С 13 по 22 августа на ледоколе «50 лет Победы» 68 ребят из 39 городов и 27 областей России путешествовали к Северному полюсу и обратно. Точки в 90 градусов они достигли 17 августа.
Как рассказал директор Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) города Ульяновск Сергей Колесников предыдущий рейс на Северный полюс был в 1989 году. Тогда на ледоколе «Ямал» из разных регионов Советского Союза отправляли детей, чтобы они увидели Арктику. Августовская экспедиция стала 145-м рейсом в Северному полюсу и была организована в честь 60-летия Росатомфлота как повторение того самого рейса ледокола «Ямал». Было решено собрать самых талантливых и увлеченных детей со всей России, преимущественно с атомных городов и из крупных региональных центров.
Организаторами экспедиции стали три структуры, которые занимаются популяризацией науки – школа Росатом, сеть информационных центров по атомной энергии и РДШ. Каждая структура предложила своих кандидатов для поездки на Северный полюс. От ульяновского отделения ИЦАЭ, помимо Сергея Колесникова, в путешествие отправился студент авиационного колледжа, Олег Шишов, а от школы Росатома - девятиклассник димитровградской школы №25 Дмитрий Кушнаренко. Возрастной разброс участников – от 9 до 18 лет. Кроме этого, на север с ребятами отправились знаменитости, среди которых были Валдис Пельш, Николай Цискаридзе, Елена Яковлева, Руслан Усачёв и многие другие. Они в рейсе давали мастер-классы и проводили творческие вечера.
Как рассказал отец одного из ребят Алексей Кушнаренко, такой необычный рейс сопровождался и необычными бюрократическими трудностями. Например, у нотариуса было сложно оформить документы, потому что ребята уезжали на территорию, неподконтрольную никакому государству: в бланках с пересечением границы необходимо указывать из какой страны человек уезжает и какую посещает.
О своем путешествии ребята рассказывают с удовольствием. За это время им пришлось не только любоваться северными пейзажами и посещать концерты знаменитостей, но и много учиться, жить по распорядку и даже снимать кино.
- Как собирались на Северный полюс?
Олег Шишов: В первую очередь мы взяли с собой теплые вещи, которые не пригодились – на Северном полюсе было -15 ...– 10 градусов, к тому же нам выдали замечательные куртки и флиски. Добирался до ледокола с двумя пересадками: из Ульяновска я летел в Москву, из Москвы в Мурманск. В Мурманске из аэропорта нас отвезли на автобусе к ледоколу. Была куча эмоций. Сначала мы его не видели – там стояло огромное здание, которое нельзя было фотографировать, и из-за него торчал только нос, и было видно название «50 лет Победы», а всю остальную махину мы увидели только минут через 20, когда прошли КПП. Впечатления были непередаваемые. По трапу было страшно подниматься, потому что он деревянный.
- Как проходил ваш день на корабле?
О.Ш.: В час ночи нам заносили расписание. Было больше 20 занятий и мероприятий в день. Свободного времени не было.
Сергей Колесников: Программа составлялась и согласовывалась заранее за месяц. Ребята были разделены на 4 группы – «И», «Ц», «А» и «Э». Группами ходили по четырем ледокольном активностям. Это мог быть брифинг с капитаном, когда все дети могут капитану задать любой интересующий вопрос от размера зарплаты до описания сложностей жизни команды ледокола. Мы поднимались к нему, он показывал каюту, рубку, работу команды.
Вторая активность – экскурсия по самому ледоколу, которую проводил первый помощник капитана, рассказывал о машинном, реакторном отделении, какие профессии есть на ледоколе. Третья активность – с нами плавал представитель института мореходства, который рассказывал, какие виды кораблей есть в современной России, какие участвовали в освоении Арктики, проводил лекции конкретно про корабли. Кроме этого, наш замечательной руководитель экспедиции Виктор Боярский, полярник, человек, который участвовал в переходе через Антарктику, рассказывал про свою профессию. Ребята были заняты мероприятиями школы Росатом. Среди них веревочный квест – это когда ребятам нужно командами проходить различные станции. Так они знакомились, сплачивались как команда. Прошла метаолимпиада на Северном полюсе, челлендж-шоу (ребята показывали номера, которые готовили за один день). В число мероприятий от ИЦАЭ вошел очень всем понравившийся «Суд над супергероями». Суть мероприятия в том, что берётся популярный герой комиксов и рассматривается, почему логически или с научной точки зрения он не может существовать. Есть обвинитель, который объясняет, почему этого не может быть, и есть адвокат, который пытается так или иначе «продать» супергероя. Чьи доводы были убедительней, решает коллегия присяжных. Во всём этом графике ребятам ещё нужно было успевать как минимум раз в два часа выходить на палубу, смотреть что мы проплываем. Капитан Дмитрий Лобусов сделал всё возможное, чтобы ребята на маршруте не упустили ни одной детали. Если это был айсберг – мы подплывали так, что мы чуть ли не до рукой до него могли дотронуться, оплывали его со всех сторон. Когда мы проплывали Землю Франца-Иосифа, останавливались практически возле каждого острова по маршруту, выходили, смотрели, есть ли там белые медведи, есть ли полярная станция, какие там птицы гнездятся. Очень напряжённый график, и ребятам на самом деле было непросто всё успеть, потому что постоянно надо переключаться между активностями. Подключались все детские таланты и умения и возможности.
