Яндекс.Метрика
Ульяновская медицина в годы Великой Отечественной войны: как лечили раненых в эвакогоспиталях
9:1207 мая 2020

В целях организации лечения раненых воинов с самого начала Великой Отечественной войны в стране начали создавать специальные лечебные учреждения – эвакогоспитали. Такие же оперативно стали появляться и на территории нашего края.

За годы войны было развернуто 13 госпиталей, 4 из которых были созданы на месте, остальные эвакуированы из других регионов страны. Всего же по области действовало 26 госпиталей, за годы войны в них было вылечено 133 672 бойца. Первый госпиталь в Ульяновске – №1647 – был сформирован 25 июля 1941 года в здании средней школы № 1 на площади Ленина. Надо сказать, что под госпитали отводились самые лучшие помещения. Их разворачивали даже в санаториях и домах отдыха. Так, например, в 1941 году на базе нервно-сердечного санатория села Сосновка Ульяновского района Куйбышевской области заработал эвакогоспиталь №3286 для раненых в голову и конечности.

Обеспеченность лечебных учреждений и шефская помощь

По некоторым пунктам эвакогоспитали нередко испытывали нехватку. Так, в начале 1942 года в протоколе заседания бюро Ульяновского городского комитета ВКП(б) говорилось, что «Госпитали №1645, располагавшийся в Железнодорожной школе №65 по ул. Карла Либкнехта, 1 и №3247, располагавшийся в Межрайонной больнице, пл. III Интернационала испытывают ряд трудностей, а именно: задержка с доставкой медикаментов, продовольствия, топлива, перебои в подаче электроэнергии и неудовлетворительное обслуживание банно-прачечного треста».

Необычайно остро в течение четырех лет войны стоял вопрос отопления госпиталей. Согласно документальным свидетельствам, к зиме 1943-1944 годов из плана сезонной потребности в 36 860 кубометров дров было заготовлено 30 800 кубометров, а вывезено на склады 25 217 кубометров, что составляло всего 65%. Поэтому для заготовок часто привлекалась дополнительная сила – рабочие и служащие предприятий и учреждений города. Так, на срок с 10 июня по 15 сентября 1943 года для подготовки госпиталей к отопительному сезону 1943-1944 годов были вызваны 550 человек.

Большое значение в деле снабжения госпиталей топливом, продуктами питания, одеждой для раненых имела шефская помощь учреждений, заводов, предприятий.

Сохранились сведения, что завод им. Володарского оказал большую шефскую помощь при разворачивании госпиталя №1647: его силами были перестроены пищеблок, прачечная, сушилка, дезокамера. Завод выделил лечебному учреждению 50 дубовых кресел, снабдил посудой и «различным мелким инвентарем». Колхоз им. Ворошилова подарил госпиталю №1847 корову, которая смогла обеспечить молоком тяжело больных. Шефами госпиталя №999 выступали завод №8, винкомбинат, Военстрой, колхозы. Вышеперечисленные организации помогали госпиталю топливом, продуктами и товарами собственного производства. К 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции в госпиталь были доставлены тысяча литров молока и несколько тушек мяса.

Кадровый вопрос

В первые годы войны на уровне оказания медицинской помощи сказался слабый медицинско-профессиональный потенциал Ульяновского района. Причинами тому были отсутствие здесь высших медицинских учебных заведений и массовая мобилизация имеющихся специалистов на фронт. В больницах зачастую оставались специалисты, имевшие лишь среднеспециальное образование, полученное в фельдшерско-акушерской (размещалась на ул. Гончарова, 37) и фармацевтической школах (ул. Красноармейская, 37), а также в школе медсестер (здание не сохранилось).

Большую роль в повышении качества медицинского обслуживания сыграла эвакуация медиков вместе с медицинскими учреждениями. В информации начальника отдела эвакогоспиталей Куйбышевского облздравотдела о состоянии лечебной работы в госпиталях за январь 1942 г. сообщалось, что в Ульяновск из Москвы эвакуирован госпиталь №1847 (Средняя школа №3, ул. Л.Толстого, 67). Госпиталь располагал высококвалифицированными кадрами.

«Особенно необходимо отметить врачей Соколова и Вольгрота, являющихся ведущими хирургами-травматологами, которые в прошлом были научными сотрудниками Московского института им. Склифосовского. Кроме них в госпитале работают крупные специалисты московских лечебных учреждений, как, например, профессор-глазник Хургина, врач физиотерапевт Стенецкая, врач по лечебной физкультуре – аспирант кафедры лечебной физкультуры Московского института Гурьева, ассистент урологической клиники Субботский и другие. Этот коллектив, благодаря умелому руководству начальника госпиталя, проводит лечебную работу, поставленную на уровень современных требований военно-полевой травматологии. Особенно надо отметить широко применяемый доктором Соколовым открытый метод лечения ран, дающий прекрасные результаты и большую экономию перевязочного материала».

