Яндекс.Метрика
Тамара Девяткина: «Главное, чтобы детям рядом с учителем было интересно»
13:5029 сентября 2017

В этом году Ульяновский государственный педагогический университет имени Ильи Ульянова отмечает 85 юбилей. К юбилею вуз проводит первый форум выпускников.  29 и 30 сентября выпускники Педа разных лет смогут встретиться со своими однокурсниками и старыми друзьями, отдать дань уважения и признательности вузовским наставникам, ушедшим из жизни, пообщаться с преподавателями и нынешними студентами, вспомнить свои студенческие годы и увидеть, чем сегодня живёт Ульяновский педагогический.

Накануне форума ректор УлГПУ Тамара Девяткина, сама выпускник этого вуза, ответила на вопросы ИА Media 73. Мы спросили, почему Тамара Владимировна выбрала педагогический, каким был ее первый урок, каким должен быть студент УлГПУ и чем отличаются студенты прошлых лет от современных. 

Тамара Владимировна, расскажите, почему после школы вы выбрали для себя педагогический вуз?

– Знаете, я для себя после школы выбрала другой вуз – юридический. Но сегодня с благодарностью вспоминаю своего директора школы и учителя русского языка и литературы, заслуженного учителя РСФСР Тамару Ильиничну Чулкову. Она мне говорила: «Тамара, ты даже не думай! Что ты голову морочишь себе, родителям? Ну какой юридический вуз? Ты – педагог. И тебе надо идти в педагогический обязательно. И помяни моё слово: ты всё равно придёшь в педагогический.»

В итоге так и случилось. Хотя я не считала, что у меня были какие-то особые «задатки» педагога. Просто в школе я была очень активной, мне все было интересно, да и первый опыт руководителя я получила как раз в школе. Можно сказать, прошла весь путь от октябрятской «звездочки» до секретаря школьного комитета комсомола.

А в принятии окончательного решения о поступлении большую роль сыграли мои учителя. Помимо Тамары Ильиничны Чулковой, это и классный руководитель Мария Федоровна Журова, учитель немецкого языка, очень ответственная, очень переживавшая за свой класс, за наши успехи. И Тамара Николаевна Макарова, руководитель ансамбля «Юность». Талантливейший руководитель, педагог и хореограф. Один из её известных воспитанников и мой тогдашний партнёр по танцам – Евгений Александрович Корнилов, художественный руководитель ансамбля танца «Счастливое детство». Восемь лет работы в ансамбле под руководством Тамары Николаевны мне очень многое дали и многому меня научили.

А в институте я проучилась очно только первый курс. Вышла замуж, родилась дочь, и пришлось перейти на заочное обучение. Мои студенческие годы, как и у большинства тогдашних заочников, – это работа в школе с детьми плюс учёба.  Зачёты и экзамены я все время стремилась сдавать до сессии, благо в институте тогда была возможность для заочников приехать на так называемый учебно-консультационный пункт в последнюю пятницу каждого месяца. Зато во время сессии можно было, не отвлекаясь на зачеты и экзамены, слушать лекции, готовиться к семинарам, читать.

Как вы считаете, в чем преимущество УлГПУ среди других вузов города и Поволжья?

– Одно из преимуществ – многолетние традиции. Педагогический был основан первым среди вузов области. Сюда приезжали работать, особенно в послевоенные годы, не только известные учёные, такие, как, например, Александр Александрович Любищев, но и молодые кандидаты наук, получившие высшее образование или прошедшие аспирантуру в столичных университетах или сильных региональных вузах: Благовещенский, Сытин, Левинтов, Левина, Штраус… Все они были не только яркими и неординарными людьми, но и представляли классические научные школы, имели свои взгляды на подготовку учителя. В результате был сформирован очень сильный коллектив преподавателей, который заложил основы предметной подготовки высокого, практически столичного уровня. И эта традиция сохранялась на протяжении всего советского, да и постсоветского периода существования вуза. Она дала возможность сформироваться сильным научным школам, воспитать целое поколение учёных и педагогов, которые сегодня продолжают дело всей жизни своих замечательных наставников, работая во всех университетах Ульяновской области.

Второе преимущество – педагогический вуз всегда привлекал талантливых людей, потому что здесь, помимо предметной подготовки, студенты могли научиться важным и полезным для профессии учителя дополнительным знаниям и навыкам. Хор, изостудия, драматический кружок, туристская секция, кружок технического творчества, школьный музей – для многих выпускников создавать такие кружки и студии в школе было легко и просто. Причем неважно, заканчивал человек физмат или истфил. Поэтому вот такое творческое начало, как это сейчас модно говорить, «креативность», – черта, которая по сей день присуща именно выпускникам педагогического университета.

