Яндекс.Метрика
Геннадий Коньков: три дня до бессмертия
16:1912 сентября 2018

Осень 1943 года была на изломе: ни Советский Союз, ни гитлеровская Германия не имели в этой гигантской схватке видимого перевеса. Основные события разворачивались вокруг важнейшего стратегического рубежа, каким являлся Днепр. Он давал нашим войскам возможность начать широкое наступление на огромном фронте, приступить к освобождению левобережной Украины и Донбасса. Но Днепр надо было ещё взять.

Гитлеровцы тоже очень хорошо понимали значение этой водной артерии и возвели вдоль неё сильно укреплённую полосу, так называемый «Восточный вал». Они исключали вероятность того, что советские войска сумеют, что называется, с колёс, форсировать Днепр. У них позади остались 400 километров броска на Запад, причём, с тяжёлыми боями. Опять же, Днепр – это серьёзная водная преграда со скоростью течения два метра в секунду, шириной до трёх километров и глубиной до 12 метров, западный берег, который предстоит штурмовать, много выше левого. Опять же, немцы постарались на славу. Они опоясали правый берег сплошными траншеями с множеством огневых точек, сосредоточили целые соединения танков и самоходов. Группы по 50 самолётов каждая были готовы в любой момент начать бомбардировку переправ, если русские пойдут в наступление. Так что преодолеть переправу с ходу большому скоплению войск без детальной подготовки просто не под силу.   

Но фашистское командование просчиталось. Советские войска главную свою цель видели как раз в наступательности. Не снижая темпа, «на плечах» отступающих гитлеровцев вырваться к Днепру, переправиться через него, захватить плацдарм и развить наступление с целью освобождения всей Украины и её столицы – Киева.

Части Степного фронта были одними из первых, кто форсировал Днепр и сокрушил «Восточный вал». В их числе отдельный гвардейский батальон 73-й Сталинградской гвардейской дивизии, в составе которого и воевал наш земляк, будущий Герой Советского Союза пулемётчик Геннадий Коньков. 

Перед началом переправы он ещё раз вспомнил, что очень хотел участвовать в Сталинградской битве. Но не довелось: в ряды Красной Армии его призвали в 1942 году, а на фронт он и вовсе попал уже после разгрома армии Паулюса на берегах Волги. Но в Курской битве участвовал. И вот теперь Днепр.

Мысли, тем временем, уносили ближе к родному дому. Родился Геннадий в 1922 году в селе Сухая Терешка Николаевского района Ульяновской области. Но в Поволжье тогда свирепствовал голод и семья, спасаясь от него, перебралась в посёлок Красные Ткачи, что в Ярославской области. Живописные места на берегу реки Которосли, посёлок, раскинувшийся на холмах, стали его малой родиной. Сначала была школа-семилетка. Потом пошёл отсчёт рабочей биографии. Начинал курьером на фабрике «Красные Ткачи», где к тому времени трудились контролёром его мать Мария Гавриловна и две сестрёнки. Шустрого паренька заметили, и он вскоре освоил профессию наладчика ткацких станков. Не знающий усталости, инициативный, смекалистый, он всегда содержал закреплённое за ним оборудование в рабочем состоянии и чистоте, простоев не допускал, за что ткачихи его любили и уважали. Так он дорос до помощника мастера. И всё у него ладилось, но грянула война.  

Парень сразу же пошёл записываться в добровольцы. К тому времени его братья Анатолий и Степан уже были на передовой, и он рвался в бой. Но ему дали «бронь». А военком вынес резолюцию: «Раздетыми бойцы воевать не могут. Жди своей очереди». И он её дождался.

Переправу через Днепр начали к утру. Коньков был одним из первых. Когда переправились, силами двух взводом зацепились за клочок земли у села Бородаевка и стали окапываться. Геннадию, как пулемётчику, приказано было прикрывать переправу. Бойцов, среди которых был и Коньков, фашисты обнаружили только ближе к рассвету и тут же обрушили на головы наступающих лавину огня. Надо было сбросить этих упрямых русских обратно в Днепр. Но красноармейцы и не думали отступать. У них был приказ удержаться на захваченном плацдарме, расширить его и двигаться вперёд. Завязался крупный бой.

Пулемёт Конькова бил не переставая, до того, что в его кожухе закипела вода. Гитлеровцы отступили.  В наградном листе за подписью командира батальона Малинина будет отмечено, что отважный пулемётчик, прикрывая переправу, уничтожил 23 фашиста, а при отражении немецкой контратаки – ещё 27.   

На рассвете следующего дня войска вермахта снова пошли в атаку, в этот раз под прикрытием танков, один из которых двинулся на окоп Конькова. Подпустив машину вплотную, пулемётчик подбил её противотанковой гранатой, а попытавшийся убежать экипаж расстрелял из пулемёта. 

В наступившей ночи наши бойцы штурмом взяли высоту Безымянную и тут же принялись окапываться. Утром на горстку наших храбрецов двинулся целый батальон гитлеровцев, поползли танки с крестами на бортах, понеслись юркие броневики, поливая бойцов пулемётным огнём. Через несколько минут на месте схватки была «куча мала». Не было ни наступления, ни отступления, ни своих, ни чужих. Каждый дрался сам за себя. Там и тут вспыхивали рукопашные драки, когда в ход шли ножи, каски, зубы, кулаки.

Оставшись без патронов, красноармейцы с гранатами в руках бросались навстречу немецким танкам. По высоте густо и зло били одновременно орудия обеих сторон.

Пулемётную ячейку Конькова, которая поливала фашистов метким огнём, немцам окружить никак не удавалось. На неё бросили все силы и окружили, спрятавшись за броневики. Геннадий остался с фашистами один на один. Кончились гранаты, но пулемёт продолжал выпускать по врагам длинные очереди. И только наехавший броневик заставил его замолчать ... Когда подоспело подкрепление с левого берега, которое отбросило фашистов с высоты и освободило Бородаевку, пулемётчик был ещё жив. Но седьмого октября 1943 года он скончался, не приходя в сознание.

Три недели спустя гвардии рядовому Геннадию Гавриловичу Конькову Указом Президиума Верховного Совета ССР было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Похоронили героя в братской могиле села Бородаевка Днепропетровской области Украины. На месте захоронения установили памятник. В посёлке Красные Ткачи его именем назвали улицу, а на проходной фабрики, где он работал, установили мемориальную доску.   

Виктор Никитин