Анализируя потребительский рынок страны, эксперты отмечают, что население стало чаще покупать продукты с дисконтом и в больших объёмах. Доля российских граждан, которые в целом перешли на менее дорогие товары, в конце 2015 года стала рекордной и составила 70%. Две трети покупателей отказались от покупки премиальных продуктов и деликатесов, а каждый четвёртый отметил, что, в целом, стал меньше есть. Население пересматривает потребительскую корзину и переходит на базовые продукты питания. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста денежных доходов населения, увеличение склонности населения к сбережениям.
Как отмечает директор департамента по обеспечению деятельности комиссии по мониторингу состояния продбезопасности регионального Минсельхоза Марина Ерусова, для доступности приобретения местной продукции каждое муниципальное образование оказывает содействие производителям по открытию собственных торговых точек. В том числе фирменных и специализированных магазинов. По состоянию на 21 января в регионе насчитывается 417 магазинов, открытых ульяновскими товаропроизводителями.
Сетевые региональные компании тоже используют сложную экономическую ситуацию для собственного развития. В частности, компания «Лето» в минувшем году открыла в регионе 15 магазинов-дискаунтеров. До конца января откроются ещё два магазина в Ульяновске и Димитровграде, в феврале – еще один магазин в областном центре.
У магазинов нового формата, по мнению Марины Ерусовой, много преимуществ. Так, например, снижение расходов на реализацию предполагает самообслуживание, наличный расчет, вывоз товаров силами и транспортом покупателей. Самообслуживание позволяет уменьшить потребность в складских площадях за счет зоны комплектования, которая обычно составляет 5-7% склада, а ещё уменьшить число складского персонала за счет отборщиков на 100 и кладовщиков на 50%, ускорить оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товары, оперативно формировать заказы. Наличный расчет способствует ускорению обращения оборотных средств, упрощению учета движения материальных ценностей, денежных средств, банковских расчётов, что позволяет сокращать часть расходов на этих операциях до 30%. Опыт свидетельствует, что в целом уровень расходов на реализацию магазинов-складов может быть ниже, чем у оптового предприятия, на 25-30 %, что позволяет снизить цену на товары на 15-18 %.
Низкая платёжеспособность населения влечёт за собой и другие отношения между производителями и продавцами, другие методы организации производства и доставки продуктов. Вступление в силу Технических регламентов Таможенного Союза «О безопасности молока и молочной продукции», «О безопасности мяса и мясной продукции» влечёт за собой появление на полках магазинов новых продуктов, таких, например, как «молочный напиток», «восстановленное молоко». Понятно, что розничные цены на них должны складываться ниже основных продуктов. В связи с этим в региональном Минсельхозе состоялось совещание с участием контрольно-надзорных органов и предприятий всей цепочки товародвижения. Они доложили, что готовы к работе в условиях действия Технических регламентов.
Виктор Никитин