Открытие выставки состоится 20 сентября в пять часов вечера в выставочном зале пространства «Квартал» на улице Ленина,78. Специально для Media73 Маша рассказала о своём участии в проекте. Все подробности – в нашем большом материале.
– С «Кварталом» меня многое связывает с самого первого дня, но вот что-что, а выставляться там посчастливилось только сейчас. И знаете, что я думаю? Это будет очень эффектно и, кстати, очень познавательно! – радуется фотограф. – Проект «Лица России. XXI век» был задуман общественной организацией «Федеральная еврейская национально-культурная автономия». Он реализуется с использованием гранта Президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов.
– Когда началась работа над проектом?
– В конце прошлого года мне предложили стать его фотографом, связался председатель Ульяновской еврейской общины Игорь Дабакаров. Итог – книга «Лица России. XXI век», рассказывающая о молодых людях разных национальностей, проживающих на территории нашей страны. Это ненцы, армяне, ительмены, евреи, эвенки, тувинцы, греки, коми и многие другие... Заявки на участие в проекте поступали со всех уголков России, и экспертный совет выбрал самые интересные, изучив анкеты.
Отобрали 40 представителей разных национальностей в возрасте от 20 до 40 лет. Среди них, например, исполнительница песен на хантыйском языке Вера Кондратьева, международный гроссмейстер Алексей Ким, пианист-виртуоз Николай Саввиди, председатель Региональной общественной организации «Украинская община Крыма» Анастасия Гридчина, глава Верхнегутарского сельского муниципального образования Владимир Ходоногов, нганасанский художник-мастер резьбы по кости Алексей Чунанчар, флорист Роман Штэнгауэр, журналист-международник Андро Иванов, руководитель Союза молодежи Южного Дагестана Равидин Абдурагимов и другие.
– Каждый из героев делает многое для сохранения своей национальной культуры, языка, традиций и вносит большой вклад в развитие своей национальной общины, так и страны в целом, – уверена Маша Чурбанова. – Выход книги запланирован на осень этого года, поэтому со дня на день мы уже сможем ее увидеть. В книге будут статьи и фотоматериалы. Я отвечала за фотографии. Моя работа была связана не только со съемками, но и с передвижениями. 43 города, через которые лежал путь, и почти пять месяцев съемок с февраля по июнь!
По словам Маши, некоторые портреты, которые представлены на выставке в «Квартале», уже заняли своё место на страницах книги. Другая значительная часть фотографий не вошла в издание, так как объективно не относится к тематике проекта. Однако и те, и другие, соединяясь вместе, дают представление о конкретном городе, о том, как по-разному живут люди в России, и о том, как складно совмещается несовместимое в нашей необъятной и удивительной стране. Выставка же задумана как диалог. Поэтому параллельно с просмотром фотографий вы сможете прослушивать аудиоматериалы или читать текстовое описание, находя ответы на некоторые возникающие вопросы.
А вот ниже цитаты Маши, чтобы проникнуться атмосферой большого удивительного путешествия, яркого творчества фотографа и уникальных пространств России:
«Аэропорт Якутска. Ночь. В разгаре матч Россия – Египет. Через полчаса рейс на Магадан.
Острые вершины Саян вдалеке, а сочная тайга тянется параллельно трассе Абакан-Кызыл. И ледяной утренний Байкал еще в тумане. Бухта Провидения, гора Портовая, с которой в хорошую погоду видно Аляску. Потомок шамана танцует танец медведя в тундре.
Странно и до сих пор не понятно, какими средствами передать то, что посчастливилось увидеть, почувствовать, встретить, услышать. Не претендуя на всеобъемлющее исследование, рискну поделиться со зрителем закулисьем проекта «Лица России.XXI век», тем, что пронеслось перед моими глазами за пять месяцев в пути и... практически одновременно. Большим открытием в путешествии стали люди. Герои книги, попутчики, случайные прохожие. И большим заблуждением перед началом пути было думать, что все люди в нашей стране живут примерно одинаково. За тем исключением, что кто-то из окна видит вулкан, а кто-то Волгу. Мы встречаем Новый год в разное время, у нас разный разрез глаз и цвет кожи. Кто-то изъясняется еще и на коми языке, или, допустим, на эскимосском. Но это все из учебников и новостей. Какой же восторг и удивление было ощущать особенности вживую!
Кто-то прямо сейчас в двадцатый раз собирает чум за Полярным кругом, а я такое слово произносила всего пару раз в жизни. Я вижу огромные тополя каждый день, а в бухте Провидения одуванчики – самое высокое растение из замеченных. У каждого из нас есть возможность вылететь из любого ульяновского аэропорта в удобное время, а кто-то неделю ждёт вертолёт, чтобы за сотни километров добраться домой в Тофаларию. Кто-то молится перед иконами, а кто-то камлает под удары в бубен. Кто-то бегает по пшеничным полям, а кто-то никогда не видел кукурузу.
