Яндекс.Метрика
Послание потомкам, скульптура-утес и современные технологии. Кто и как создавал Ленинский мемориал
14:1913 апреля 2020

В 1960-е годы в Ульяновске развернулась масштабная стройка архитектурного ансамбля, посвященного столетнему юбилею В.И. Ленина. Построенные здания кардинально изменили облик центральной части города, привлекая на родину вождя мирового пролетариата многочисленных туристов с разных концов планеты. Символично, что спустя полвека, в год 150-летия со дня рождения нашего земляка, один из центральных объектов ансамбля – Ленинский мемориал – масштабно реконструируют, чтобы сохранить советское наследие на долгие годы. Самое время вспомнить о том, как и кто строил этот легендарный памятник, а также чем он славен и неповторим.

Закладка камня и начало строительства

Закладка уникального здания Ленинского мемориала состоялась в день 97-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина – 22 апреля 1967 года. В связи с этим прошел торжественный митинг трудящихся города, в ходе которого было принято «Обращение к потомкам!». Вот небольшой отрывок из него:

«В скорбные январские дни 1924 года, когда перестало биться сердце Владимира Ильича, наши деды и отцы дали клятву свято хранить в городе все то, что связано с его памятью и семьей революционеров Ульяновых. Этот наказ выполняется… Трудящиеся города заверяют Коммунистическую партию и советский народ, что ленинские места Ульяновска будут сохранены на века для вас, наших потомков…».

Послание положили в капсулу из нержавеющей стали и замуровали в бетонной нише у основания здания.

Ленинский мемориал был сооружен по проекту коллектива Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством доктора архитектуры Бориса Мезенцева.

Первыми на строительную площадку вышли со сваенабивной машиной механизаторы. В землю закладывали гигантские железобетонные сваи, призванные служить своеобразным фундаментом здания. Их размеры – 14 метров в длину и свыше метра в диаметре. На этих сваях были смонтированы громады железобетонных ростверков, на которые встали семиметровые железобетонные колонны. Особая трудность заключалось в том, что колонны должны были иметь исключительно высокую прочность, чтобы выдержать на своих плечах здание весом в несколько десятков тысяч тонн.

Главная стройка Ульяновска стала всенародной. Здесь рука об руку трудились представители 30 национальностей. А когда в разгар строительства возникла нехватка рабочей силы, на объекты Ленинского мемориала из городов и поселков области было направлено около тысячи рабочих строительной квалификации. Не остались в стороне и горожане. Они оказали строителям неоценимую помощь. Бывали дни, когда на субботники и воскресники выходило сразу по десять тысяч ульяновцев. Вскоре стройку также объявили Всесоюзной ударной комсомольской.

В те времена многим было известно имя Александра Родионова. Он приехал в Ульяновск по путевке комсомола из Владивостока, попросился, чтобы его послали возводить Ленинский мемориал. За ударный труд комсомольца Родионова и боевого вожака бригады коммунистического труда приняли в партию.

«Я очень рад, что стал коммунистом в канун 100-летия со дня рождения Владимира Ильича. Пусть же Ленинский мемориал, который мы строили с такой любовью и с таким старанием, вечно высится над Волгой как величественный памятник вождю на его родине, как символ торжества бессмертных ленинских идей», – сказал он тогда.

В день всенародного праздника – 100-летнего юбилея Ильича – Ленинский мемориал гостеприимно распахнул свои двери перед жителями Ульяновска и области, перед нескончаемым потоком туристов.

Людей поражали красивые и торжественные залы, широкие парадные лестницы из белого мрамора. Этот материал использовался в отделке помещений повсюду: мраморные стены, полы, переходы, внешняя облицовка зданий. Ленинский мемориал даже называли мраморным дворцом. Основные помещения здания — это, прежде всего, Экспозиционный и Ленинский торжественный залы, а также Большой зал.

Труд строителей, авторов и создателей этого величественного памятника был высоко оценен: многих из них наградили орденами и медалями Советского Союза, а также присудили Ленинскую премию.

Экспозиционный зал

Это самое большое помещение в Мемориале. Кроме многочисленных экспонатов, территория интересна своим монументально-художественным оформлением.

Мозаичная роспись, занимающая всю стену огромного зала, выполнена волгоградским художником-монументалистом Юрием Боско. Он посвятил свое произведение теме освобождения Симбирска от белогвардейцев частями прославленной Железной дивизии 12 сентября 1918 года. Панно выполнено из разноцветной смальты. В центре композиции автор воспроизвел текст телеграммы, посланной красноармейцами Железной дивизии раненому В.И. Ленину: «Дорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города – это ответ на Вашу одну рану, а за вторую – будет Самара». На другой половине мозаичной росписи горят золотом слова ответной телеграммы Ильича: «Взятие Симбирска – моего родного города – есть самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны…»

На стенах зала – скульптурные рельефы, выполненные группой мастеров во главе с С. Волковым. Они отображают основные этапы революционной борьбы пролетариата, становление Советской власти и первые шаги нового государства.

