Яндекс.Метрика
Владислав Чернушенко: «Исполнять музыку своих современников – святая обязанность каждого музыканта»
11:1204 апреля 2019

В Большом зале Ленинского мемориала 7 апреля состоится церемония закрытия 57-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». В этот день впервые в Ульяновске выступит прославленный отечественный коллектив – Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга и Ульяновский симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – одна из крупнейших концертных организаций России, в состав которой входит хор, симфонический оркестр и солисты. Капелла является старейшим в России профессиональным музыкальным учреждением и ведет свою историю с 1479 года, когда царём Иваном III был образован хор Государевых певчих дьяков.

С 1974 года капеллу возглавляет её воспитанник Владислав Чернушенко – российский дирижер, хормейстер, музыкальный педагог, народный артист СССР. Дирижерский талант Чернушенко многогранен и одинаково ярко проявляется в хоровом, симфоническом и оперном искусстве. 

В преддверии концерта Владислав Александрович рассказал корреспонденту ИА «Медиа 73» о том, как капелла повлияла на его жизнь, в каком состоянии был коллектив впервые годы работы в качестве руководителя, и о предстоящей программе.

– Владислав Александрович, вы были воспитанником государственной академической капеллы и с 1974 года стали ее руководителем. Расскажите о вашей карьере в качестве участника и руководителя этого коллектива.

– Капелла, можно сказать, мой родной дом. Его порог я переступил в октябре 1944 года. В школу капеллы меня принимал Палладий Богданов, сам бывший ее воспитанник и многолетний руководитель, учителями которого были Балакирев, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский, и которому своей судьбой обязаны несколько поколений известных музыкантов, в том числе хоровые дирижеры Юрлов, Минин, композитор Флярковский, оперный и симфонический дирижер Дмитриев, певец Атлантов и еще многие-многие другие. Здесь я не только учился, но после смерти отца в течение пяти лет жил в интернате. И здесь же определился мой жизненный маршрут. В 1953 году поступил параллельно на два факультета – дирижерско-хоровой и теоретико-композиторский. По окончании, с 1958 по 1962 годы работал педагогом в Магнитогорском музыкальном училище и дирижером хоровой капеллы, здесь началась моя семейная жизнь, родился сын. Затем я вернулся в Ленинград, вторично поступил в консерваторию на отделение оперно-симфонического дирижирования, потом - аспирантура, параллельная работа в Хоровом училище, потом в училище имени Мусорского, создание, как оказалось, первого в СССР камерного хора в ДК «Пищевой промышленности», где проработал 17 лет. Дважды выполнял функцию второго дирижера капеллы, год работы вторым дирижером симфонического оркестра Карельского радио, пять лет работы вторым дирижером Малого оперного театра и непрерывное присутствие в консерватории в качестве педагога и дирижера в Оперной студии, где осуществил свою первую оперную постановку «Русалки» Даргомыжского.

Все это происходило в одновременной толкотне. Мыслей о капелле вовсе не было. И перед назначением в нее было несколько очень заманчивых в карьерном плане предложений, одним из них – место главного дирижера Киевского оперного театра. Капелла же в это время погрузилась в тяжелейший творческий кризис, но «сыновий долг обязывает». И право на отказ встать за штурвал «капелльского» корабля у меня не было. Никогда я не жалел о принятом решении, хотя «покушать» пришлось много разного.

– Тогда, в 1974 году, какая у вас была первая задача в статусе руководителя капеллы?

– Восстановить присущий капелле и хорошо мне памятный певческий тон с одновременным возвращением в концертную практику традиционного репертуарного диапазона с широким присутствием в нем произведений ораториально-кантатных форм западноевропейской и русской музыки с сольными хоровыми программами с акцентом на сочинения отечественных композиторов от образцов древнерусского певческого искусства до обязательного исполнения музыки современной.

– Благодаря вам в концертную жизнь страны вернулась русская духовная музыка. Скажите, сложно ли было возрождать данный музыкальный пласт? И почему вы решились на это?

– Сначала надо поклониться Александру Юрлову. Именно он первый приоткрыл дверь в замурованную кладовую громадного отечественного музыкального достояния, подготовив и исполнив программу русской духовной музыки в наших концертных залах. И хотя он успел не много, рано уйдя из жизни, дал сигнал к действию. Когда в бою падает знаменосец, кто-то должен подхватить знамя. Вот мы его и подхватили. Было ли сложно? Да. Но сегодня при либеральном охаивании всего советского, никто не обмолвится, что на всех этажах партийной власти, от райкома до завсектора музыки ЦК КПСС, мы получали поддержку и защиту в возвращении в концертную жизнь страны этого всенародного сокровища. Решающим здесь моментом оказался фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» 1981 года, прошедший под грифом «Пять веков русской хоровой музыки», где в четырех из пяти концертов звучала духовная музыка, и прошла научно-практическая конференция по теме «Прошлое и настоящие русской хоровой музыки».

– Как вы относитесь к тому, что многие хоровые коллективы исполняют современные произведения? Практиковал ли ваш коллектив подобное?

– Исполнять музыку своих современников есть святая обязанность каждого. Время само обретет и сохранит самое ценное. Мы же должны подготовить для этого материал. В репертуарном списке капеллы более 80-ти имен современных композиторов.

– Особенное место в репертуаре хора принадлежит музыке Георгия Свиридова. Скажите, чем привлекло вас его творчество? Какие, возможные, особенности вы можете назвать? И чем интересны произведения Свиридова, которые капелла исполнит в Ульяновске, для Вас с профессиональной точки зрения? Чем они привлекательны для слушателей?

– Свиридов – певец России. Мелодии, рожденные сокровенным смыслом изумительных поэтических слов, естественно и сразу ложатся на душу слушателей, как давно знакомые. Они не придуманы холодным разумом, а идут от сердца к сердцу. Его сочинение последних лет - «Песнопение и молитвы» стало рядом с «Всенощной» Рахманинова второй недосягаемой вершиной во всей мировой музыке, наряду с 9-й симфонией Бетховена, 7-й «Блокадной» Шостаковича, «Реквиемом» Верди.

Произведения, обозначенные в программе концерта, интересны всем: народными текстами и мелодиями в «Курских песнях», есенинской поэзией и необыкновенной выразительностью ее музыкального воспроизведения в «Поэме» его памяти и, конечно же, гениально согласующийся с содержанием пушкинской повести, дух музыки в «Метели».

– Вы впервые приезжаете в Ульяновск, какие места хотели бы посетить?

– Я приезжаю работать, а гулять – как получится.

Начало концерта в 17:00. Стоимость билетов от 500 до 1500 рублей.