Врачами именно этого госпиталя регулярно проводились научные медицинские конференции, где представлялись доклады на актуальные темы военно-полевой хирургии. Вскоре конференции стали привлекать на свои заседания почти всех врачей, работающих в госпиталях Ульяновска.

На ситуацию с кадрами также кардинально повлияла эвакуация в Ульяновск в 1942 году Воронежского мединститута. Тогда областная больница была реорганизована в клиническую, а все отделения возглавили профессоры медицины. Кроме того, многие воронежские профессоры и доценты привлекались в качестве консультантов в поликлинические учреждения.

Трудотерапия

Несмотря на многие трудности – будь то перебои с электроснабжением, подвозом топлива или нехваткой медикаментов, коек, медицинского персонала – процент возврата бойцов на фронт, к жизни и работе в тылу оставался более чем удовлетворительным – в среднем, в строй возвращались 65,4% поступивших раненых.

На заключительном этапе войны исключительную важность в работе тыловых госпиталей приобрели вопросы реабилитации и возвращения раненым трудоспособности. В связи с этим наряду с основными методиками лечения было обращено внимание на лечебную физкультуру. Кроме того, широко использовалась трудотерапия – внедрение трудовых процессов в практику лечения в комплексе с хирургическими и медикаментозными методами. Отмечалось, что использование трудотерапии способствовало сокращению сроков лечения и увеличению процента возвращенных на фронт. Таким образом, во всех эвакогоспиталях были организованы мастерские. Инвалиды, находясь на излечении, проходили специальное обучение слесарному, столярному, часовому и сапожному делу, а также счетоводству.

Если процесс реабилитации раненого бойца завершался успешно, в большинстве случаев он возвращался на фронт, однако тяжелораненые чаще всего становились инвалидами. Это требовало принятия мер для облегчения их дальнейшей жизни. Помимо социальных мер поддержки, главным вопросом, требующим разрешения, стало трудоустройства всех способных работать инвалидов, а также обучение их квалифицированному труду.

Раненые и больные, находившиеся в госпиталях и получившие инвалидность, в силу своих возможностей проходили специальное обучение тыловым профессиям. Всего за годы войны дано 4 415 квалификаций инвалидам Отечественной войны, которые впоследствии устраивались на работу по вновь приобретенной квалификации.

Заведующий Мелекесским районным собесом сообщал: «Трудоустройство инвалидов Отечественной войны с 1 января по 1-е июля 1943 года следующее: на учете состоит инвалидов войны – 150 чел., по группам распределяются так: I-я группа – 2 чел., II-я группа – 54 чел., III-я группа – 84. Проверкой на местах установлено, что абсолютное число инвалидов войны устроены в колхозах, совхозах, на предприятиях и учреждениях района на 1-е июля 1943 года всего работает инвалидов войны – 110 чел.: 38 чел. – II группы и 82 чел. – III группы. Отдельные инвалиды Отечественной войны стали председателями сельских советов (5 чел.), завхозами в колхозах (2 чел.), секретарями (2 чел.), счетоводами в колхозах (3чел.), бригадирами полеводческих бригад (7 чел.), заведующими животноводческими фермами (4 чел.), председателями сельпо (3 чел.), председателями колхозов (8 чел.), зоотехниками по колхозам и совхозам (4 чел.), финансовыми агентами (2 чел.), заведующими избами-читальнями (3 чел.)».

В архивных документах приводится большое количество примеров достойного труда инвалидов войны.

«Председатель Поселкового совета, инвалид Отечественной войны Савинов в совхозе имени Крупской работает добросовестно, проявляет заботу и внимание к инвалидам отечественной войны и семьям военнослужащих. Савинов принимал активное участие при распределении индивидуальных огородов как для инвалидов войны, так и семей военнослужащих. Председателем сельсовета работает инвалид войны Заболотнов Александр Александрович (Русский Мелекесс), неплохо руководит колхозом, оказывает помощь, как правлению колхоза, так и колхозникам в выполнении государственных заданий. Председатель колхоза «2-я пятилетка» Костенко – инвалид III группы; работал добросовестно и аккуратно выполнял задания партии и правительства, систематически проводил политико-воспитательную работу среди колхозников. В колхозе «Лесная Кубань» работало восемь инвалидов Отечественной войны, которые прибыли из временно оккупированных Киевской, Воронежской, Ленинградской областей. Сам председатель колхоза «Лесная Кубань» – инвалид войны. До войны работал на разных работах, «неплохо справлялся с порученной ему работой». Артамонов Василий Евдокимович, инвалид III группы работал заведующим животноводческой фермой в колхозе имени Молотова. Блоха – инвалид III группы работает бригадиром полеводческой бригады; его бригада первая закончила весенний сев».

Фото: https://www.uokgvv.ru/