Яндекс.Метрика
В Ульяновской области ведут борьбу с непарным шелкопрядом
14:5914 октября 2022

В Новочеремшанском, Мелекесском и Сенгилеевском лесничествах борются с непарным шелкопрядом, леса от возможного нападения прожорливого вредителя спасают посредством ручного сбора яйцекладок, в планах на весну наземная обработка участков.

В прошлом году бабочка прилетела в восточные леса региона из Татарстана и смогла отложить немалое потомство, в июле листву активно поедали гусеницы. По оценкам Минприроды, повреждено 3,5 тысячи гектаров лесного массива. Больший удар приняло на себя Новочеремшанское участковое лесничество, откуда вредитель пришел в мелекесские и сенгилеевские леса. Летом бабочек наблюдали не только в местах очагового распространения, но даже в областной столице.

Проблема потребовала вмешательства региональной власти, по поручению губернатора Алексея Русских была разработана дорожная карта по ликвидации очагов.

«Согласно плану, а также в рамках акции «Сохраним лес» проводится сбор яйцекладок, часть из них отправляют на изучение в Центр защиты леса. По итогам лабораторных исследований мы поймем, какой из способов выбрать для ликвидации», - сообщила министр природных ресурсов и экологии Гульнара Рахматулина. При этом она уточнила, что в бюджете следующего года средства на наземную обработку уже предусмотрены.

Ситуацию с распространением насекомого можно назвать ожидаемой и вполне контролируемой, считают специалисты. Последняя вспышка непарного шелкопряда была зарегистрирована в регионе десять лет назад, тогда спасались ручным сбором и нефтеванием яйцекладок, очаги постепенно сокращались и сошли на нет за 2-3 года.

«Природа с нами сотрудничает, лето не было абсолютно комфортным для шелкопряда, гусеницы были разновозрастные, и далеко не все из них успели окуклиться. Сейчас мы наблюдаем у оснований деревьев яйцекладки. Лесопатологи, арендаторы, лесничества дважды в год – весной и осенью – проводят обследования и дают прогнозы. Понятно, что для местного населения это пугающая картина, но мы понимаем, что природа циклична и очаги затухнут», - прокомментировала инженер лесного хозяйства, представитель арендатора Новочеремшанского лесничества Галина Белоусова.

На особо защитных участках леса и на ООПТ допускается при этом только сбор вредителя вручную, а вот в обычных эксплуатационных лесах вдали от населённых пунктов и водоёмов, если того требует ситуация, можно проводить обработку химическими препаратами.

«Если очаг будет расти в дальнейшем, то последует обработка. Замечу сразу, что она не вредит теплокровным, концентрация и метод опыления определяются таким образом, чтобы погибли только гусеницы шелкопряда. Существуют также биологические методы борьбы, когда к гусеницам подселяют личинки других насекомых», - добавила Белоусова.

Что именно войдет в арсенал средств ликвидации очагов, определят специалисты Центра защиты леса после изучения яйцекладок. По словам лесопатолога центра Марины Максименко, исследования позволят провести подсчеты и дать прогноз на будущий год. В ближайшие месяцы данные передадут в министерство природных ресурсов и экологии, где и примут дальнейшие решения.