Учитель химии Губернаторского лицея №101 Тимур Артыков готовится представить Ульяновскую область в финале профессионального конкурса «Учитель года России-2022». Претендент на победу поделился с Media 73 нюансами проведения итоговых испытаний, рассказал о своей педагогической карьере и изменениях, которые за последние годы произошли с ЕГЭ.
Два учителя химии и вторая попытка
Специфика предмета накладывает особенности при подготовке к конкурсу, в этом году за звание «Учителя года» борются два учителя химии – из Ульяновской и Кировской области.
«Если мои коллеги в заявке к уроку написали, что нужна доска и проектор, то я составил целый список оборудования и реактивов. Но это не дает мне каких-то привилегий, ведь оценивать нас будет метапредметное жюри по одним и тем же критериям. Задача заключается в том, чтобы мой урок был интересен всем специалистам, а научность, значимость и практичность материала по достоинству оценил коллега по предмету. Нужно показать и универсальность методов подачи знаний, и специфику», – разъяснил конкурсант.
Для ульяновского участника это вторая попытка стать лучшим в стране и, по его словам, возможность доказать самому себе, что не стоит опускать руки при первой неудаче.
«Региональный этап – это, в каком-то роде, курсы повышения квалификации, когда нужно непрерывно изучать и применять на практике что-то новое. Это не знакомые ранее технологии, приемы и элементы, новые методы подачи материала и обращения с ним. Федеральный этап – это совершенно иной уровень подготовки. Нужно быть всегда на шаг впереди – быть активным, значимым и даже инновационным», – подчеркнул собеседник.
«Большая перемена»
Именно этот советский фильм, снятый по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям», сыграл значительную роль в решении интервьюируемого связать свою жизнь с педагогикой. Его он принял 22 года назад, и о выборе ни разу не пожалел.
«В профессию меня привел мой классный руководитель – учитель истории и обществознания Мулловской средней школы Олег Николаевич Черемухин. Обучаясь на 5 курсе в УлГПУ, я начал работать в вечерней школе в Заволжье. Первый класс полностью состоял из учеников старше меня. Тогда я чувствовал себя героем всем известной советской кинокартины, которую очень полюбил. Там под крылом прекрасных наставников я получил уникальный опыт работы с совершенно разным контингентом обучающихся, благодаря чему быстро вошел в курс дела. Через много лет темы, связанные с преподаванием в вечерней школе, восстановлением учебных мотивов и получением результатов, вошли в мою диссертацию».
Часть своей педагогической карьеры Артыков посвятил работе в системе высшего образования, за несколько лет его примером вдохновились многие студенты, продолжившие обучение в аспирантуре.
«Сейчас многие из них – кандидаты и даже доктора химических наук. Всем, кто хочет в будущем преподавать, я советую увлекаться предметом, открывать его с другой неожиданной стороны. Естественные науки – это науки о нашей повседневной жизни, много удивительных вещей можно открыть для себя, не заходя в лабораторию. Малые открытия непременно приведут к научным прорывам», – отметил педагог.
После волей судьбы ульяновский «Учитель года» попал сначала в городской лицей №11, а потом в Губернаторский лицей №101.
О специалитете и ЕГЭ
Рассуждая о будущем российского высшего образования, Тимур Борисович отметил, что не берется отвечать за все направлению подготовки, но в случае с педагогикой однозначно отдает голос в пользу специалитета.
«Считаю, что упор нужно делать на профильную, психолого-педагогическую подготовку студентов. Любой молодой специалист, пришедший в школу, сталкивается с кругом проблем, связанных с предметной подготовкой. Наука движется очень быстро, мы должны научить школьников учиться, чтобы после выпуска они могли добывать знания самостоятельно. А со студентами еще сложнее: мы должны научить их учиться и научить их учить.
Немало случаев, когда приходя в школу, сильные специалисты испытывают трудности именно из-за нехватки педагогических навыков. Передача знаний – это сложный специфичный процесс», – отметил педагог.
Также он выразил свою позицию относительно такой формы аттестации школьников, как Единый государственный экзамен. Дискуссии о плюсах и минусах этого выпускного испытания, который одновременно является и вступительным, не прекращаются на разных уровнях с момента повсеместного введения ЕГЭ в 2009 году.
«Я – за ЕГЭ. За последние несколько лет экзамен сильно изменился. Если первоначально у школьников были шансы сдать, рассчитывая на удачу, то теперь так однозначно не получится. ЕГЭ подразумевает достаточно высокий уровень знаний и не станет проблемой для хорошо подготовленного выпускника. У меня каждый год есть стобалльники, это реально осуществимо, а два года назад, в пандемию, в одном классе у меня было три стобалльника. Если у ребенка высокий уровень мотивации, никакая «дистанционка» ему не помешает», – пояснил Артыков.
О мотивации и «дистанционке»
По словам учителя, применение дистанционных образовательных технологий посредством электронных ресурсов оправдано, если оно направлено на развитие и самоопределение ученика.
«Один из ключевых аспектов мотивации детей – это выбор цели. Если ребенок начинает четко представлять, в каком направлении хотел бы развиваться, то, поверьте, он уделит внимание, как профильным предметам, так и всем остальным. Потому что они нужны ему для общего развития и того, чтобы быть конкурентоспособным. Со своими ребятами я в этом ключе и работаю, вместе мы ищем их профессиональный путь», – прокомментировал он.
«Самое сложное – справиться с эмоциями»
Финальные испытания начнутся для участников «Учителя года России» 22 сентября в Тюмени, а завершится конкурс церемонией награждения и концертом в Государственном Кремлевском дворце в профессиональный праздник педагогов – 5 октября.
«Конкуренция высочайшая, ведь в финал прошли самые сильные, интересные и талантливые педагоги страны. Самое сложное – подготовиться психологически, ответственность большая, я должен достойно представить регион и свое образовательное учреждение. Но уверен, что как только я начну урок, волнение прекратится, и я буду чувствовать себя самим собой – учителем химии Ульяновского Губернаторского лицея №101», – сказал Артыков.
Алёна Миронова