Отличаются ли студенты вашего времени от современных? Как вы думаете, чего им не хватает? И как вы считаете, кому легче учится?

– Безусловно, отличаются. Другие времена, да и страна стала совсем другой. В наше время заграница была закрыта, мы, по большому счету, не знали, что там на самом деле происходит. Зато у нас было неоспоримое преимущество: несмотря на молодость, мы находились с нашими педагогами в общем-то на одной «культурной волне», видели в преподавателях не только «источник знаний», но и людей, на которых хотелось быть похожими, по чьим поступкам хотелось сверять свои собственные.

Сегодня, на мой взгляд, мы видим серьезный поколенческий «культурный разрыв». У современных студентов есть колоссальные возможности получать любую информацию через интернет, своими глазами видеть, что происходит во всем мире, путешествовать. Безусловно, они (студенты) совсем другие. Мы воспитывались иначе, и программные требования ко всем студентам были одинаковыми, как и воспитательные требования. Все-таки мое поколение воспитывалось комсомолом под девизом «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Сейчас этого нет. Хотя мне очень нравится, что в последнее время патриотическому, духовно-нравственному и трудовому воспитанию на всех уровнях уделяется все больше внимания. И если говорить о студентах нашего вуза, то эти традиции у нас в университете также сохранились. Особенно приятно, что наши молодые преподаватели стараются поддерживать и продолжать то, что было сделано их предшественниками.

Каким должен быть студент УлГПУ?

– Он должен быть очень ярким, незанудливым и много чего уметь. Просто учитель-предметник вряд ли будет интересен школьникам. Ребятам всегда важно, а что еще умеет их учитель? Сочинять стихи, играть на гитаре, ходить в походы, заниматься спортом, макеты делать, танцевать, заниматься компьютерным дизайном или уметь программировать – неважно что.  Главное, чтобы детям рядом с учителем было интересно. И еще – любить жизнь, быть общительным и сохранять оптимизм. Потому что если учитель будет любить свою жизнь, будет сохранять оптимизм в любой ситуации, то он всегда будет стремиться сберечь и другие жизни, и ему будут доверять и дети, и родители, и руководство школы.

Какие качества вам больше импонируют в студентах – исполнительность или креативность?

– Хороший вопрос. Думаю, и то, и другое в одной связке студентам не помешает. «Накреативить» ведь можно все, что угодно, а вот воплотить это в жизнь не всегда бывает просто. Если предлагаешь идею – научись её исполнять. Ведь самое приятное, когда твоя задумка превратилась в конкретный результат.

Какой процент студентов по окончании работает по специальности?

– Трудоустройство выпускников – один из показателей, по которому оценивается эффективность вуза. Поэтому мы достаточно внимательно отслеживаем, куда уходят наши выпускники, что с ними происходит через два-три года после выпуска. Если говорить именно о педагогических специальностях, то в последние годы непосредственно в школу приходят работать порядка половины выпускников бакалавриата. Ещё четверть выбирают себе работу в других отраслях социальной сферы. Остальные идут учиться в магистратуру, уходят служить в армию. Не секрет, что около 10-12 процентов выпускников уезжают «пытать счастья» из области в другие регионы.

В вопросах трудоустройства нынешних выпускников есть немало проблем, которые мы пытаемся решать. Например, методическая и психологическая поддержка молодых педагогов, чтобы начинающий учитель не оставался один на один со своими проблемами. Или внедрение новой модели целевого обучения, когда муниципалитет, понимая свою потребность в кадрах, заключает контракт со студентом третьего или четвёртого курса и вузом. В таком контракте прописываются все социальные и финансовые обязательства, а также ответственность будущего работодателя, студента и университета.

Мы видим, что сегодня число учащихся в школах увеличивается. Пока это происходит в начальной школе, а совсем скоро затронет не только средние, но и старшие классы. А значит, будет возрастать и потребность в молодых учителях, наших выпускниках.

Назовите три вещи, за которые вы любите УлГПУ

– Во-первых, это наши студенты. Они отличаются от других не только своим творческим духом, но и желанием быть друг другу полезными, умением дружить, объединяться во имя общего дела. И это доказано много-много раз нашими победами и в эстафетах, и в студенческих вёснах. В то же время, у них есть интерес и желание учиться. Мне всегда приятно заходить в читальный зал нашей вузовской библиотеки, там всегда много студентов.

Во-вторых, мои коллеги, наши преподаватели и сотрудники. Умные, интересные, неординарные люди, с которыми можно общаться на любые темы, всегда узнавать что-то новое и многому научиться.

