Яндекс.Метрика
14 советов, как настроить ребёнка на новый учебный год
10:5725 августа 2017

Через неделю начнется новый учебный год. Его ждут и с радостью, и с тревогой. Смена режима и вида деятельности может стать стрессом для детей и их родителей. Как адаптировать ребенка к учебному процессу, рассказала заместитель директора по реабилитационной работе центра «Семья» Светлана Макарова.

«Общепринятой считается оценка школьной готовности по четырем показателям: физической, эмоционально-волевой, социальной, интеллектуальной, – поделилась Макарова. – Они сохраняют свою актуальность в течение всего периода обучения, хотя и в разной степени представленности». Светлана Викторовна дала несколько советов родителям, школьникам и студентам о том, как морально, эмоционально и физически подготовить себя к учебному году.

  1. Оцените физическое состояние своего ребёнка, проверьте, что все необходимые медицинские процедуры пройдены или были не нужны, и ваш школьник здоров. У каждого есть свои особенности, которые стоит учитывать: некоторым требуется не 8-9, а 10 часов сна и даже дневной сон, кто-то максимально работоспособен после школы в 15-17, кто-то в 16-18 часов. Понаблюдайте за своим ребенком и выработайте для него максимально удобный режим, которого следует придерживаться постоянно. Потихоньку подводите ребенка к режиму (подъем, завтрак и так далее), близкому к школьному.

  2. Ищите способы оптимального пробуждения: разбудить и дать полежать 15 минут, или разбудить и подниматься под счёт, выполняя какие-либо упражнения.

  3. Придумывайте ритуалы, которые обогащают жизнь вашего ученика.

  4. Помните, что многие негативные явления в поведении подростков могут быть связаны не только с их эмоциональной незрелостью, но и с физиологической перестройкой организма, что требует особого внимания к здоровью, сочетанию режима «нагрузка-отдых».

  5. У детей при переходе в среднюю и старшую школу меняется социальный статус, растет эмоциональная нагрузка, всё больше востребованной становится произвольность в поведении. Детям постоянно напоминают, что «ты уже взрослый», «у тебя скоро экзамен», «если сейчас не постараешься, то».

  6. Взрослые забывают, что у детей другая временная перспектива и немногие из них способны строить долгосрочные планы и мотивироваться ими.  Чем младше ребенок, тем эффективнее мотивировать детей «здесь и теперь». Хорошими примерами мотивации являются желание порадовать родителей; почувствовать себя взрослым, ответственным, успешным; испытать интерес от узнавания нового.

  7. В начале года всем ученикам нелегко. Добавим сюда большое количество новых контактов, в том числе учителей, увеличение нагрузки за счет новых предметов, кабинетной системы и другие. И тогда нам станет понятна быстрая утомляемость детей и зачастую их нежелание учиться.

  8. Мы можем понять своих детей, создать правильную систему взаимодействия «взрослый-ребенок» внутри семьи; если сын или дочь научатся слушать и слышать взрослого, делиться переживаниями. Если ребёнок, подросток умеет справляться со своими негативными состояниями, умеет адекватно получать положительные эмоции, то он справится и с проблемами в общении в школе. Чем лучше контакт в семье с ребенком, тем больше у ребенка ресурсов простроить оптимальный контакт с миром.

  9. Можно сейчас заранее оговорить с ребенком возможные варианты тревожащих ситуаций и «на берегу» договориться о способах их преодоления.

  10. Обозначьте свои границы. Расскажите, где и чем вы можете помочь. Выскажите, уверенность, что вместе вы найдете выход из любой ситуации.

  11. Что касается интеллектуальной готовности и познавательной нагрузки, то смею предположить, что слабые стороны своего ученика вы уже знаете. Старайтесь не запускать проблему. Обычно у ребят не хватает силы воли заставить себя усиленно заниматься тем, что для них тяжело. Что можно сделать, чтобы стало легче? Иногда нужно просто поддерживать, иногда – контролировать, иногда – предлагать свою помощь в объяснении, иногда – привлекать репетитора. Важно, чтобы у ребенка была возможность справиться с учебной нагрузкой. То, что, получается, вызывает больший интерес.

  12. Проявляйте искренний интерес к тому, что изучает ребенок, максимально расширяйте его кругозор, тем самым вы будете развивать его познавательную потребность.

  13. Для старшеклассников важно расставить приоритеты в учёбе, возможно, подумать об углубленной профориентации, чтобы понять, изучению каких предметов отдать предпочтение. Сейчас существуют надежные методы диагностики.

  14. Первокурсникам сузов и вузов, особенно уехавшим в другие города, советуем не торопиться, осмотреться и сориентироваться в ситуации. Успокоиться, привыкнуть и лишь потом выбирать способ действия. Для вас очень важно правильно организовать свою жизнь, сочетать бытовые обязанности с учебными, найти друзей, не остаться одному, но и не стараться быть как все.

 

Елизавета Игнатович