В общей сложности 93 года отдала работе на Ульяновской ТЭЦ-2 семья Олейниковых, а еще намного больше в целом отрасли энергетики. Разумеется, по самой искренней любви к профессии, а иначе это и не объяснить. Из поколения в поколения, от отца к сыну передавалось трепетное отношение к непростому труду. Мы поговорили с одним из представителей трудовой династии и действующим специалистом – техническим директором-главным инженером Александром Олейниковым, который работает на Ульяновской ТЭЦ-2 уже почти 30 лет – и узнали, с кого началась эта большая история и благодарю кому продолжается.
Шесть братьев и две сестры
«В семье моего деда было четыре сына. Мой папа – Петр и мои дяди – Александр, Григорий и Виктор. Все четверо были энергетиками и начинали на Томь-Усинской ГРЭС в Кузбассе. Оттуда началась трудовая династия и наши традиции. Мама также после энергетического техникума пришла туда на работу лаборантом. У нее тоже династия получилась: два брата и сестра были энергетиками», – начал Александр Олейников.
В 1978 году все разъехались: кто в Узбекистан работать, кто в Ставрополь, а кто в Запорожье. Петр Данилович – отец главного героя нашего материала – отправился трудиться на Смоленскую ГРЭС в поселок Озёрный. Родители работали там с 1977 по 1984 года.
«В 1984 году при строительстве Авиастара и ТЭЦ-2 папу пригласили работать в Ульяновск. Он стал одним из первых работников станции и начал с должности начальника котлотурбинного цеха. Прямо с нуля пускал оборудование, первый энергоблок и в должности главного инженера ушел на пенсию в 2012 году», – поделился он.
Петр Олейников был свидетелем и участником зарождения современной нам энергетики в виде ТЭЦ. Поэтому он охотно делился с родными, знакомыми и друзьями воспоминаниями об этом историческом времени.
«Как рассказывал мой отец, трудностей у них было много, особенно, когда строили первый энергоблок. Тогда им сократили сроки и поставили задачу к декабрю его обязательно запустить, а монтажники не успевали все смонтировать, соответственно, день и ночь работали. Даже временный торец в главном корпусе зимой не успевали закрыть, на оборудовании лежал снег. Но в конечном итоге задачу выполнили. Даже такая ситуация была, что папа под Новый год весь черный пришел, в саже, у них там загорелось что-то, и они тушили пожар. Это был 1985 год. А мы уже за столом сидели, праздник отмечали», – вспоминает наш собеседник.
Пример родителей
Пример отца и матери был заразителен. Увлеченность профессией зажгли любовь к энергетике и в сердцах тогда еще совсем маленьких сыновей – Александра и Владимира.
«Я часто просил отца взять меня на работу, очень просил. Особенно когда ему ночью позвонят и там какая-то аварийная ситуация, я вскакивал и говорил: «Возьми меня с собой. Я с тобой пойду!» Несмотря на то, что он никогда не ругался, мне строго-настрого говорилось: «Спи». Но он все-таки брал меня пару раз на работу. И меня тогда поражала вся эта обстановка – турбины, котлы, цеха и рабочие люди. Одним словом, красота!» – говорит Александр Олейников.
А ведь тогда он и представить не мог, какой насыщенный профессиональный путь у него впереди: начав с должности токаря цеха, он достиг поста технического директора-главного инженера ТЭЦ-2.
«До армии я проходил практику на ТЭЦ-2. Мне, конечно же, понравилось. И после армии, в 1993 году, я сюда вернулся. Устроился в котлотурбинный цех в должности машиниста-обходчика по котлам. С того времени и по сей день я работаю на Ульяновской ТЭЦ-2. Также здесь работает мой родной брат – Володя. Он тоже устроился сюда после армии и сейчас работает начальником цеха тепловой автоматики и измерений», – рассказал наш герой.
Как признается Александр Олейников, выбора профессии перед ним будто и не стояло. Как-то по умолчанию было решено идти в теплоэнергетику. Родительский пример и прирожденные способности к соответствующим наукам сделали свое дело. Сейчас без энергетики своей жизни он и не мыслит. В свое время Александр Олейников окончил сначала Ивановский энергетический колледж, а потом Московский политехнический университет.
На вопрос, в какой роли работать нравилось больше всего, наш собеседник отвечает, что каждая должность была опытом, а значит, имела свою неповторимую ценность.
«На всех должностях было что-то новое и интересное для моего профессионального роста и развития. Каждая новая — это прыжок, эйфория от ощущения новизны и еще неисследованного мной дела. Поработаешь на одном месте года три-четыре, и уже становится скучно, появляется чувство, что нужна новая работа и новые задачи», – делится Александр Олейников.
Не обошлось и без моментов, когда возникали мысли расстаться с этой сферой, но лишь тогда, когда казалась, что рабочая задача практически не решаема. Однако она всегда оказывалась ему посильной, тяжелой, но посильной.
Энергетики до кончиков пальцев и продолжение истории
Неудивительно, что о своих коллегах – энергетиках-профессионалах – наш герой говорит с большим уважением.
«Они могут по дымовой трубе и градирне определить, какое оборудование работает и в каком режиме. Некоторые специалисты могут узнать по шуму, проезжая мимо станции, аварийная ситуация или подтопка. Также, не подходя к оборудованию, а просто посмотрев на диаграммы и схемы, вынести решение. Электрики могут определить по подстанции, как работает выключатель. Это профессионалы, их мало, но они до кончиков пальцев энергетики», – признается он.
Вместе с тем, профессионалы — это не только люди старой закалки, среди молодежи тоже бывают самородки, говорит Александр. Но здесь важны не только способности, но и желание, а также самоотдача.
«Мы работаем для города. Тепло и электричество даем городу, где мы сами живем, где живут наши близкие, родные и знакомые, чтобы они приходили домой в тепло и комфорт. Вот самая главная задача, которая стоит перед нами, и ее мы должны выполнять четко, грамотно, без сбоев», – отметил он.
Несмотря на преданность работе, Александр Олейников имеет довольно серьезное хобби – играет в волейбол и хоккей с шайбой. А с недавнего времени у него появилось еще одно любимое занятие – воспитание внука, которого назвали в честь него – Александром.
«Может тоже энергетиком будет, но заставлять, конечно, никто не будет. Вся библиотека, что касается энергетики, все останется для него», – заключил технический директор-главный инженер Ульяновской ТЭЦ-2 Александр Олейников.
Алия Утигенова