Яндекс.Метрика
«Дом Языковых» расскажет о судьбе детей блокадного Ленинграда на Ульяновской земле
9:1205 марта 2020

4 марта в литературном музее «Дом Языковых» открылась выставка «Дети блокадного Ленинграда». Именно это здание в конце войны и послевоенное время стало приютом для эвакуированных детей – детским домом №10. Здесь измученные мальчики и девочки обрели временное убежище, наставников и друзей, которых не способно было разлучить даже время.

Напомним, что Ульяновская область была тыловой, сюда в годы войны было эвакуировано множество предприятий, учреждений. Также наша область не стала равнодушной к судьбе обреченных на смерть детей – в 1942 году сюда было эвакуировано более пяти сотен детей блокадного Ленинграда. Их размещали в санаториях Горздавотделов, детских лагерях и детских домах. Некоторым их них едва исполнилось 3 и 4 года.

Заместитель директора Ульяновского краеведческого музея Валерия Лосева отметила, что выставка открывается в год 75-летия Победы, и именно в это время мы много говорим о вкладе ульяновцев в Победу.

«Одну из драматических страниц военного времени освещает выставка, посвященная истории детского дома №10. Таких детских домов у нас было 27, но история этого заслуживает особенно теплого рассказа, в том числе, потому что детский дом разместили именно в Доме Языковых, – сказала Валерия Лосева. – Сохранилась достаточно большая коллекция фотографий, вещей, а та атмосфера, которая была создана преподавателями и жителями города для детей блокадного Ленинграда, достойна любого литературного произведения, потому что это было очень четко, тонко продуманно. Это особенно удивляет, потому что люди сами были лишены всего».

Экспозиция включила в себя десятки уникальных фотографий, личных вещей воспитанников и педагогов. Их представил Ульяновский областной краеведческий музей в партнерстве с архивом новейшей истории и люди, связанные с историей детского дома №10.

Директор Государственного архива новейшей истории Ульяновской области Андрей Пашкин рассказал о подготовке в настоящее время сборника, посвященного эвакуации в Ульяновскую область.

«Буквально вчера мне попалась достаточно интересная телеграмма, присланная из Ленинграда летом 1943 года. В этой телеграмме выражается благодарность Ульяновской области за размещение, уход и, самое главное, за воспитание детей. В 1945 году порядка 300 из них было решено реэвакуировать в Ленинград, а те, кто нуждался в помощи или уже прижился здесь, остались. Предполагаем, что данный проект не будет никогда завершен, мы будем его продолжать, выявляя интересные документы. Это факт героического труда и наших ульяновцев, не просто доброй воли, а добродетели, которая очень ярко характеризует всю историю Великой Отечественной войны», – считает директор архива.

Конечно, эвакуация и проживание в детском доме это далеко не радостные моменты в жизни, но это позволило детям сплотиться, стать выносливее и даже создать впоследствии счастливые семьи.

Именно здесь нашла свою судьбу воспитанница детского дома №10 Людмила Радчик, которой уже нет, но память о ней хранит её дочь Анна Шелег. Она поделилась воспоминаниями своей матери о страшных событиях с присутствующими.

«Мама родилась в Ульяновске, отец её был священником, но в 1937 году из-за его профессии семья уехала в Ленинград. Отец  устроился на патронный завод, им дали жилье от завода в длинном бараке. Мама рассказывала, что уже в первую зиму блокады, 28 февраля, в день своего рождения, умерла её мама, 8 марта 14-летний брат и в апреле отец. Ей тогда было 12 лет, – рассказала Шелег. – После смерти отца она какое-то время жила одна, безусловно, этот ребёнок был никому не нужен. Над ней взяла попечение соседка, но после этого из квартиры исчезли все ценные вещи. Родственники воевали на фронте, благодаря их поискам, её нашли и вывезли. Она вспоминала, что в бараке были везде открыты двери и во множестве комнат вдоль длинного коридора лежали трупы. Очень долго умерших людей не вывозили».

Сначала девочку направили в Омск, а потом в Ульяновск.

«В 1973 году, когда проходила встреча детдомовцев, я была поражена степени их духовного родства. Они казались ближе между собой, чем просто родственники. Они постоянно перезванивались, встречались в день снятия блокады, для них это был святой день, постепенно, конечно, они уходили из жизни, – сказала Анна Шелег. – Отец у меня тоже воспитывался в этом детдоме, но он не блокадник, он уроженец Чердаклов. Отец поступил в Москву, а мама в Ленинградский университет. И потом совершенно случайно, когда мама закончила университет и вела экскурсию в Петропавловской крепости, она увидела в числе экскурсантов моего отца. Так сложилась жизнь, что они поженились, и в результате получилась я».

Встречи воспитанников детского дома №10 практически сошли на нет, слишком мало осталось в живых свидетелей того периода. Последняя группа посетила «Дом Языковых» и разместила на фасаде этого дома памятную доску. Она информирует горожан и гостей города о том, что именно в этом здании в послевоенные годы размещался детский дом № 10.


Елена Нестерова