Яндекс.Метрика
Протоиерей Дмитрий Савельев: «Рождественский пост – последний многодневный пост в году»
13:4026 ноября 2021

Скоро для православных начинается Рождественский пост. О его особенностях и значении для верующих мы поговорили с настоятелем храма Богоявления Господня в селе Прислониха, протоиереем Дмитрием Савельевым.

- Каковы календарные рамки этого поста?

- Рождественский пост – это последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

- Каково значение этого поста для православных?

- Многодневные посты в православной церкви являются периодами приготовления к какому-то событию, имеющему большую духовную важность. Рождественским постом христиане подготавливают себя к событию Боговоплощения. Великий пост приводит нас к седмице Крестных страданий и дню Воскресения Христова. Успенский пост завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы. По примеру сына божьего, который перед началом своего земного служения постился сорок дней в пустыне, христиане стараются постом, молитвою, внутренним созерцанием, чтением духовных книг, участием в богослужениях и церковных таинствах собрать воедино свои духовные силы. Христианские праздники являются кульминационными точками духовной жизни. В эти дни значение Божие для бытия мира проявляется особенно явственно и зримо. Христианские праздники побуждают верующих к более горячему и энергичному исповеданию своей веры, укрепляют нас к совершенствованию христианской жизни, исполнению заповедей Божиих, побуждают выполнять волю Божию в делах любви и милосердия.

- Насколько строг этот пост? Какие действуют запреты, а какие есть в нём послабления или исключения из правил?

- Не хотелось бы употреблять в разговоре о посте слова «запреты» и «послабления». Это придаёт нашему отношению к посту какой-то очень несвойственный православию юридический оттенок. Как будто бы христиан кто-то регулярно наказывает лишением пищи, а в некоторых случаях может смягчить это наказание снисходительными «послаблениями». На самом деле пост имеет характер добровольно принимаемых на себя ограничений, соблюдение которых не ослабляет, а укрепляет наши духовные силы. Церковь в этом деле играет роль не строгого начальника, а мудрого руководителя. Правила поста имеют значение не обязательных стандартов, а сложившихся веками общих рекомендаций, выполнение которых может привести постящихся к доброму и полезному для них результату. В дни поста христиане воздерживаются от мясной и молочной пищи, а также от яиц. Поскольку такого «постного» образа питания православные христиане придерживаются по средам и пятницам в течение всего года, то для того, чтобы выделить эти дни в периоды многодневных постов, церковь предлагает усилить ограничения в пище еще на одну ступень. Так во время Рождественского поста по средам и пятницам вдобавок к обычным ограничениям верующие отказываются также от вкушения рыбы.

Многие люди ограничивают употребление рыбы только субботними и воскресными днями. Существует практика постепенного повышения строгости поста по мере приближения к его окончанию. Вариантов здесь существует множество и обсуждать их имеет смысл только для конкретных случаев.

Дело в том, что довольно сложно говорить о посте с людьми, воспринимающими его исключительно внешним образом как ряд ограничений в пище. Если человек не почувствовал необходимость поста для себя лично, то, может быть, ему и вовсе не стоит поститься. Без внутренней мотивации это аскетическое упражнение не приведёт к тому доброму результату, ради которого люди к нему прибегают. Без собственного желания и понимания смысла совершаемых усилий человек, примкнувший к числу постящихся «за компанию» с кем-то из своих знакомых или просто прочитав о существовании таких «правил» почувствует себя в состоянии бессмысленного мучения, страдания, бесполезного и для души, и для тела. Поэтому христиане говорят о «правилах поста» с большой долей условности. Пост с соблюдением всех предписанных ограничений показан людям, достаточно здоровым физически и имеющим ясное представление о целях ограничений, вводимых ими в свою жизнь.

Людям пожилым, страдающим хроническими заболеваниями, или иным образом находящимся в состоянии ослабленного здоровья, допускаются послабления поста в меру их физического состояния. Некоторым категориям верующих, например, младенцам, кормящим мамам, беременным женщинам, военнослужащим, находящимся при исполнении воинского долга, пост и вовсе отменяется. Некоторые люди предпочитают перед постом посоветоваться с врачом по вопросам питания, надеясь совместить воздержание духовное и пользу телесную. К сожалению, взгляды врачей и священников в этом вопросе чаще всего расходятся. Люди постящиеся должны честно себе уяснить: пост – это не диета. То есть пост – это аскетическое упражнение, а не оздоровительная процедура для тела. Медики, озабоченные, в первую очередь, телесным благополучием, чаще всего выступают за ограничение поста или за такое его изменение, после которого он теряет свое значение.

- Как надлежит православным провести этот пост помимо ограничений в пище? Иными словами, какова морально-нравственная сторона вопроса?

- Как уже отмечалось, нравственная сторона поста заключается в приготовлении к событию высокой духовной важности. Это своего рода «затишье перед бурей». Периоду активности предшествует этап созерцаний, размышлений и обретения внутренней готовности. Этапу внешней жизни «в миру» – этап погружения во «внутреннюю пустыню». Во время поста христиане стараются очистить душу, прийти к более высокому внутреннему совершенству, определиться с тем, что в жизни главное, попытаться освободиться от всего лишнего, поверхностного и второстепенного.

Люди, которые предполагают, что отказ от еды – это и есть смысл поста, глубоко ошибаются. Пост телесный без духовного не очистит душу. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Пост – не цель, а средство для усмирения желаний и возможность очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.