Мало практики и ориентации на рынок. ЦСИ Ульяновской области провёл исследование сферы образования
11:2312 Ноября 2019

На аппаратном совещании 11 ноября были представлены итоги исследования, насколько соответствует сегодняшнее образование потребностям рынка региона. Масштабная работа была проведена Центром стратегических исследований совместно с министерством образования Ульяновской области.

Губернатор Сергей Морозов сообщил, что результаты опроса будут взяты за основу изменений.

«Будет правильным, если мы вернемся к инициативе запуска на базе УлГУ проекта «Разговор с наставником», чтобы будущие специалисты узнавали таким образом о состоянии отраслей региона, реальной ситуации на рынке труда. Проводить такие разговоры нужно ежемесячно», – предложил глава региона.

В социологическом опросе приняло участие 2,5 тысячи школьников, 2,5 тысячи студентов техникумов и колледжей, а также 1,5 тысячи обучающихся ВУЗов и 1,5 работодателей.

«Был выявлен определённый дисбаланс и дефицит в подготовке кадров. У нас есть опасение в подготовке кадров для обрабатывающих производств, ЖКХ, образования, здравоохранения, строительства, то есть всех приоритетных для развития региона отраслей. Тем не менее, сегодня система образования способна достаточно быстро и эффективно замещать выбытие работников на сельхозпредприятиях, в организациях добывающей отрасли, гостиницах, организациях общепита, в области информации, связи, культуры спорта и транспорта», – сообщает генеральный директор ЦСИ Олег Асмус.

Анализ образовательных услуг техникумов и колледжей также показал их несоответствие приоритетам развития населенных пунктов, в которых они располагаются. Сегодня в 16 из 24 муниципальных образований действуют колледжи и техникумы, чаще именно они становятся основными поставщиками кадров на местах.

Что касается высшего образования, то тут наблюдается сокращение бюджетных мест на гуманитарных специальностях, но и это не смещает приоритет в пользу реального сектора экономики.

«Наши студенты продолжают платить за получение специальностей избыточных не только на региональном, но и на российском рынке труда», – говорит Асмус.

При выборе учебных заведений абитуриенты все чаще ориентируются на ИТ-специальности, но меньше на специальности реального сектора экономики.

«Свою будущую профессию большинство респондентов – это 48% девятиклассников и 47% одиннадцатиклассников – связывают с социальной сферой: образованием, соцобслуживанием, культурой, искусством, здравоохранением, ИТ-сферой. 16% и 27% соответственно видят себя юристами, управленцами, офисными работниками, финансистами, экономистами. Но в тоже время с реальным сектором экономики – строительством, энергетикой, обработкой, сельским хозяйством, ЖКХ – себя связывают всего 3% и 8%. В данном случае мы должны четко понимать, что соответствующая работа по созданию должного образа этих профессий не проводится», – отмечает руководитель.

Равная доля одиннадцатиклассников планирует учиться в Ульяновской области и за ее пределами — это по 43%. Большей популярностью среди будущих абитуриентов пользуется УлГУ и меньшей УлГАУ.

«Почему наши потенциальные студенты предпочитают другие регионы: 33% считают, что там качество образования лучше, почти 25% ссылается на то, что в наших образовательных организациях не осуществляется подготовка по выбранной специальности», – говорится в исследовании.

Главный вывод опроса: система среднего профессионального и высшего образования в большей степени ориентирована на запросы абитуриентов, но менее на запросы рынка труда.

Красной нитью через все исследование шел посыл о нехватке практической подготовки. Опрошенные работодатели заявили, что часто приходящий к ним молодой специалист не имеет практических навыков. Около трети организаций приходится проводить переобучение и повышение квалификации работников уже в первый год их трудовой деятельности.

«Если ректоры сочтут возможным и наше исследование достаточно сильным, можно использовать его результаты в программах развития образовательных учреждений. В определённой мере пришло время создать межведомственную группу по повышению эффективности практики студентов на предприятиях», – подытожил Асмус.