Ленинский торжественный зал

Это центральное место музея-мемориала В.И. Ленина. Он решен так же архитектурно ярко и монументально. В зале установлена выразительная скульптура Владимира Ильича, выполненная из белого мрамора. Ее автором стал народный художник РСФСР Павел Бондаренко.

Материал для скульптуры был заготовлен мрамородобытчиками Златоустского карьера. С Урала огромные глыбы доставили в Москву на камнеобрабатывающий комбинат. Затем обработанный камень отправили в Ульяновск, где он был установлен в просторном высоком зале Мемориала – четыре глыбы общим весом около 25 тонн образовали настоящий утес. Несколько месяцев напряженного труда скульптор провел, придавая мрамору нужные формы.

«Мне хотелось создать такой памятник вождю на его родине, который бы не только точно и полно передавал ленинские черты, его мудрое спокойствие, ясность и глубину образа великого мыслителя, но и нес в себе что-то волжанское», – рассказывал Бондаренко.

Но не только это привлекает внимание гостей в помещении зала. Под стать изваянию мозаика, которая начинается от пола и устремляется по беломраморным стенам к потолку яркими лучами, выложенными из разноцветной смальты. Автором оформления торжественного зала был московский художник-монументалист Григорий Опрышко. Задумка была призвана символизировать торжество ленинизма – «всю планету озаряет свет бессмертных ленинских идей». Здесь всегда проходило множество торжественных мероприятий.


Большой зал

Он является одним из красивейших помещений Мемориального комплекса. Облицовку зала выполнила бригада московских мастеров по искусственному мрамору, возглавляемая Тимофеем Васильевым. Московские мраморщики облицевали стены Большого зала Мемориала методом бесшовных слоев. Стены получились, словно отполированные из цельных плит природного мрамора.

Любопытно, как повышенный комфорт и чудеса технической мысли, имеющие место в зале, описывали в советское время:

«Гармонично дополняют красоту фойе уютная мебель и круглогодичного цветения зеленый наряд (свыше ста разновидностей цветов). Комфортность в зале обеспечивает система кондиционирования воздуха. Кресла установлены венгерскими специалистами и снабжены переводным устройством. Сидя в зале, зарубежные гости Ульяновска могут слушать выступления ораторов на своем родном языке. Служебные помещения оснащены техническими средствами: телевизионными установками, электронным оборудованием, дистанционным управлением, лифтами. Зрительный зал оборудован современными системами акустического звукоусиления, четырехпрограммным художественным освещением сцены, декоративным подъемно-опускным антрактным занавесом, раздвижными кулисами. Кинопроекционное оборудование рассчитано на демонстрацию широкоформатных и обычных фильмов».

Здесь проводились особенно торжественные мероприятия, например, Всемирный конгресс профсоюзов, дважды заседал Совет Экономической Взаимопомощи, международные конференции ученых социалистических стран, встречи ульяновцев с руководителями зарубежных коммунистических партий и государств.

Туризм

В советские годы Ульяновск по праву считался третьей туристической столицей СССР. Значительно увеличился турпоток после открытия Ленинского мемориала. Знакомство с его богатой экспозицией оставляло у людей чувство восхищения и гордости. Вот некоторые отзывы из записей посетителей:

«Самое большое счастье для меня – это то, что я побывал здесь. Слава великому Ленину!» – написал летчик-космонавт СССР Андриян Николаев.

«Уходя из стен этого величественного памятника, хочется работать еще лучше и хоть чуть-чуть походить на родного Ильича», – оставил запись рабочий из Астрахани В. Чугаев.

Среди бесконечных отзывов посетителей Ленинского мемориала очень часто встречаются мнения зарубежных гостей.

«Здесь хорошо мечтается, отсюда далеко видится и во времени, и в пространстве», – так написали туристы из Болгарии.

А вот еще одна запись:

«Мы, члены делегации социалистических стран-членов СЭВ, ознакомившись с достопримечательностями города Ульяновска, давшего миру великого Ленина, выражаем сердечную благодарность всем тем, кто так бережно и любовно относится к дорогим местам, связанным с именем Владимира Ильича. В Ленинском музее достойно отражены и безграничная любовь трудящихся к Ильичу, и его великие дела, и великая жизнь. Да здравствует интернациональная дружба между трудящимися социалистических стран!».

 

Материал написан на основе книги «Ленинский мемориал в Ульяновске» (М.И. Никитин, А.И. Томуль, Саратов, Приволжское издательство, Ульяновское отделение, 1985 г.)