Яндекс.Метрика
Московский режиссёр Родион Бырышев покажет ульяновцам мир Уильяма Шекспира
12:2623 августа 2024

С 23 по 25 августа в Ульяновске пройдёт II фестиваль «Аркадия». Его откроет пластический спектакль «ШексПИР». Постановку представят 23 августа в 18:00 в Ульяновском театре кукол. Накануне показа корреспондент Media73 побеседовал с режиссёром постановки, хореографом и актёром Родионом Барышевым. Он рассказал о задумке спектакля, мире Шекспира и своём отношении к творчеству драматурга.

Спектакль «ШексПИР» создан режиссёром Родионом Барышевым в сотворчестве с японским хореографом Кацура Каном, одним из ведущих мастеров театра буто, совместно с буто-театром OddDance. Персонажи «Гамлета», «Макбета» и «Короля Лира» оживут в интерпретации артистов-учеников Кацура Кана. Особую атмосферу на показе создаст специально сочинённая для постановки музыка.

- Вы впервые участвуете в фестивале искусств «Аркадия», какие у Вас ожидания?

- Ожиданий я никаких не выстраиваю, на это обычно уходит много энергии. После интервью я пойду готовиться к спектаклю, чтобы он был достойным, зритель смог его прочувствовать, и у него появилось желание продолжить знакомство с Шекспиром на самостоятельном уровне.

- Сложен ли Шекспир для понимания неподготовленной публики?

- Ничего сложного нет. Его произведения, в хорошем смысле, как динамичный сериал в жанре боевик. Он очень эмоциональный и доступный автор.

- Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея создания постановки такого формата?

- У меня было несколько биографий Шекспира и все его пьесы, собрав их, я начал искать совпадения, ведь у него их много. Речь идёт о совпадении персонажей, образов и символов. Их я постарался передать через шесть героев — Королеву, Алхимика, Рыцаря, Ворона, Оленя и Шута.

- Как происходит погружение зрителей в постановку?

- Спектакль начинается с того, что режиссёр попадает на репетицию с искусственным интеллектом. Он сейчас везде, и мы оказываемся в его ловушке — он, якобы, даёт нам образы, которые мы не видели, но на самом деле они очень типичны. Режиссёр пытается понять спектакль Шекспира, и искусственный интеллект его поглощает. В этот момент появляется мир драматурга в виде пяти персонажей, которые из современного режиссёра делают Шута. Так и появляется шестой персонаж из пьес писателя.

- Каков лейтмотив постановки «ШексПИР», в чём её особенности?

- У нас в институте были целые семестры, посвящённые литературе Уильяма Шекспира. В своё время я делал постановку про Ричарда III. После того, как я прикоснулся к творениям Шекспира, я понял, чтобы делать какую-то пьесу, надо понять мир автора — его культура, обычаи, место действия, персонажей, его тезаурус. Появилась идея поставить не конкретную пьесу, а, грубо говоря, все пьесы сразу. Чтобы зритель понял не только конкретного известного персонажа Гамлета или Отелло, а прикоснулся к миру самого писателя.

- Кто является целевой аудиторией спектакля?

- Мне хотелось бы, чтобы постановка была универсальной. Чтобы все, кто знают Шекспира, смогли по-другому на него посмотреть, а кто не знает, вдохновился экшеном, который он создавал. У драматурга очень богатый визуальный мир, он прекрасный фантаст.

- Постановка подготовлена в сотворчестве с японским хореографом Кацура Каном, однако Вы и сами занимаетесь танцами, расскажите, будут ли представлены, придуманные Вами элементы?

- Прежде всего для меня важны идеи. Мастер Кан предложил одну хореографию, она была решена несколькими сценами. Я, конечно, тоже подготовил хореографические ходы, и они воплотились в других сценах. У нас получилась мультихореография.

- Спектакль поставлен в необычном жанре танца — буто, как в регионах относятся к такой форме искусства?

- Из нашего опыта, все относятся хорошо. Это современный театр, интересно, как стыкуются разные жанры, и театр превращается в другое высказывание за счёт сочетания разных культур. Это очень интересно, как мы через себя проносим такие огромные исторические и культурные пласты, и доносим их до зрителя.

- Что означает танец именно для Вас?

- Есть ситуации в жизни, которые не выразить словами, и, чтобы это сделать, начинаешь говорить через тело. Для меня танец означает крайнюю ситуацию, когда человек не может говорить, но может двигаться. Выражать чувства через тело — вот это настоящий танец.

- Вы совмещаете хореографию и режиссёрскую деятельность, помогает ли это сочетание по-новому взглянуть на творчество?

- Конечно, помогает. Одно дело, когда ты сидишь в зрительном зале, командуешь и даёшь какие-то советы. Другое, когда ты понимаешь, что должен выйти и пропустить постановку через себя. Мне кажется, это хорошее сочетание, когда человек берёт на себя ответственность не только как режиссёр и командующий, который знает, как надо делать, но и когда он понимает, как работает тело.

- Что вдохновляет Вас на создание новых проектов?

- Меня всегда вдохновляют люди. Я думаю, что если черпать новые идеи от них, то получается совсем другое высказывание.

Узнать полную программу II Международного фестиваля искусств «Аркадия» можно в нашем материале.

Анастасия Турович