63.98 Р
71.72 Р
Долой «визуальный шум» из центра города. Что такое дизайн-код и зачем он нужен Ульяновску
14:5918 Марта 2019

Все чаще в соцсетях можно увидеть, как ульяновцы восхищаются снимками городского центра тридцатилетней давности. И это понятно. На них сохранилось то, что сегодня надежно спрятано баннерами и кричащими вывесками. Уникальная в своем роде архитектура закрыта «визуальным шумом».

Разрешить в какой-то мере существующие проблемы призван дизайн-код, который планируют ввести в Ульяновске, начав с исторических улиц. О том, зачем это нужно, рассказали архитектор Михаил Капитонов, а также урбанисты Дмитрий Шацков и Лев Филиппов.

Для справки: Дизайн-код города – свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок и наружной рекламы, фасадов зданий и прилегающей к ним территории в исторической части города и на протяжении туристических маршрутов. Данное руководство обязывает владельцев и арендаторов учреждений придерживаться единого оформления названий, информационных табличек и витрин учреждений, расположенных на фасадах зданий, на которых распространяется дизайн-код.

Необходимость назрела

Проведенный в ознакомительных целях опрос среди ульяновцев показал, что большинство не против введения дизайн-кода.

«Сегодня у горожан постепенно назревает запрос на комфортную среду и формируется умение с ней работать, – отмечает архитектор Михаил Капитонов. – Началось все с собственных квартир, домов, а затем кафе, ресторанов и так далее. Сейчас уже нонсенс, если ресторатор не пригласил дизайнера интерьера для подготовки помещения. Следующий шаг – запрос на что-то общее, а именно – город. И вот здесь запрос общества только начинает формироваться. В этом направлении властям, гражданам и бизнесу придется учиться работать совместно».

По его мнению, дизайн-код — это подобие уборки разгулявшегося бардака на улицах города. Необходимо учитывать, дополняет архитектор, феномен взаимовлияния среды и людей, где первая может как приучить к красоте и порядку, так и привести к обратному эффекту. Ведь, когда видишь на тротуаре мусор, ничего не стоит бросить рядом еще одну бумажку, а если вокруг чисто, вот тогда уже начинает просыпаться совесть.

«На мой взгляд главная ценность города – это его уникальность. В 21 веке это как никогда важно: идет борьба за человеческие ресурсы. Сейчас их получают те территории, которые развиваются и идут в ногу со временем», – считает эксперт.

Бизнес

Важным участником преобразований должен стать ульяновский бизнес, от которого в том числе зависит качество реализации задуманного.

«Насколько я знаю, дизайн-код внедряется в провинции с трудом. Просто потому, что есть рекламный бизнес. Это всегда лобби, возможность получать деньги, просто сдавая обычные поверхности. Когда человек обладает финансовым потоком, и его у него хотят отобрать, естественно, он прикладывает все усилия, чтобы сохранить бизнес», – считает архитектор.

В этом направлении нужен планомерный диалог. Использование только таких инструментов, как диктат и санкции, вызовут лишь волну негатива и саботажа.

Конечно, полный отказ от рекламы вряд ли возможен. Эксперты склоняются к тому, что она должна быть хотя бы сокращена и вписана в городскую среду.

«В самом факте, что реклама на фасадах есть, я ничего криминального не вижу — это интересное средство привлечения внимания, которое может быть эстетичным (вспомнить те же афиши Альфонса Мухи). Плохо другое – отсутствие контроля за тем, как эта реклама вписывается в городскую среду, насколько она уместна. За 28 лет новой России в большинстве городов системно этой темы не касались, однако именно разработка общегородского дизайн-кода может упорядочить хаотичный навес баннеров и вывесок, в том числе низкого качества. Это сложная задача, и уж точно не одни чиновники должны ее решать. Здесь нужна экспертная работа дизайнеров, социологов, историков-краеведов, архитекторов, которая бы учитывала мнение самих предпринимателей, собственников зданий и жителей. Таким образом можно добиться гармонизации внешнего вида зданий и, тем самым, улучшить восприятие городской среды самими горожанами», – выразил свое мнение урбанист Дмитрий Шацков.

Сегодня по всему миру шагает тренд минимализма во всем, в том числе и в дизайне. За следование моде бизнес только вознаграждается положительными отзывами клиентов.

«Сейчас все больше примеров бизнеса, которые располагаются в старых зданиях. Например, дореволюционной постройки. В них они организуют площадки в стиле лофт. Им просто приходится работать с дизайном и наследием, чтобы быть актуальными. Хочешь быть современным и пользоваться спросом – будь добр, сделай классный дизайн», – отмечает Капитонов.

Сущность дизайн-кода

Главные правила дизайн-кода: сдержанность, естественность и функциональность. Назойливые и кричащие вывески должны быть заменены на простые, нейтральных цветов, спокойных стилей и принять регламентированные формы.

Вместе с тем, говоря о дизайн-коде, речь должна идти о регулировании не только вида вывесок.

«Дизайн-код должен нести в себе также свод правил, обязывающий владельцев бережно относиться ко всем элементам культурного наследия. В том числе и оконным рамам, и дверям с ручками. Как можно скорее стоит начать запрещать самовольные перестройки фасадов исторических зданий и зданий – символов ушедшей эпохи», – считает блогер и урбанист Лев Филиппов. 

«Это касается также любой информации на фасадах, содержания архитектуры, наличия кондиционеров, антенн, дорожных знаков. Ведь последнее – тоже мусор. И наши города этим перегружены, – отмечает Капитонов. – В идеале в дизайн-код должна попадать регламентация вида малых архитектурных форм, то есть лавочек, урн, остановок, а также типы мощения и профили улиц. Есть типовые элементы и образцы для тротуаров, бордюров, деревьев, освещения».

Введение дизайн-кода в Ульяновске теоретически должно облегчить работу и жизнь всех участников процесса. Однако в первую очередь горожан, которые все активнее радеют за свою историю.

Алия Утигенова