С помощью слов, изображений и аудиоматериалов я предлагаю зрителям отправиться в путешествие по России, провести время в пути и составить собственную карту впечатлений и открытий. А впоследствии, как знать, нарисовать настоящую карту собственного путешествия по стране».
– Масштаб проекта впечатляет. Ты работала одна?
– Нет, работа велась целой командой. Мне с самого первого дня, когда я узнала об этом, было сложно поверить, что я, правда, буду работать над такой книгой, поеду именно в Петропавловск-Камчаткий... Да это же вообще край света! Я не верила, что, например, познакомлюсь с эскимосами, или буду обедать в настоящей цыганской семье. Это из области фантастики. Но вот когда мы сели с редактором проекта Асией Миловановой из Ульяновской еврейской общины, стали искать на карте города, в которых предстоят съемки, и составлять маршрут, тогда я поняла, да, все происходит на самом деле, что все уже началось.
– Финальной точкой проекта стала...
–Бухта Провидения на Чукотке, последняя точка на карте в этом путешествии. Было ли сложно? Сложность, усталость и тому подобные вещи, я просто на них не концентрировалась. Осознала одно – когда ты действительно вовлечен в процесс, увлечен работой и прямо сейчас делаешь то, что должен, все страхи и усталость как будто «отключаются». Будучи обычным туристом, я бы может и не полезла на какую-то гору, да и вообще не рискнула бы отправиться в некоторые места, но во время фотосъемок таких вопросов даже не возникает.
– Рисковала?
– Всё в разумных пределах, конечно же. Правда, уставать-таки было от чего... Это перелеты и переезды. Почти каждые три дня, а иной раз и каждый день, нужно было куда-то двигаться. А по приезду чаще всего сразу же отправляться на съемку. Иногда они занимали 6-7 часов, да еще и за полярным кругом зимой. В таких случаях мы грелись в чуме, просто потому что больше греться было негде. Машина далеко, обычные дома — тоже. Мы садились на теплые оленьи шкуры, которые были на снегу внутри чума, пили бульон из оленины и чай из морошки. В чуме, кстати, была печка.
–Иностранцев размеры России, мягко говоря, удивляют, а иногда и пугают. Ты местная, но страна, тем не менее, впечатлила?
– Признаюсь, до этого проекта мои знания ограничивались школьной программой истории и географии, да и то, многое уже забылось. Я никогда не любопытствовала, как же живут люди в нашей стране. Такие мысли не посещали меня ежедневно, и в общем-то, перед началом проекта я думала, что все в России живут примерно одинаково. Все-таки одна страна, говорим на одном языке... Но различия я ощутила. Даже не столько различия, а сколько всего одновременно происходит в обычной жизни людей в нашей огромной стране. Удивляли, в том числе, и названия мест. Например, на Таймыре – Алыкель, Кайеркан. На Чукотке – Энмелен, Эгвекинот. Ну разве в нашей полосе услышишь такие? Или вот услышала слово «оваа» в Кызыле, оно означает место для совершения ритуалов. Врезались в память слова и из области гастрономии: чуду, маца, мантак, хинкал...
– Расскажи о каких-нибудь интересных случаях из путешествий.
– На Таймыре мы как-то разговаривали о шаманах. Водитель, который вез меня из аэропорта в Дудинку, работал в 70-х в экспедиции по разведке газовых и нефтяных месторождений на той территории. Они успешно бурили, но вот с одной скважиной возникла проблема. Ископаемые есть, а пробурить не могут. Изучили всё что можно, вроде порядок, но что-то мешает. Кто-то рассказал, что где-то недалеко захоронен шаман, и он не позволяет бурить в этих землях. В итоге приняли решение пригласить православного батюшку освятить территорию. Забавно. Или, например, на Чукотке. Мне посчастливилось увидеть моржей в бухте. Диковинно, дух захватывает, красиво! А для коренных жителей – это ещё и просто еда. Чукчи и эскимосы имеют квоты на добычу китов, моржей, нерп. Поэтому отведать на обед кита или мясо моржа – обычное дело.
Как считают в Федеральной еврейской национально-культурной автономии, проект «Лица России. XXI век» формирует понимание российского общества как многонационального, воспитывает россиян в духе нетерпимости к фашизму и национализму, дает возможность познакомиться с национальным многообразием нашей страны. Проект призван показать, что разнообразие культур – это повод для гордости и объединения в обществе, все герои проекта, являясь представителями разных этносов, прежде всего, являются гражданами России и гордятся этим. В перспективе возможно создание современного интерактивного выставочного комплекса, посвященного народам России и межнациональному диалогу. В 2015 году уже выходила книга-альбом «Лица России», героями которой стали 37 человек, перешагнувшие порог 50-60 лет. Теперь очень важно создать портрет молодого человека, яркого и современного, разделяющего ценности межнационального мира.