Всемирный день поэзии отличный повод вспомнить, что уже пять лет Ульяновск носит звание литературного города ЮНЕСКО. Что дал региону международный статус, какие проекты программы стали одними из самых ярких и какие продолжают свою жизнь до сих пор? Об этом мы поговорили с людьми, которые стояли у истоков заполнения заявки и запуска первых мероприятий.
Как вспоминает директор фонда «Ульяновск - культурная столица» Татьяна Ившина, всё началось с общественных обсуждений:
«О программе Креативных городов ЮНЕСКО мы узнали в 2014 году. Идея сразу захватила. Собрав большую группу из общественников и деятелей культуры, мы начали обсуждать, подходит ли Ульяновск под критерии креативного города. При выборе между модой, кино, гастрономией, ремёслами, музыкой и литературой мы поняли, что именно словесное искусство представит наш город наиболее ярко и полно.
Вхождение в «семью», где тогда числилось более 100 города, а сегодня все 200, манило перспективой познакомиться с опытом развития поддержки творческих людей, инициативами и проектами, направленными на популяризацию чтения и литературы. Это продвижение города и его литераторов - как уже ушедших от нас (Гончарова, Карамзина, Минаева), так и современников - даже не на российском, а на международном уровне.
Что за 5 лет получилось, и что нет? Выстроены отношения и связи с другими участниками Сети креативных городов, выиграно очень много профессиональных творческих конкурсов, которые проводятся только для городов, входящих в Сеть. И до последнего времени в этом отношении мы были уникальным российским городом. Только наши деятели культуры, представители креативных индустрий могли участвовать в конкурсах для профессиональных дизайнеров, писателей, ездить в литературные резиденции. Это большой плюс.
Благодаря международному статусу мы привозили в Ульяновск без каких-либо межгосударственных соглашений интересные культурные мероприятия. Это и музыканты из Ливерпуля, и писатели из Ирана, художники из Германии, литераторы из Гейдельберга и Барселоны. Все они приезжали сюда только потому, что мы участники одной сети.
Это важно не только для профессионального сообщества, но и для жителей города. Мы всё время боролись с ощущением культурной провинции, массовым стереотипом, будто всё интересное, важное, международное, качественное и профессиональное происходит в столице, а мы обречены навсегда на какой-то второстепенный продукт. Участие в этой программе даёт возможность каждому горожанину посетить лучшие культурные события современности».
По словам ночного мэра Ульяновска Павла Андреева, в начале работы с программой вхождение литературы и её антуража в публичное пространство ульяновцев было чем-то нестандартным:
«Пять лет назад мы одновременно запускали целый цикл проектов. Расскажу о самых ярких из них, которые вспоминаются и по сей день. Один из них - двухметровая книга Шекспира на перекрёсте улиц Гончарова и Карла Маркса. Также в День поэзии мы предлагали горожанам и гостям города читать «Двенадцатая ночь, или Что угодно» - в итоге мы прочитали её от корки до корки за один день и смонтировали двухчасовое видео. Осталось в памяти и «Путешествие Табуретки Ивановны» - той самой табуретки, на которую по традиции ставят детей и просят читать стихотворение. Мы её сделали в таком инсталляционном объеме и устроили ей 21-дневное путешествие по городу. Мне кажется, что это был такой достаточно сумасшедший, но очень интересный по своей форме проект. Но самым популярным, к моему удивлению, стал «Литературный трамвай». Когда мы его придумывали, нам казалось, что это такая обычная штука. Но уже в первую половину стартового дня мы зарегистрировали 1000 человек, хотя первый и единственный трамвай был рассчитан на 45. В этом году мы будем также проводить «Читающий трамвай» и «Читающий троллейбус» и попробуем привлечь туда новые ресурсы и интересных людей».