И третье: педагогический университет – это огромные возможности для совместного творчества по любым направлениям развития системы образования. Здесь можно учиться у всех и всегда. Когда-то я очень скучала по школе, потому что много лет была все-таки школьным работником. Сегодня мы с коллегами реализуем в университете идею создания научно-образовательного комплекса, который включает в себя все уровни образования: от детского сада до повышения квалификации педагогов. То есть каждый участник наших образовательных проектов может, работая в вузе, непосредственно заниматься и дошколкой, и средней школой, и работой с учителями. Не скрою: мне было очень приятно в сентябре встречать на разных факультетах выпускников нашего лицея, которые поступили к нам в университет. На сто процентов уверена, что они также будут любить свой вуз, как и выпускники прошлых лет.

Встречаетесь ли вы с вашими одногруппниками? Сколько из них пошли работать в школы?

– К сожалению, специально и целенаправленно – нет. Вот с одноклассниками встречаюсь. Думаю, здесь просто сказалась специфика заочного обучения. В группе у нас было 27 человек, и практически все работали в системе образования. Большинство моих одногруппников уже на пенсии, отдыхают. Многие из них работали директорами школ, а в бытность министром образования региона я побывала практически в каждой школе. Когда во время таких выездов встречалась со своими одногруппниками, то мне всегда было очень приятно пообщаться, вспомнить былые годы нашей учебы в вузе.  

Тамара Владимировна помните ли вы, о чем мечтали после выпуска?

– Вы знаете, когда я пришла работать в школу пионервожатой, я точно знала одно: буду директором школы. Мне очень нравился мой первый директор школы Быков Фёдор Васильевич. Он прошёл большую партийную школу, был человеком очень сдержанным, говорил тихо, но его все прекрасно слышали и слушали, никогда не ругался, но ему никто и не перечил. А я, напротив, была очень эмоциональной, и мне хотелось быть такой же спокойной и рассудительной, быть похожей на него и на другого моего директора школы Тамару Ильиничну Чулкову. И я не то, чтобы об этом мечтала, а была уверена: до директора школы я точно дорасту.

Вы учитель русского языка и литературы, какой предмет вам нравилось преподавать больше и почему?

– Я очень люблю русский язык, но я всегда вела литературу, причём именно в старших классах. Этот предмет мне очень нравился со школьной скамьи. Спасибо маме с папой, которые привили мне любовь к чтению, к книге. Готовилась к урокам я всегда очень тщательно, ведь на учителе литературы тогда была большая ответственность: подготовить ребят не только к выпускному экзамену, но и к сочинению.

Расскажите о наиболее ярких и значимых моментах вашей деятельности после окончания УлГПУ?

– Думаю, что большинство этих моментов связаны с работой в школе. Один из самых значимых – звание заслуженного учителя России. Я это звание получила не как директор школы, а как учитель литературы за организацию в школе №25 Димитровграда профильных гуманитарных классов. В конце 80-х годов профильные классы только-только стали появляться в школах. И такой гуманитарный класс мы организовывали с Ольгой Журавель, тоже выпускницей нашего университета, учителем истории. Это был интереснейший период, потому что мы с Ольгой Сергеевной постоянно стремились придумывать для себя и ребят новые формы работы. Если, например, мы изучали «серебряный век» русской поэзии, то выезжали с учениками на каникулах в Санкт-Петербург, ходили по литературным музеям, слушали лекции, «погружались» в материал.

Кстати, тогда к нам на уроки приезжали преподаватели из педагогического университета: Надежда Васильевна Алексеева, Майя Павловна Чередникова, Сергей Михайлович Шаврыгин, Татьяна Петровна Швец. Они два года наблюдали за нашими ребятами, за их «ростом» как гуманитариев, помогали нам методически.

В итоге я стала вести областную школу передового опыта по созданию таких классов. На неё приезжали коллеги-учителя, но только из Ульяновска, но и других городов. Было очень интересно работать, и я с удовольствием вспоминаю это время. Дальше для меня был большой и очень знаковый период: девять лет я была директором городской гимназии города Димитровграда. Это была для меня очень важная, интересная и ответственная работа, потому что предстояло практически с нуля создать новую школу, собрать педагогический коллектив, сплотить его.

Замечу, что в первый год работы школы со всего Димитровграда к нам пришли работать 11 заслуженных учителей Российской Федерации и 18 отличников народного образования. В результате получился сильнейший, очень творческий коллектив. С таким желанием мы взялись за развивающее обучение. Оно как-то не культивировалось здесь, в Ульяновской области. И на повышение квалификации приходилось уезжать либо в Москву, либо в Харьков к Владимиру Владимировичу Репкину, который работал по системе Эльконина-Давыдова, в Самару, Уфу, Томск. Это была интереснейшая работа с профессиональной и чисто человеческой точки зрения, потому что одновременно происходило становление двух коллективов – учительского и ученического. Где бы ни работали сегодня тогдашние выпускники городской гимназии Димитровграда, они с удовольствием встречаются друг с другом, а если приезжают в родной город, то обязательно приходят в свою Альма-матер и всегда с благодарностью по отношению к педагогам, с которыми мне посчастливилось вместе работать.

