?нтерес к промышленному садоводству у сельхозпредприятий всех форм собственности постоянно растёт. Это отмечали все без исключения участники областного совещания по садоводству, которое провёл губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
На этом фоне диссонансом прозвучали слова председателя СПК (колхоза) «Белоярский» Чердаклинского района Виктора Миндерова о том, что ему … некуда девать 15 тысяч саженцев многолетних плодовых деревьев и ягодных кустарников. Между тем, они пользуются в регионе повышенным спросом, так как отличаются высочайшим качеством, гарантиями роста на несколько лет вперёд и доступной ценой. Найти их и приобрести для любого садовода большая удача. Так в чём же дело? Причину назвал руководитель ООО «Чеботаевка» Сурского района Николай Лаврушин. Его позиция такая: не надо сидеть и ждать, когда к тебе придут покупатели. Они просто не знают, что у тебя есть саженцы и купят их в другом месте. Товар, что называется, надо подавать лицом, рекламировать, предлагать, заводить для этого деловые связи. Тогда и отбоя от желающих не будет. Лаврушин, кстати, совсем недавно тоже искал белоярские саженцы, но так и не нашёл.
В другом прав Виктор Миндеров. Его хозяйство сегодня работает «на глазок». А надо бы, как в прежние времена, работать по плану, по заявкам от сельхозпредприятий. Только тогда можно будет знать, кому, сколько и каких сортов требуются саженцы и в соответствии с этим строить свою работу. Тем более питомник хозяйства в состоянии выращивать их в количестве, необходимом для всей Ульяновской области.
Как поясняет исполняющий обязанности министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Братяков, объёмы хранилищ под урожай садов составляют около 950 тонн. А производится фруктов не более 680 тонн. Так что резервы есть. Другое дело, что холодильное оборудование хранилищ нуждается в замене. Часть затрат минсельхоз региона обещает компенсировать. Но с условием, что, во-первых, сначала приобретается оборудование, а потом выплачиваются субсидии, во-вторых, для получения субсидий необходимо, чтобы оборудование было оплачено в полном объёме. ? никак иначе, этого требует закон. Если же оборудование хозяйством закуплено, то субсидии составят до 50 процентов его стоимости. Вся нормативная база на этот счёт в профильном министерстве подготовлена. Теперь надо будет собрать с владельцев хранилищ инвестиционные планы и составить расчёты по финансовым средствам, которые потребуются на модернизацию и замену оборудования. Как заверяет Александр Братяков, такая работа может быть выполнена уже до конца текущего месяца.
Садоводов, несомненно, заинтересует и тот факт, что торговля и рестораторы всё больше и больше проявляют интерес к замороженным фруктам и ягодам. ?нтерес понятен. Они могут купить их по действующим ценам и хранить до нужного часа. А производители, в свою очередь, могут заморозить фрукты и ягоды и попридержать их до лучших времён, чтобы реализовать потом с большой для себя выгодой. Тогда-то они и увидят, что для заморозки требуется не такое уж и дорогое оборудование, зато цены замороженной продукции будут несопоставимо выше тех, что предлагались в сезон.
До 40 процентов собираемых яблок составляет так называемая некондиция, которую на хранение не заложишь. Остаётся один путь: переработка и консервирование. В регионе, за исключением, пожалуй, ООО «Чеботаевка» Сурского района, нет ни того, ни другого.
Отвечая на вопрос губернатора о судьбе урожая, руководитель ООО «Степной сад» Цильнинского района Ольга Алексанкина пояснила, что яблок гибнет очень много. Хозяйство вывозит их в Хвалынск Саратовской области и в соседнюю Сызрань. ? это не очень выгодно: принимают яблоки по четыре рубля. ?з них рубль отдай водителю КАМАЗА, рубль уходит на «бой», а себе остаётся полтора-два рубля.
Наши садоводы признаются, что завод по переработке в Сызрани мощный, снабжает своей продукцией регионы Поволжья. Оборудование итальянское, хранилища современные.
«Нам такой пока не осилить, – вздыхает руководитель ООО «Чеботаевка» Николай Лаврушин. – Хотя, вряд ли, в этом есть необходимость». Он, скорее всего, прав. «Чеботаевка» тому наглядное доказательство. Хозяйство получило грант и кредит, добавило свои средства и приступило к реконструкции консервного цеха: приобрели закаточную машину, заменили все варочные котлы. Но реконструкция не даёт развернуться в полную силу. Между тем 30 процентов продукции берёт у хозяйства на реализацию «Тепличный», 50 процентов – Мордовия, остальное уходит в детские учреждения, вплоть до Димитровграда. Каждый из них «наседает», просит обеспечить поставки, а у Лаврушина, по его признанию, пустые хранилища. Никогда такого не было. Спрос особенно резко возрос после введения против России санкций. Овощи и фрукты закатывали ещё в августе прошлого года, причём, без всяких концентратов. Как признаётся Николай Лаврушин, теперь он планирует открыть свой магазин. Готов ли принять продукцию из других хозяйств области? Не думал об этом, свою бы продукцию переработать. Надо детально изучать ситуацию, делать расчёты, слушать мнение других руководителей и специалистов. ? только после этого давать ответ. Сегодня только один факт не вызывает сомнений: Ульяновской области нужна собственная переработка. ? тогда не придётся «кормить» соседей по Поволжью продукцией, в которой сами нуждаемся. Губернатор с ним полностью согласен.
В ходе совещания принято решение создать региональную комиссию, в состав которой войдут специалисты по промышленному садоводству. ?менно ей будет поручено заниматься проблемой, которая давно требует своего решения.
Виктор Никитин