнейшую роль в ходе войны сыграл Ульяновский патронный завод имени Володарского (завод №3), рабочие которого изготовили каждый третий патрон, посланный советскими бойцами в ненавистного врага.

К началу войны СССР располагал семью крупными патронными заводами. Осенью 1941 года из-за приближения фашистов заводы Москвы, Тулы и Ворошиловграда были эвакуированы, и Красной Армии грозил «патронный голод». Поэтому завод в Ульяновске (второй среди вышеперечисленных по мощности и автоматизации производства) оказался единственным устойчиво работающим производителем патронов в стране в период конца 1941 – начала 1942 года, обеспечивающим своей продукцией фронты западного направления. Ульяновские патроны помогли красноармейцам отбросить фашистов от стен столицы в ходе битвы за Москву. Учитывая важность завода, незамедлительно было принято решение о расширении его площадей за счёт возведения новых корпусов, складов и цехов.

К 1942 году территория предприятия расширилась на 67 га. Благодаря расширению, внедрённым предложениям рационализаторов, а также массовому распространению движений двухсотников, трёхсотников и пятисотников (рабочие, перевыполнявшие план на 200, 300 и 500 процентов), удалось значительно увеличить выпуск патронов. В 1942 году их производство выросло втрое по сравнению с 1941 годом, а в 1943-м – уже в пять раз. Всего же заводчане изготовили более пяти миллиардов патронов разных видов (в том числе два миллиарда патронов для винтовок Мосина, 2,7 миллиарда – для пистолетов ТТ, пулемётов системы Шпагина, Дегтярёва, Судаева, 226 миллионов – для крупнокалиберных пулемётов ДШК и 107 миллионов – для противотанковых ружей системы Дегтярёва, Симонова).

В июне 1942 года Ульяновский завод награждён орденом Трудового Красного Знамени, а главный конструктор Лев Кошкин стал лауреатом Государственной премии за создание многооперационных станков, повышающих производительность до десяти раз. В период с 1942 по 1944 год в качестве инженера на заводе трудился вчерашний выпускник МГУ, будущий академик, один из создателей водородной бомбы Андрей Сахаров, который изобрёл прибор для контроля закалки сердечников, принёсший колоссальную экономию при производстве патрона 14,5 мм. За успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны четверо рабочих завода были награждены орденом Ленина, 19 человек – орденом Трудового Красного Знамени, 17 человек – орденом «Знак Почёта», по десять рабочих – медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

Волжская флотилия, учёные, фабрики и заводы

В марте 1942 года из Сталинграда в Ульяновск была переведена Волжская военная флотилия с Главной базой. Ульяновские речники наряду с другими грузами отправляли по Волге боеприпасы, топливо и снаряжение защитникам Сталинграда. 

Несколько сотен сотрудников Ленинградского института инженеров водного транспорта вместе с семьями прибыли к нам по Волге на баржах. Часть из них потопили фашистские самолёты. Буксир потом доставил баржи в село Белый Яр на левом берегу Волги. Там до войны располагались дома отдыха водников. 

Научные сотрудники вместе с рабочими переоборудовали Криушинские мастерские в базы по вооружению волжского буксирного флота и превращению буксиров в военные тральщики. Там же в Криушах на крупные буксирные пароходы ставили зенитные пушки и пулемёты. Кроме того, в самом Белом Яре работала группа гидромехаников, которая проводила исследования по повышению эффективности речных судов. Шла также работа по выявлению наиболее эффективного способа использования пассажирских пароходов для буксировки барж. Это делали ниже Саратова, поэтому риск для жизни учёных был огромный из-за обстрелов и бомбёжек с немецких самолётов.

На базе эвакуированного в ноябре 1941 года электроаппаратного цеха Харьковского электромеханического завода появился Ульяновский завод №650 (впоследствии «Контактор»), производивший электрооборудование для танков и реактивных миномётов «Катюша» (с середины 1942 года) – электромагнитные пускатели, кнопки управления и автоматические выключатели. Кроме этого, завод изготовлял продукцию для химической и топливной промышленности, металлургии и машиностроения, энергетики и станкостроения. Если в 1942 году завод выполнял план на 100 процентов, то в 1944 году этот показатель составил 477 процентов! В этот же год заводской коллектив пять раз признавался лучшим в области.