Расскажу забавный эпизод: когда мы начинали, заведующая гороно меня пригласила и сказала: «Надо школе дать номер. Вот свободны номера 11, 13 и 26». А мы, 13 учителей, как раз перешли из 25-ой школы. И мы решили, что пусть будет школа развивающего обучения под номером 13, хотя нас все пугали и отговаривали. В итоге проработали мы вместе почти десять лет, очень дружно и очень творчески. Вера Николаевна Чиркова, Максаева Любовь Ивановна, Орлова Валентина Петровна, Моторина Валентина Ивановна, Худякова Людмила Сергеевна, Сергеева Татьяна Ивановна, Окорокова Надежда Викторовна, Долженко Ирина Павловна, Крылова Валентина Петровна, – каждая из них вела областную школу передового опыта, каждая была не просто профессионалом, а настоящим мастером. Уроки этих учителей были настоящими мастер-классами. Конечно, рядом с ними была и молодёжь, которая выросла в этой школе.

И я в таком коллективе тоже «выросла» как руководитель. Этот бесценный опыт мне помогал на всех последующих работах: заместителем мэра Димитровграда, министром образования и науки Ульяновской области, заместителем председателя правительства региона. Не могу не сказать и о человеке, который также оказал огромное влияние на меня и в качестве руководителя, и своим творческим, неравнодушным отношением к порученному делу. Это Сергей Иванович Морозов.

Хочу сказать, что опыт управленческой работы на муниципальном и государственном уровне я оцениваю как огромное приобретение, которое позволяет сегодня решать задачи развития такого «непростого» учреждения, каким является педагогический университет. Ничуть не хочу принизить значение школы и учителя, тем более, что школу я знаю очень хорошо и нет ни одной профессии, ни одной должности, через которую я бы в школе не прошла. Но университет – это ступень выше. Не хочу сказать – серьёзнее или важнее, но она действительно выше. Поэтому опыт долгих лет работы в команде Сергея Морозова – это большая школа, которая помогает работать так, чтобы вуз не потерял с твоим приходом, а только приобрёл.

Если говорить о конкретных узловых «точках» и значимых событиях, давших мне очень многое как руководителю, то это программы «Культурная столица Поволжья» и «Культурная столица СНГ». Это реализация приоритетного нацпроекта «Образование», важность которого мы осознаем только сейчас. Компьютерные классы, оборудованные кабинеты, интернет, школьные автобусы, спортивные залы, даже, извините, тёплые туалеты в сельских школах, – все это воспринимается как норма, и это правильно. Но ведь ещё 10-12 лет назад ничего этого в большинстве школ области не было! Очень благодарна своим бывшим коллегам по социальному блоку, потому что им приходилось интенсивно работать, можно сказать, день и ночь, чтобы добиться нужных результатов.

Ваш первый урок в школе, расскажите, что вы чувствовали тогда? Как он прошел? Какой это был класс? Какой урок?

– Свой самый первый урок в качестве учителя я, честно говоря, не помню. Но очень хорошо помню урок в первый год работы, на который ко мне пришёл директор школы. Надо сказать, что первые три года я преподавала историю в школе №16 Димитровграда. Сейчас это может показаться странным, но был период, когда устроиться в школу учителем было очень сложно: вакантных мест просто не было. И когда я уходила из горкома комсомола работать в школу учителем, мне просто повезло, что факультет, который я закончила, назывался историко-филологическим, и я могла вести уроки истории в четвёртом классе. Этот урок я буду помнить всегда. Была фронтальная проверка школы, и ко мне на урок собралась прийти инспектор гороно Мария Григорьевна Пинчук. А директор школы пошёл вместе с ней, чтобы в случае чего защитить молодого педагога. Тема урока была связана с Октябрьской революцией. Я приготовила пластинки с записями воспоминаний участников революции, музыкой Сергея Рахманинова, стихами Владимира Маяковского… Думала, что меня похвалят и поставят пятёрку. Но когда эти два мудрых человека начали разбирать мой урок, то уже на половине этого разбора я поняла, что можно содержательно все сделать правильно, и даже, как мне сказали, «очень красиво», но сугубо методически и организационно я допустила много ошибок. Очень благодарна людям, которые не разнесли меня в пух и прах, а сказали, что впереди у меня много творческих лет учительской работы.