На прошлой неделе в Ульяновской области подвели итоги работы транспортного комплекса в 2017 году. В целом, как отметил, директор регионального департамента транспорта Юрий Чибисов, транспортная доступность населения обеспечена, но, как оказалось, не все категории перевозчиков чувствуют себя комфортно. Если автомобильные и железнодорожные компании недостатка в перевозках не испытывают, то в единственном функционирующем сейчас аэропорту наметились тревожные тенденции.
Автоперевозки
Сейчас в Ульяновской области действуют 178 межмуниципальных маршрутов, где работают 55 перевозчиков и 800 автобусов, в областном центре на 82 маршрутах свои услуги предлагают 18 компаний, имеющие в парках 1200 единиц транспорта. По словам Чибисова, за последние три года за счёт бюджетных средств приобретено 110 новых машин, сами перевозчики закупили ещё 200 автобусов. Самым востребованным видом пассажирского транспорта в прошлом году было перевезено в общей сложности почти 300 миллионов человек. За полгода 2018-го это количество уже превышено, а с центрального автовокзала уехало на 93 тысячи человек больше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Росту пассажиропотока поспособствовал и чемпионат мира по футболу, матчи которого проходили в четырёх городах Поволжья. Спокойно чувствовать себя перевозчикам помогает не только доступность автомобильного транспорта для населения, но и государственная поддержка – ежегодно бюджетом направляются субсидии в размере 120 миллионов рублей на перевозку жителей региона.
Между тем, по-прежнему не решена проблема доступности маршруток в вечернее время и старого подвижного состава. На это накладывается и отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, в которой не всегда учитываются интересы транспортного комплекса при застройке новых микрорайонов. Вместе с этим, наблюдается и недостаток современных остановочных павильонов. Эти задачи, заверил Чибисов, будут решены в ближайшие годы.
Железные дороги
Не менее популярный у населения железнодорожный транспорт также пока не испытывает серьёзных проблем. Количество перевезённых пассажиров в 2017-м составило 480 тысяч человек, а за 6 месяцев 2018-го их число составило 513 тысяч. Наиболее популярные направления – Москва, Петербург, Новороссийск, Кисловодск и Адлер. В отрасли отмечается стабильное развитие инфраструктуры, прежде всего, модернизация вокзалов в Ульяновске, Димитровграде и Инзе, обновить которые стоило, в общей сложности, 400 миллионов рублей. В этом году модернизация центрального вокзала в Ульяновске продолжится – здесь появится тоннель для выхода пассажиров на 3-ю платформу со всем необходимым оборудованием для маломобильных граждан, а также новые камеры фото- и видеофиксации для безопасности. Стоит отметить, что в марте на ульяновские железные дороги вышли 24 новых вагона, курсирующие в составе поездов «Ульяновск – Москва». Следующий шаг – участие Ульяновской области в амбициозном проекте строительства скоростной магистрали «Москва – Казань», которая должна будет пройти через наш регион.
Аэропорт в убытке
А вот с авиаперевозками не всё так гладко. Как известно, с началом реконструкции центрального аэровокзала в Баратаевке вся нагрузка по обеспечению перелётов легла на аэропорт «Ульяновск – Восточный», отчего здесь вырос и пассажиропоток. Если в 2016 году услугами «Восточного» воспользовались 198 тысяч раз, то в 2017-м аэропорт перевёз 246 тысяч. За первые шесть месяцев этого года аэровокзал принял 106 тысяч человек, в том числе и 600 болельщиков из Ирана. Однако, как говорит генеральный директор «Ульяновск – Восточный» Владимир Гортиков, перед аэропортом встают совсем не радужные перспективы. Говорить об этом можно, в первую очередь, из-за существенно снизившегося грузового потока: основной клиент компания «Волга-Днепр» практически перестала пользоваться услугами аэропорта. Главная же проблема, по словам Гортикова, – отсутствие экономики.
«С каждым годом пассажиропоток увеличивается, однако убытки аэропорта только растут, – сказал директор «Восточного». – Сильно выросли затраты на установку техники, теплоносители и прочие услуги сторонних организаций. И даже растущий пассажиропоток не компенсирует наши убытки. Прибыли мы не имеем, а потому и не можем вкладываться в развитие аэропорта».
Выйти в плюс, как отмечает Гортиков, можно при условии возрастания пассажиропотока минимум в 10 раз. Однако этого, считают в аэропорту, не предвидится. Дело в том, что в этом году были закрыты несколько направлений перелётов, например, Нижний Новгород и Сочи. Плюс, существенно снизилась востребованность традиционно популярных у ульяновцев поездок в Анталью. Отпугивает клиентов неоправданно высокая цена на билеты, достигающая 7-8 тысяч, а иногда и выше 10 тысяч рублей, на рейс до Москвы. При таких раскладах ульяновцам выгоднее улететь из соседних Казани, Самары или Чебоксар, где «Аэрофлот» и «Победа» предлагают билеты в столицу за 3,5 и 2,5 тысячи соответственно.
Ценовая ситуация с гражданскими авиаперевозками обещает исправиться с открытием центрального аэропорта, который возобновит полёты в этом месяце. В регион придёт «Аэрофлот», обещающий связать Ульяновск со всеми аэропортами Москвы, вероятно, возобновится работа с лоукостером «Победа», и появится компания «Северный ветер». Вместе с тем, «Ульяновск – Восточный», возможно, перейдёт, к выполнению лишь испытательных полётов.
Абдулла Шакиров