Дмитрий Кушнаренко: Нам с первого дня экспедиции были поставлены задачи – мы должны были разделиться на группы и каждый день по 2-3 часа снимать фильмы.
О.Ш.: Мы с нашей командой начали придумывать, что можно такого снять на корабле, где у нас даже реквизита нет. Каждый выкручивался, как мог. Некоторые снимали стоп-моушен: брали фигурку, двигали у неё лапку, сфотографировали, передвигали – снова фото. В итоге получается что-то вроде мультфильма. Были ребята, которые сняли артхаусный фильм «Штиль» без слов, но получилось очень хорошо. Они вставали в 5 утра, чтобы снимать пустой ледокол. Моя группа снимала короткометражный фильм «Благими намерениями» про экологические проблемы Арктики. В нем все раскрывается через диалоги. Съемки проходили в одной каюте, просто с разных ракурсов. Люди сидят за столом, разговаривают, пьют чай и впоследствии оказывается, что этот стол – карта Арктики, на которой каждый оставил своё пятно.
Д.К.: Мы снимали стоп-моушен. Фильм про медвежонка, который сначала попал в зоопарк, потом на Северный полюс, но оказалось, что все это сон. Кроме нас, на корабле фильм снимал еще Валдис Пельш. Его документалка про Северный полюс, про то, каким он будет через 30-40 лет. Мы помогали ему придумывать названия для фильма.
С.К.: Ребята вошли в команды, которые заняли 2 и 3 места.
Мультфильм про мишку был единственным полностью нарисованным акварельными красками. Ребята действительно постарались, делали общие, крупные планы, очень много рисовали – получился настоящий полноценный мультфильм. В жюри, которое оценивали получившиеся работы, входили представители телекомпаний, им очень понравилось. Первые две работы будут представлены на фестивалях. А мультфильмы пошли в коллекцию Росатомфлота.
- Как обстояло дело со сном на корабле?
О.Ш.: С этим было сложно. Первые дни были проблемы с качкой, но позже у нас начались белые ночи и вообще не темнело.
С.К.: Мы 3 часа плыли из дня в ночь. Было очень интересно, когда мы видим закат и он просто за окном на протяжении трех часов, а потом наступил день, который не заканчивался 8 дней.
- Что вам больше всего запомнилось из увиденного в пути?
О.Ш.: Сам Северный полюс – пустыня из снега. Отметка в 90 градусов и все.
Д.К.: Больше всего запомнились мишки и айсберги. Особенно самый первый – он был красивого голубого цвета. Мы не ожидали, что он такой будет.
С.К.: На острове Рудольфа мы видели водопад, что редкость для этого региона – льды тают, и он был очень большой, видели лежанку моржей, на Земле Франца-Иосифа на мысе Флора видели медведицу с медвежатами, подходили вплотную к птичьему базару – замечательное место, где несколько сотен тысяч птиц разных видов гнездятся одновременно на скале. Океан нам показал все свои состояния. Мы попали в пятибалльный шторм, нас очень сильно качало, но матросы сказали: «Ребята, да ладно вам. Это даже не качка». Ничего нельзя никуда положить без крепления, потому что все падает, укатывается. Ребята так очень много флешек потеряли – просто кладешь их на стол, отворачиваешься на мгновение – они уже где-то валяются по углам. Помимо шторма, мы посмотрели полный штиль, туман - когда ты с палубы ледокола не можешь рассмотреть шпиль.
- А как проходила сама высадка на Северный полюс?
С.К.: Мы подошли к отметке 90°00′00″. У нас во всех общественных помещениях были огромные GPS-навигаторы, как только на них установилась отметка в 90 градусов, нам было объявлено: «Вы достигли Северного полюса!» Мы высыпали на палубу, радовались, пели песни, водили хороводы. На Северном полюсе можно оказаться в любом часовом поясе, сделав несколько шагов. По факту, времени там нет. Если ходить вокруг Северного полюса, то ты пересечешь все часовые пояса. Существует множество всяких традиций. Например, обязательно надо пройти несколько кругов, лучше в обратную сторону, потому что так ты отматываешь себе время назад. Флаги на Северном полюсе не оставляли – там ничего нельзя оставлять, это дрейфующая льдина и всё, что ты оставишь там в этом году, в следующем году будет в Канаде.
После всего этого был установлен знак в 90 градусов. Капитан нашел хорошую льдину, куда мы «сели». Она должна была быть одновременно не очень твердой и не очень мягкой. Сначала на лед выходит команда Русской Арктики, наши замечательные охранники, 6 человек, встают по периметру с ружьями, потому что могут быть белые медведи, моржи, оказывается, тоже довольно серьезные животные, который в период линьки могут хорошо приложить бивнями. Потом матросы проверяют лед, ограничивается территория, устанавливается отметка и только потом на лед спустились ребята, подняли флаг, провели флешмоб. Нам повезло – мы поставили два знака и смогли побывать не только на Северном полюсе, но и на Северном геомагнитном полюсе.
- Было сложно прощаться с ребятами, с которыми вы разделили это приключение?
О.Ш.: Ребята все были позитивные, хорошие, интересные. В последний день был вечер-прощание. Нам раздали верёвочки, и мы подходили к людям, к которым мы испытываем наибольшие симпатии и собирали своеобразное ожерелье – подвязывали маленькие оранжевые веревочки на синие, которые висели у всех на шее. Слез было много – океан стал ещё солёнее.
Записала Елена Ольдина
Фото Сергея Колесникова