Ульяновский приборостроительный завод №280, возникший после прибытия в город Московского НИИ-12, Ленинградского приборостроительного завода №278 и Вяземского приборостроительного завода №149, выпускал электроприборы для танков и самолётов (компасы, тахометры, указатели поворота и т. п.), а также запчасти и инструменты для сельского хозяйства. К концу 1942 года завод выпустил 12 964 прибора для самолётов и танков, а всего в Красную Армию было передано более 292,4 тысячи агрегатов.

В числе первых в июле 1941 года в Ульяновск прибыло 40 вагонов с оборудованием и рабочими чулочно-трикотажной фабрики имени КИМ из белорусского Витебска. В конце сентября фабрика начала выпускать тёплое армейское бельё и брезентовые мешки для миномётов. На нужды фронта трудились работники эвакуированной из Киева швейной фабрики имени Максима Горького, выпускавшей ватники, гимнастёрки и шинели. Всего швейные предприятия Ульяновска за годы войны поставили на фронт четыре миллиона шинелей, а также множество солдатских вещмешков, носилок, патронташей, маскхалатов, портянок и другой швейной продукции.

Настоящим трудовым подвигом ульяновцев стало возведение Куйбышевского оборонительного рубежа (в работах были задействованы до 180 тысяч человек, из них 20 тысяч жителей города, почти всё его взрослое население, 70 процентов составляли женщины). Практически ручным трудом к январю 1941 года была создана глубоко эшелонированная линия обороны протяжённостью более 300 километров, надёжно прикрывшая Ульяновск и Куйбышев.

Не менее ударно трудились жители города и области над созданием рокадной железной дороги Свияжск – Сталинград, в котором участвовали три тысячи горожан и около 60 тысяч жителей Ульяновской области. Строительство важнейшего транспортного объекта началось в январе 1942 года, и уже в сентябре по дороге прошли первые эшелоны.

Ульяновск кормил военных лётчиков

А городские предприятия пищевой промышленности, колхозы и совхозы, помимо снабжения населения Ульяновска, поставляли своё продовольствие в действующую армию, обеспечивая воинские части и госпитали. В 1943 году началась поставка продуктов и в освобождённые районы страны. Высококачественные ульяновские продукты (копчёные колбасы, сало, масло, яйца, мёд) отправлялись лётчикам на аэродромы в Куйбышевскую, Пензенскую и Саратовскую области. В целом продовольственная проблема решалась также за счёт рыбной ловли, заготовки грибов, разведения домашнего скота.

Несмотря на сложнейшие условия работы, увеличенные трудовые смены и сложности с питанием, рабочие отчисляли в Фонд обороны страны деньги из своих скромных заработков. За военные годы заводчане внесли в Фонд более 45 миллионов рублей. Несмотря на усталость, они шефствовали над одним из городских эвакогоспиталей, оправляли посылки с тёплыми вещами на фронт (более 15 тысяч единиц) и в освобождённые города.

125 тысяч погибли...

В самые первые дни войны в городские военкоматы поступило 448 заявлений о вступлении в ряды Красной Армии, в том числе 142 заявления от женщин. Всего из города на фронт ушли более 39 тысяч человек (из них 1 072 женщины). Всего из Ульяновской области ушли воевать свыше 230 тысяч человек, более 125 тысяч сложили головы в боях за Родину. 170 человек (в том числе 17 жителей Ульяновска) были удостоены звания Героя Советского Союза. Легендарным образцом храбрости и самопожертвования стал подвиг воспитанника одного из детдомов Ульяновской области – автоматчика Александра Матросова, который пожертвовал своей жизнью, грудью закрыв вражеский пулемёт, что принесло успех его подразделению, выполнявшему боевое задание недалеко от деревни Чернушки Калининградской области. Другой уроженец области – генерал Иван Тюленев прославился в битве за Кавказ.

Материал подготовлен при поддержке Российского военно‑исторического общества

Больше тематических материалов можно найти на нашем сайте по тэгу 80 лет Победы.