Самолёт Ивана Павлова взорвался от фашистского снаряда в небе над Венгрией. Но пилот выжил, прошёл немецкий концлагерь, вернулся в боевой строй и стал Героем Советского Союза ...
Он родился 29 декабря 1920 года в селе Воронцово-Александровское (ныне — город Зеленокумск Ставропольского края) в крестьянской семье. Говорить, что с детства мечтал о небе, значит, погрешить против истины. Он нашёл своё место и на земле. После окончания в Ашхабаде педагогического техникума преподавал в одной из поселковых школ Туркмении.
В 1939 году парня призвали на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1942 году Иван в звании старшего сержанта окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, которая тогда была в эвакуации в узбекском городе Джизак. А уже в августе молодой лётчик оказался в действующей армии. Начинал свой боевой путь на Воронежском фронте. Тогда же получил свою первую награду – медаль «За боевые заслуги». Всего их у него будет три, а ещё, помимо Звезды Героя, орден Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
В марте 1943 года пилот участвовал в боях на Белгородском направлении, несколько позже – в битве на Курской дуге, Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции, освобождении Левобережной Украины, в битве за Днепр, освобождении Киева, Югославии и столицы этой страны города Белграда.
Впрочем, мы начинаем забегать вперёд. Лучше всего вехи боевого пути командира эскадрильи Ивана Павлова отражены в наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза. Вот лишь отдельные эпизоды.
2 марта 1943 года. Будучи ведущим авиазвена, Павлов штурмовал немецкие войска, наступавшие на Белград. При выходе из атаки на звено напали 8 истребителей противника. Командир принял решение вступить в бой. Нападение было отбито без потерь с нашей стороны. Командование наземными войсками дало восторженный отзыв о воздушном бое. Немцы понесли большие потери, а их наступление на данном участке было сорвано.
5 марта 1943 года. При возвращении из воздушной разведки Павлов подбил фашистский истребитель и доставил командованию ценные сведения.
16 июля 1943 года. Лётчик подавил 2 зенитные точки и отбил атаку двух «мессершмитов». На следующий день при выполнении боевого задания самолёт Ивана был подбит из зенитки. Рискуя жизнью, пилот не стал покидать машину, дотянул до линии фронта и только тогда совершил вынужденную посадку и сохранил самолёт.
Военная судьба словно испытывала славного лётчика на прочность. 11 августа 1943 года группу наших Ил-2 атаковали истребители немцев. Самолёт Павлова был подбит над целью и стал отставать от группы. И был тут же атакован. Наш пилот бой принял, сам перешёл в атаку, ударил из всех пулемётов и пушек. Один фашист задымился, другой тут же уклонился от боя, а Иван благополучно вернулся на базу.
23.09.1944 года. Группа Павлова записала в свой актив до батальона уничтоженной мотопехоты врага и 5 батарей самоходной артиллерии.
И всё-таки это случилось. 18 марта 1945 года группа получила задание сорвать крупное наступление немцев возле населённого пункта Валково, что на территории Венгрии. Уже горели под крылом 2 танка, 4 самоходных орудия, замолчали 3 точки зенитной артиллерии, полегло или было рассеяно большое количество живой силы. А дальше строки из наградного листа: «На третьем заходе над целью товарищ Павлов взорвался в воздухе от вражеского снаряда и погиб».
Командование полка сочло его погибшим и представило к званию Героя Советского Союза посмертно. А он не погиб, всем смертям назло выжил, попал в плен и 8 мая 1945 года был освобождён советскими войсками из лагеря для военнопленных хорватского города Загреба.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в 133 успешных боевых вылетах, и нанесённый урон противнику в живой силе и технике» гвардии капитан Иван Павлов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания войны Герой продолжил службу в Советской Армии. В 1958 году в звании полковника был уволен в запас. Проживал в Ульяновске. Работал диспетчером службы движения в Ульяновской Школе высшей лётной подготовки Гражданского воздушного флота.
25 февраля 1997 года Ивана Дмитриевича не стало. Он похоронен на Северном кладбище в Ульяновске. На территории УИГА ему установлен памятный знак.