На 14 марта в этом году выпадает Прощёное воскресенье. Об особенностях этого дня для православных мы поговорили с настоятелем храма Филарета Милостивого, иереем Дмитрием Субботиным.
– Немного о культурном значении этого дня: что он значит для православных, чем важен?
– Верующий должен входить в Великий пост без греховного шлейфа, а один из главнейших грехов человека – это гордыня. Побороть его, избавиться от тяготы непрощения как раз и необходимо в последнее воскресенье перед постом. Ведь пост – это не только диетические ограничения, но, в первую очередь, процесс духовно-нравственного очищения. В Прощёное воскресенье нужно развязать эти самые узелки обиды и, оставив её позади, пойти вперёд. Исторически такая традиция сложилась ещё в древнехристианские времена: египетские монахи во время Великого поста расходились в одиночку по пустыне, чтобы молиться и поститься, а перед этим все прощались, просили друг у друга прощения и от всей души прощали. Никто не знал, вернётся ли к Пасхе в монастырь – многие ведь действительно не возвращались, кто-то умирал от изнеможения или старости.
– Сложилась такая мода, как просить прощения в этот день через мессенджеры и смс. Насколько это допустимо с точки зрения православия и имеет ли смысл?
– Здесь дело в подходе. Если мы начинаем массово рассылать сообщения, относимся к этому как к очередной традиции и не осознаём истинный смысл, то это абсолютно бессмысленно. Здесь есть элемент пренебрежения. А ведь истинный смысл в том, что не мы сами прощаем человека, а просим сил у Бога, чтобы простить человека – это момент праведного самоуничижения, здесь нет места гордыне. Если уж и пользоваться средствами связи, то лучше позвонить или хотя бы написать индивидуально, с личным обращением – это не только даёт понять, что вы не просто скопировали и вставили текст, но и говорит об уровне культуры общения.
– Насколько всё-таки важно в этот день искренне попросить прощения у человека?
– Искренность прощения особенно важна, ведь в этом и смысл Прощёного воскресенья. Формализм – враг всякого духовного роста. Здесь первостепенно духовно-нравственное понимание прощения, ведь мы не можем лицемерить перед Богом – это хуже неверия.
Игорь Игнатьев