Со времен императрицы Екатерины Второй турки считались страшными не только для России, но и для всей Европы. Особенно боялись янычар, этой лучшей турецкой пехоты. Она не имела правильного строя, но стреляла всегда метко. Если случалась неудача, она быстро отступала, затем опять переходила в наступление и, таким образом, часто брала верх. Приблизившись на полсотню шагов, янычары брали в правую руку ятаганы, в левую — кинжалы и бешено бросались в рукопашную. Если им удавалось где-нибудь прорваться в каре (боевое построение пехоты в виде квадрата для обороны со всех сторон), то они наносили страшное истребление, и спастись от них не было возможности.
Крoмe силы натиска, турецкая пехота отлично оборонялась. Ни в одной армии солдаты не умели так быстро строить окопы, как турки.
У турецких всадников были лучшие лошади в Европе, и в одиночном бою они не знали себе соперников: никто лучше турка не ездил, не правил конем и не стрелял с коня так метко.
Тем не менее турки были страшны до тех пор, пока их не побил русский полководец времен Екатерины Второй, представитель старинного дворянского рода граф Петр Александрович Румянцев.
Он первый показал, что страшнее всех хорошо обученные войска, что сила, хотя бы и грозная, должна уступать искусству воевать. Румянцев указал дорогу другим: Орлов-Чесменский, Потемкин, Суворов добили турок окончательно, так что их перестали бояться. Граф отличался тем, что быстро принимал решения, но при этом дела вёл спокойно, без суеты, распоряжения давал толково и деловито.
Больше всего Румянцев заботился о благоустройстве войск, их обучении, довольствии, поддержании дисциплины. Был строг, когда того требовала дисциплина, и всегда справедлив. За это его любили офицеры и солдаты. Последние отзывались о нем так: «Он прямой солдат!» — что было лучшею наградой полководцу.
Что нового внёс полководец в военное искусство? Он отказался от сплошного огромного каре. Разбил войска на несколько подвижных небольших каре, командиры которых, зная общий план битвы, действовали самостоятельно. ?з каждого полка выбрал самых сильных, умных, толковых солдат, сделал их гренадерами. Лучшие из лучших становились егерями. ?х учили ползать, маскироваться, действовать самостоятельно. Румянцев не боялся татарской и турецкой конницы и не прятался от неё за рогатками.
Опыт Семилетней войны сгодился ему на юге. Он реформировал русскую конницу, снял с неё тяжёлые кирасы, которые ни от чего не спасали, а только мешали в бою. Сплочённый удар русской конницы сметал рассыпную лаву татар. Граф приучил артиллерию быстро двигаться по полю боя, сосредоточив огонь по вражеской артиллерии и скоплениям неприятеля. Учил солдат действовать смело, свободно, непринуждённо. Наступательный темп, атака стали главным оружием Румянцева. ? пошли одна за другой победы.
Первая решительная битва произошла 7 (18 по новому стилю) июля 1770 года в устье реки Ларга, левом притоке реки Прут на территории княжества Молдавия. ?менно здесь, имея под командованием 38-тысячное войско при 115 орудиях, он выступил против османского войска, состоявшего из 15 тысяч турецкой пехоты и 65 тысяч крымских татар под предводительством хана Каплан-Гирея.
Обнаружив противника, русские войска скрытно сосредоточились в неожиданном для неприятеля направлении и в четыре часа утра 18 июля перешли в наступление. Перед началом битвы фельдмаршал обратился к войскам со словами: «Слава и достоинство воинства российского не терпят, чтобы сносить присутствие неприятеля, не нападая на него».
С фронта в бой вступил корпус генерал-поручика Петра Племянникова. Другие русские корпуса переправились через Ларгу и нанесли удар по татарским флангам. Огромная крымская конница несколько раз переходила в атаку. Но обстрелянная артиллерийским огнём и сама атакованная русской пехотой отхлынула к своему укреплённому лагерю, куда вскоре ворвались батальоны Племянникова. Турецкая пехота, не принимая рукопашного боя, первой обратилась в бегство. За ней бежала и крымская конница. Хан Каплан-Гирей отошёл на соединение с главной турецкой армией. С этого времени он фактически прекратил активные действия до конца кампании.
К 12 часам дня сражение на берегах Ларги завершилось полной победой русского оружия. Только поспешное отступление позволило туркам и крымской коннице избежать больших потерь. Они составили у них свыше одной тысячи человек убитыми и до двух тысяч пленными. Трофеями победителей стала вся артиллерия противника, восемь знамён и огромный обоз. Потери русских войск составили всего 90 человек. Настолько ощутимым оказалось их превосходство профессионально сражаться.
За победу при Ларге фельдмаршал Румянцев был награждён орденом Святого Георгия первой степени. Он стал первым кавалером высшей степени Военного ордена Российской империи. А за умелые и отважные действия во всей турецкой кампании ему были присвоены чин генерал-фельдмаршала и титул графа Задунайского.
Впереди был разгром главных сил турецкой армии при реке Кагул, после которого обстановка на фронте резко изменилась в пользу России.
Виктор Никитин